Название игротеки для детей. Проект детско-родительского клуба "семейная игротека"

Интервью с Еленой Соколовой, внимательной мамой двоих детей, владелицей интернет-магазина «Веселые деревяшки» и ведущей детских игротек в Самаре. Вопросы задавали авторы «Игровой галереи», Ирина Самошкина и Андрей Василенко.

Как пришла в голову идея проведения игротек?

Это был долгий процесс, не спонтанный. Я всё больше и больше замечала родителей, которые говорили про 5-6 летних детей, что они уже взрослые, что современным детям нужен сейчас только компьютер и больше ничего. Это была самая угнетающая и не дающая мне покоя мысль. Я была просто уверена, что если детей чем-то заинтересовать в реальном мире, а не в виртуальном, то им тут намного интересней и что они не будут рваться к компьютеру. Главное – ИГРА. Причем для младших школьников тоже важна именно сама игра и игровой процесс, в котором дети проживают другую жизнь. Я сама очень люблю играть со своими детьми (у меня их двое – 5 и 2,5 года). Таким образом, стала выкристаллизовываться идея игротек для детей разных возрастов, с разными играми – подвижными, настольными, ролевыми и т.д.

В Москве проводятся игротеки по настольным играм, это делают магазины настольных игр: чтобы познакомиться с игрой, надо в нее поиграть, продавец за прилавком так об игре не расскажет. А у вас игротеки – это знакомство с разными игрушками? Или что-то еще?

Прежде всего, игротека – это возможность показать детям и их родителям всё многообразие игрового мира. Большинство людей, которые приходят на игротеки, совершенно даже не представляют, что есть такие интересные и занимательные игры. При чем мы проводим игротеки не только с теми играми и игрушками, которые сами продаём – т.е. мы совершенно не заинтересованы в рекламе конкретного продукта. Тем не менее – мы рады, что дети играют, узнают что-то новое, а родители понимают, что ребёнок ЕЩЕ не вырос и готов играть и играть, главное – найти соответствующие возрасту ребёнка игры.

Какие задачи решают игротеки, для чего они нужны?

Основная цель идеи – это убедить и показать родителям, что их дети хотят играть в реальном мире. Отобрать детей у компьютера. Потом уже появилась идея играть и в игрушки из ассортимента нашего магазина, и в другие игры. На игротеках дети раскрываются иногда с самой непредсказуемой стороны. В настольных играх дети играют команда на команду, или один на один – учатся взаимодействовать друг с другом, решать проблемы не напором, а мозгами. А иногда дети так заигрываются, что родители не могут увести ребёнка домой 😉

Кто приходит на игротеки? Какого возраста дети участвуют в игротеках, есть ли ограничения по возрасту?

Приходят дети от полутра до 15 лет и отдельная категория – взрослые. Игротеки разделены по возрастному критерию: 1,5-3 года, 3-5 лет, 5-7 лет, 7-10 лет, 10-15 лет. Иногда приходят и 5-летки играть с 10-летками, мы не препятствуем. Но всё же лучше играть детям примерно одного возраста, игры мы заранее обдумываем и подбираем для конкретного заявленного в анонсе возраста. Помимо детских игротек мы проводим и игротеки для взрослых – с настольными играми. Безумно интересные и весёлые вечера получаются. Ещё устраиваются турниры по некоторым играм с победителями, наградами и ценными призами, что для детей очень важно.

Как проходили первые игротеки, какие препятствия встречались на пути?

Одно из препятствий – это НЕ чёткая организация народа. Иногда приходило слишком много народа и игротека получалась сумбурной по причине не хватки места для всех. А иногда приходило мало народа, и тогда может быть скучновато. Важно вводить обязательную предварительную запись.

Какие отличия у игротек от развивающего детского клуба, монтессори-среды?

Детские клубы ставят себе целью научить чему-то ребёнка, показать родителям РЕЗУЛЬТАТ именно обучения. На игротеках же мы ничему не обучаем ребёнка, пока он сам чему-то не научится. Полная свобода действий!

Что поменялось, от чего пришлось отказаться?

Сначала игротеки были бесплатными, но потом из-за того же желания более чёткой организации самого процесса мы ввели плату. Тогда люди стали более серьёзно относиться к мероприятию.

Как часто сейчас проводятся игротеки, хотели бы вы их проводить чаще/реже? Почему?

Примерно 1 раз в неделю, иногда 1 раза в 2 недели. Хотелось бы чаще, конечно.

Как именно проходят игротеки, что делают дети, есть ли четко установленный план?

Дети на игротеках играют в игры 😉 План примерный есть, процесс спокойный и самоуправляемый. С детьми иногда совершенно невозможно предугадать, во что им сегодня понравится играть. Детям предлагаются разные игры в свободном доступе, которые им соответствуют по возрасту, и дети сами разбредаются кто куда. Иногда все сидят и собирают пазлы, иногда соревнуются в ловкости в подвижных играх, иногда строят город из огромного количества кубиков, иногда кто-то один строит железную дорогу со сложными развязками, а другие строят вокруг город, с настольными играми все вовлечены в процесс и сосредоточены на выигрыше.

Много ли детей играет одновременно?

Исходя из практики, больше 10-12 человек мы не приглашаем. Если больше – получается шумно и суетливо. Хотя всё зависит от размеров помещения, чем больше помещение, тем больше можно пригласить семей.

А самая большая игротека по числу участников, которая у Вас была – это сколько человек? А самая маленькая?

Самая благодатная аудитория – это малыши от 1,6 до 3 лет. Они пока все сидят дома с мамами и эти мамы относительно свободны днём. Поэтому вот их всегда и больше всего. Однажды было около 20 детишек и, соответственно, столько же мам;)) Ничего – все распределились по своим интересам в одной большой комнате. Самая маленькая игротека – один раз была одна девочка, с ней мы строили из конструктора Матадор разные фигуры – она была в полном восторге! А однажды, вечером в будни, вообще никто не пришёл (был сильный дождь плюс большая авария на центральной магистрали города – весь город буквально стоял в пробке), мы сели с администрацией детского клуба (нас было 4 чел.) играть в нашу любимую игру «Диксит» – проиграли 2 часа и довольные разошлись по домам 😉

Кто ведет игротеку, каким должен быть ведущий игротеки, какие его главные качества?

Игротеки у нас всегда веду я сама, никому больше этот процесс я пока не делегировала. Повторюсь, что я сама очень люблю поиграть, поэтому если что-то интересное происходит, то я вся в игре тоже вместе с детьми. Вообще, ведущий должен быть прекрасно осведомлен о предлагаемых играх, где их можно купить, как в них играть и т.д. Помимо этого, ведущий должен быть добрым и открытым человеком 😉

Какие правила действуют на игротеке, как и кто следит за их соблюдением?

Правил практически нет. Разве только чтобы дети не повредили себя физически. С малышами вместе в зале играют и их мамы. Ведущий следит за общим игровым процессом, направляет детей к тем или иным играм, знакомит детей с игрушками, объясняет правила конкретных игр. Если есть призы, то надо позаботиться о том, чтобы не было потом кому-то обидно что ему ничего не дали – что-то мелкое, но приятное, надо подарить всем участникам игротеки.

Каким должно быть помещение для игротек, на что важно обратить внимание при выборе помещения?

Для малышей до 3 лет однозначно нужно, чтобы в помещении было ковровое покрытие пола, они постоянно ползают на коленках. Для игротек с настольными играми нужны столы: низкие для малышей и обычные для детей постарше и взрослых. Если дети будут заниматься строительством из кубиков или рельс для железной дороги, то нужно проверить устойчивость кубиков на ковровом покрытии, чтобы не было нигде «пузырения» ковра. Кубики должны быть устойчивые, например, у нас дети играют в конструкторы от нашего российского производителя – Краснокамской фабрики деревянных игрушек. Эти кубики замечательные, проверены временем – они не скользят друг по другу, очень хорошо стоят на любой грани, устойчивые, что хорошо для больших строений. Если же коврового покрытия нет, то сразу нужно предупреждать, чтобы участники приносили с собой сменную обувь.

Проводили ли вы игротеки на открытом воздухе? Какие?

Да, у нас были игротеки на фестивале авторской песни имени Валерия Грушина, на мероприятии для детей «Ночь в музее» и многих других площадках. Дети с удовольствием так же играют с предложенные им игры, больше, конечно, подвижных игр. Но бывало и все сидели на подстилках и увлеченно собирали деревянные пазлы из ассортимента нашего магазина 😉

Как складываются отношения между детьми во время игры?

В основном положительно. Лишь маленькие дети до 3-4 лет могут начать кричать друг на друга из-за какой-то одной игрушки. Но в целом всё урегулируется. После настольных игр дети даже переносят знакомство и за пределы игротеки.

Какие “острые углы” возникают при проведении игротек?

Дети не наигрались, приходится ждать и плавно их готовить к окончанию игры. Если у ведущего игротеки есть свои дети, то желательно их не приводить именно на его игротеку, лучше прийти с ними на игротеку, где будет другой ведущий, а не их родитель.

Как на игротеке справляются с теми, кому надоело тихо играть и захотелось подвигаться?

Пусть двигаются! Сложности возникают с малышами, некоторые начинают плакать, тогда ничего не придумаешь, кроме как уходить вместе с мамой – но это очень и очень редко случается…

Бывает так, что дети, поиграв в какую-то игру, не хотят с ней расставаться и готовы унести с собой? Что вы делаете в таких случаях?

Объясняем им, что в неё захотят поиграть и другие дети. Отвлекаем ребёнка, стараемся переключить его внимание на что-то другое. Но если совсем тяжёлый случай, то игру даём на прокат до следующей игротеки.

Бывают ли дети, которые не хотят играть на игротеке? Вовлекаете ли вы их в игру, как?

Бывают, но редко. Если заинтересовать не получается, можно попробовать устроить соревнования с призами. Если и так не желает, то пусть сам делает что хочет. В основном после 3-5 минут уединения ребёнок сам вовлекается в какую-нибудь игру.

Какие игры, игрушки вы выбираете для игротек? Какие тематические игротеки вы проводили?

Много разных игр. Выбираем в основном что-то не избитое, не привычное. Тематические – на военную тематику с играми в технику и солдатиков; весёлые настольные игры, сложные логические настольные игры, деревянные игрушки для малышей, деревянные настольные игры, с деревянной железной дорогой и другим материалом для любителей творить из кубиков, строительство из конструктора Матадор, турнир по игре Мемори и т.д. В дни школьных каникул стараемся охватить школьников в дневные часы.

Есть ли преимущества и какие минусы у игротек на заданную тему по сравнению со свободной игротекой?

Свободная игротека – это тоже не плохо 😉 Сначала у нас такие и были – просто играли в ассортимент нашего магазина. Но, как мне видится ситуация в целом, тематические игротеки намного глубже погружают ребёнка в мир игры. Например, на свободной игротеке один ребёнок построил здание из кубиков, другой ребёнок что-то построил, третий всё может сломать и начать своё строить. А на тематической они все вместе объединены одной целью – построить один большой город и потом покатать в нём поезда, машинки, человечков поселить в дома и т.д.

Как часто появляются новые темы для игротек?

Как у меня появляется какая-то новая идея или я сама для себя открываю что-то новое и интересное – обычно это происходит часто. Иногда вижу сына дома как он играет в какую-то игру, и понимаю, как было бы интересно поиграть в это же вместе со сверстниками.

Бывает ли, что кто-то или что-то подсказывает Вам новую тему? Или все-все – сама?

Иногда после игротек мы даем лист-анкету с вопросами об игротеке или обсуждаем в кругу результаты. Иногда сама ситуация подсказывает как надо поступить на следующем мероприятии. Мамы детишек иногда высказываются с пожеланиями. Например, было предложение включать музыку иногда во время игр, или были пожелания провести игротеку с деревянными пазлами для детей 6-8 лет, недавно предложили провести благотворительную игротеку – сборы от неё пойдут на лечение двум больным братьям-близнецам. Часто люди просили принести на игротеку какую-то игру из ассортимента нашего магазина – посмотреть, потрогать. Теперь у нас действует такое предложение постоянно – на игротеку можно заказать любую игру из магазина и поиграть в неё там.

Какие игрушки наиболее популярны у детей?

Конструкторы деревянные-кубики, деревянная железная дорога, пазлы, много чего еще. Совершено точно можно сказать, что дети примерно 7 лет просто обожают строить и дороги, и города из кубиков-конструкторов. Из настольных игр особо хочется выделить абсолютно всеми любимые игры без исключения: лото «Обучай-ка», «Кики-Рики (Курятник) », «Головоноги», «Час пик» и много-много еще очень интересного, но лучше просто прийти и один раз поиграть.

А Вам самой больше всего нравятся игротеки на какую тему?

Очень люблю игротеки для детей 5-10 лет, они самые смешные и непосредственные. Причем играть с азартом любят дети как 5 лет, так и 10. Нравятся игротеки на свежем воздухе летом, когда можно и побегать, и пазлы пособирать. Люблю когда устраиваем турниры по настольным играм между взрослыми и детьми, например, в игру «Мемори». За детьми в эти моменты можно наблюдать непрерывно – сколько же у них радости при выигрыше! Причем совершенно точно, согласно нашей статистике игр, что в «Мемори» лучше запоминают карточки дети.

Дети с кем чаще приходят на игротеку – с мамой, с папой?

С мамой, а в дни школьных каникул – с бабушками…

Мамы и папы по-разному играют, есть различия? А бабушки?

Если играют папы, то они играют по-настоящему, без «тормозов». И со всеми сразу детьми, а не только со своим ребёнком. А если приходят бабушки, то они почему-то больше стесняются, чем играют. Но бывают (редко) такие бабушки – кладезь идей, находок, стишков, частушек…тогда получается совместное веселье 😉

Играют ли вместе с детьми родители, как они играют, какие игрушки больше нравятся родителям?

Играют, но зачастую стесняются. Есть те, которые с удовольствием играют, но таких мало. В турнире по игре «Мемори» играли родители против детей, и когда родители победили, они радовались, как дети!

А что делают родители, если не играют вместе с ребенком?

Пьют чай, разговаривают о своём, наблюдают, как играют дети.

Вы сказали, что бывают игротеки для взрослых – а Вы сами проводили такие? Расскажите о них немного подробнее, пожалуйста.

Проводили. Но на такие игротеки приходят в основной массе не новые люди с улицы, а знакомые или знакомые знакомых. То есть те люди, которые не только слышали про настольные игры, но уже поиграли и втянулись в этот заманчивый процесс. Хотя сейчас вроде лёд тронулся, и начинают приходить на игротеки люди с интересом, увидев наш анонс в сети. Будем надеяться, что и взрослых мы расшевелим.

Есть ли у вас постоянные клиенты, которые ходят на все игротеки? Какие они?

Есть, конечно! Это в основном люди, приветствующие осознанное родительство, внимательно и с умом относящиеся к своим детям, с искрами в глазах, оптимисты по жизни.

А есть ли сообщество для участников игротек в Самаре, группа ВКонтакте, на фейсбуке? Много ли там участников?

Есть наша группа в контакте

В нашей жизни уже так много компьютеров, что при упоминании какой-нибудь игры большинство думает про компьютерные игры. Хотя мы все без исключения когда-то играли в какие-то настольные игры. Во времена СССР были привычными посиделки с домино или нардами в парках или двориках многоквартирных домов. Ценители интеллектуальных игр обычно предпочитали шахматы, а любители азартных игр целыми днями играли в «сто одно» или «подкидного дурака». В советское время за игрой в карты или лото во дворе можно было застать даже вполне приличных бабушек.

Теперь про настольные игры на свежем воздухе напоминают только советские фильмы и столики с скамейками возле детских площадок, которые сохранились в некоторых старых дворах. Кажется, никто тогда не думал называть это игротеками, тем более были официальные шахматные клубы и дома культуры. Впрочем, популярных и доступных настольных игр для взрослых в XX веке было немного: шахматы, шашки, нарды, домино, лото и карты.

В наше время издается множество настольных игр, есть отличные переводы на русский язык всемирно известных иностранных игр для детей и взрослых. Развивается новая субкультура любителей настольных игр, которые обычно собираются в компании по интересам в местных антикафе. Time club — это заведение, где все бесплатно, кроме времени и большинство антикафе имеет коллекцию настольных игр и предлагает бесплатный чай, кофе, сладости, безлимитный wi-fi. Конечно, встречаются game cafe, где предлагаются и компьютерные игры, но все же мероприятия в антикафе всегда включают игротеку с настольными играми. Однако даже любители настольных игр не всегда сразу правильно понимают, что такое игротека, если ни разу не бывали на таком мероприятии.

Как проходит веселая игротека в антикафе

Мы часто играем в развивающие игры с детьми или в «взрослые настолки» с друзьями, но если вы не «фанат», то постепенно надоедает. С одной стороны любая настольная игра — это возможность живого общения, с другой стороны, если компания игроков не меняется и не расширяется, то становится скучно. А все потому что большинство постоянно хочет новых впечатлений — расширение круга знакомств. Именно поэтому теперь наиболее популярны онлайн игры на компьютере, мы играем в те же шахматы, шашки или лото, но постоянно с новыми людьми общаясь во время игры через чат в интернете. Разнообразие и простота виртуального общения по время онлайн игры не дает заскучать и даже уводит от реальности. Впечатляет и разнообразие компьютерных «настольных» игр, хотя многие из них являются адаптацией настольных игр, к примеру, из современных — это популярный Каркассон доступный в том числе на планшетах и смартфонах.

Люди, которые приходят в антикафе свободное время, чаще всего, занимают игрой в настольные игры, если нет конкретного мероприятия (концерт, тренинг или презентация). Бесплатная игротека в антикафе — это тоже своего рода мероприятия, о котором объявляют заранее.

    Участие в игротеке бесплатно для всех желающих, нужно просто оплатить время по тарифам антикафе на выходе. Дополнительно вы получаете безлимитный wi-fi и чай, кофе, сладости.

    Игротека в антикафе — это прекрасная возможность завести новые знакомства среди креативной молодежи, ведь вы можете выбрать любую компанию, где есть свободные места за столом для какой-то игры.

    Вы можете прийти на игротеку даже если вообще не играли раньше в настольные игры (вас быстро научат, есть «настолки» с простыми правилами и легкой, но захватывающей механикой игры).

    Можно принести свои настольные игры, игротека бывает тематической и закрытой для посторонних (если вы договоритесь с администрацией Тайм кафе, чтобы вам выделили отдельный зал).

    Нередко игротека проходит в виде турнира по какой-то настольной игре, а если находятся спонсоры или резервируется призовой фонд — победители получают реальные призы.

    Бывает также игротека для детей и если антикафе предоставляет услуги аниматоров - родители смогут с друзьями играть в взрослые настольные игры и развлекаться в отдельном зале пока проходит детская игротека.

Какие бывают развивающие игры - игротека для взрослых

В любом антикафе настольные игры доступны для всех посетителей, само собой коллекция «настолок» зависит от конкретного игрового кафе. Практически в каждом антикафе вы найдете: Диксит, Активити или Элиас, Каркассон, Монополию, Свинтус или Уно и карты для ролевой игры Мафия, а также многие другие настольные игры.

Некоторые настольные игры имеют возрастные ограничения, но именно они позволяют наиболее непринужденно знакомиться с противоположным полом. Иногда проводится ночная игротека для взрослых, поскольку преимущество антикафе в том, что посетители могут сами собираться в компании и предлагать свои варианты мероприятий. В итоге почти в каждом антикафе мафия (компания любителей ролевой игры в Мафию). Игроки в «мафию» собираются регулярно в антикафе, но часто играют и в другие «настолки», организуют игротеки.

Надо отметить, что настольная игротека затягивает и попробовав один раз большинство приходят снова и снова на игротеки с энтузиазмом пробуя разные настольные игры. Даже любители «настолок», у которых дома своя коллекция игр, часто ходят на игротеки, потому что в антикафе удобно собираться большой компанией. Кроме того, в Тайм клубе особая атмосфера свободного пространства для общения. А еще в хорошем антикафе позитивные администраторы заряжают посетителей весельем, помогают осваивать правила незнакомых настольных игр, проводят игры в «мафию» и все это зачастую бесплатно. Суть антикафе оплата только за время, хотя иногда назначают фиксированную плату за вход на определенное мероприятие. Чтобы попасть на бесплатную настольную игротеку следите за афишами в антикафе вашего города.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Кировский»

Проект

Детско-родительский клуб

«СЕМЕЙНАЯ ИГРОТЕКА»

педагог дополнительного образования

Новосибирск 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Краткая аннотация проекта……………………………………………….

    Актуальность. Педагогическая целесообразность………………………

    Постановка проблемы. Место проекта в системе воспитательной работы учреждения…………………………………………

    Цель и задачи проекта…………………………………………………….

    Основное содержание проекта.

    1. Срок реализации, этапы…………………………………………..

      Функции участников проекта…………………………………..

      Принципы и правила работы клуба………………

      Примерный план-график……………………………………………

    Ресурсы…………………………………………………………………….

    Ожидаемые результаты проекта……………………………………

    Оценка результатов……………………………………………………….

    Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………...

    Источники информации………………………………………

    Приложения…………………………………………………………

    1. Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека»………………………………

      «Паспорт игры»…………………………………………

      Фоторепортаж с занятий детско-родительского клуба…….

    Краткая аннотация проекта

Педагоги дополнительного образования МОУ ДОД Дом детского творчества «Кировский», работающие в структурном подразделении Центр раннего развития «Филипок», в ходе многолетнего наблюдения за родителями дошколят, заметили тенденцию снижения родительской компетентности. Данные педагогического наблюдения были подтверждены результатами анкетирования. Осознание противоречия между необходимостью содержательного взаимодействия родителей с детьми и отсутствием у большинства родителей опыта организации такого взаимодействия, привела к идее создания на базе ЦРР «Филипок» детско-родительского клуба «Семейная игротека». Цель проекта -

В ходе реализации проекта планируется разработка Положения об общественной структуре «Детско-родительский клуб», накопление банка развивающих игр для «Семейной игротеки», разработка методических рекомендаций для родителей. Благодаря привлечению к деятельности этого клуба родителей дошкольников, посещающих ЦРР «Филипок», родители (законные представители) будут обучены приёмам и формам организации содержательного игрового досуга детей. Разнообразная игровая деятельность, инициированная в рамках детско-родительского клуба, будет способствовать закреплению, конкретизации и расширению представлений дошкольников о мире, обогащению их опыта взаимодействия с родителями и педагогами.

Проект малобюджетен, так как наполнение «копилки развивающих игр» предполагается осуществлять за счёт сообщества семей  членов клуба. Реализация проекта будет проходить в три этапа в течение 1,5 лет. В перспективе планируется привлечь в детско-родительский клуб семьи воспитанников других объединений ДДТ «Кировский».

    Актуальность, педагогическая целесообразность проекта

В современной образовательной ситуации, когда в новом законе «Об образовании в РФ» подчёркнута ответственность родителей за образование собственных детей (Статья 44 Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014 ), образовательные учреждения должны активней содействовать повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей). Детско-родительские объединения по интересам, семейные клубы и сообщества призваны обучать родителей методам и приёмам содержательного взаимодействия с детьми и создавать условия для свободного выбора детьми видов совместной с родителями деятельности. В данной ситуации педагогам важно найти такие формы воспитательной работы, которые сочетали бы в себе лучшие достижения педагогики совместной деятельности и соответствовали бы возрастным и психологическим особенностям детей.

Опыт многочисленных российских семейных клубов показывает, что игротека является самой оптимальной формой, отвечающей этим условиям.

Что такое семейная игротека? Это возможность при помощи игр показать родителям и детям новые способы содержательного взаимодействия. Даже самые простые игры вырабатывают умение действовать по заданным правилам, терпеливо ждать своей очереди, внимательно считать свои очки, достойно проигрывать. А более сложные игры учат выделять и называть признаки предметов, учитывать сразу несколько свойств, быстро сравнивать образы, оценивать на глаз количество и форму. Педагогические игры дают много шансов побыть и победителем, и проигравшим, и это тоже важный опыт. Ребёнок видит, как реагирует на проигрыш другой человек, берёт на вооружение успешные стратегии других игроков, учится радоваться успехам других.

А что могут получить от подобных игр родители? С одной стороны, это возможность содержательно провести время вместе со своими детьми и, окунаясь в игру, «вернуться в детство». С другой стороны, это приятная компания и полезный опыт для многих семей. Ведь игры – это взаимодействие с детьми на равных, поскольку во многих играх дети схватывают идею быстрее взрослых. А родителям очень важно бывает увидеть, что их ребёнок отлично соображает, обладает хорошей памятью, вниманием и реакцией! Родителям необходимо видеть успехи детей, чтобы поддержать их, помочь им сформировать правильное представление о своих способностях.

Таким образом, семейная игротека под руководством компетентных педагогов может принести радость и пользу, как детям, так и родителям.

    Постановка проблемы. Место проекта в системе воспитательной работы учреждения

В структуре учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества «Кировский» не один десяток лет успешно действует Центр развития дошкольников «Филипок». В зависимости от запросов родителей разрабатываются образовательные программы, включающие как предметы эстетического цикла (изо-прикладная деятельность, ритмика, музыкально-игровые занятия), так и предметы, знакомящие детей с окружающим миром, основами родного и английского языка и элементарных математических знаний. Родители, регулярно приводящие детей на эти занятия, посещают родительский психологический лекторий и эпизодически включаются в предлагаемые педагогами формы, в основном это праздники или экскурсии. По наблюдениям педагогов центра, многие родители считают, что главные их обязанности – это забота о здоровье и материальной обеспеченности детей, а свои воспитательно-образовательные функции они ограничивают приводом детей на занятия центра. В апреле 2014 г. педагогами центра было проведено анкетирование с целью выяснения, чем занимаются дети в свободное от занятий в «Филипке» время.

В результате анализа анкет были выявлены следующие моменты:

    72% детей проводят свободное время у телевизора или монитора компьютера за просмотром мультфильмов;

    31% родителей затруднились назвать более двух настольных игр, в которые можно играть вместе с детьми.

Педагогов центра насторожило, что 47% родителей предпочитают использовать авторитарные методы во взаимоотношениях с детьми, а 17% опрошенных родителей не знают, какими развивающими играми можно заполнить свободное время детей. В то же время, 86% семей выразили готовность участвовать в клубных формах совместной деятельности.

Таким образом, выявленная проблема, выраженная в форме противоречия между необходимостью содержательного равноправного взаимодействия родителей с детьми и отсутствием у большинства родителей опыта организации такого взаимодействия, привела к идее создания на базе ЦРР «Филипок» детско-родительского клуба «Семейная игротека». За основу нашего проекта мы взяли наработки Московского семейного клуба, которым руководит Евгения Кац и группа её единомышленников. Также нами был учтён позитивный опыт семейного интернет-клуба «Фэмилиленд», игрового клуба Натальи Чистоклетовой (Санкт-Петербург), семейного центра «Добрый слон» (Нижний Новгород), семейной игротеки «Разноцветное детство» (Сыктывкар), томского Хобби-центра.

Особенностью нашего проекта является то, что общественная структура детско-родительский клуб создаётся в составе образовательного учреждения дополнительного образования детей. Новизна проекта заключается в особых правилах, согласно которым каждая семья, приносящая развивающую игру в копилку «Семейной игротеки», должна будет заполнить фамильный «Паспорт игры», а педагог дополнительного образования, сопровождающий данную семью, должен будет написать аннотацию к игре (см. Приложение №…). Так будет пополняться «копилка игротеки», на её основе педагогами центра будут разработаны методические рекомендации по использованию различных типов игр в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей.

    Цель и задачи проекта

Цель создание условий для деятельности детско-родительского клуба как площадки приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности родителей (законных представителей) и детей дошкольного возраста.

Организационные задачи:

    Разработать Положение и создать на базе МБОУ ДОД ДДТ «Кировский» общественную структуру  детско-родительский клуб.

    Организовать картотеку аннотированных игр и наполнение «копилки» развивающих игр.

    Привлечь к систематической работе «Семейной игротеки» большинство родителей дошкольников, посещающих ЦРР «Филипок».

Педагогические задачи:

  1. Обучить родителей (законных представителей) приёмам и формам организации содержательного игрового досуга детей.

    Через игровую деятельность способствовать закреплению, конкретизации и расширению представлений дошкольников о мире.

    Способствовать созданию позитивной установки на совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

    Основное содержание проекта. Механизм реализации

    1. Сроки реализации, этапы

Проект рассчитан на 1,5 года. Его реализация будет проходить в три этапа.

1 этап – подготовительный. Январь 2014 – май 2014 г. Анкетирование родителей, анализ проблем и противоречий. Поиск информации по теме. Разработка концептуальной идеи, оформление проекта.

2 этап – основной. Июнь 2014 – май 2015 г. Открытие «Семейной игротеки». Проведение основных мероприятий по плану проекта.

3 этап – заключительный. Июнь 2015 – август 2015 г. Итоговая диагностика, разработка перспективного плана дальнейшей работы детско-родительского клуба.

    1. Функции участников проекта

    1. Принципы и правила работы Семейного клуба

Максимальную эффективность и достижение ожидаемых результатов проекта обеспечит соблюдение следующих принципов:

    Принцип амплификации заключается в содействии обогащению жизнедеятельности детей и наполнению ведущего типа деятельности дошкольников разнообразными развивающими играми.

    Принцип включённости родителей (законных представителей) означает не только их активное участие в проведении игровых занятий, но и в принятии решений по всем вопросам жизнедеятельности детско-родительского клуба.

    Принцип взаимного уважения и равноправия всех членов клуба

Предположительный режим работы «Семейной игротеки» 1 – 2 раза в неделю в летний период и 1 раз в месяц в течение учебного года, расписание будет уточняться в соответствии с родительскими возможностями.

    Наполняемость групп – 3 – 5 семей

    Продолжительность занятий – 30 минут

    Общая продолжительность игротеки – 1 час

По содержанию и направленности все развивающие игры, предлагаемые семьями в «копилку» игротеки будут разделены на четыре блока: прикладные, словесно-логические, настольные и подвижные игры.

С помощью игр прикладного блока детям и родителям можно будет создавать творческие продукты (инженерно-конструкторские или дизайнерские) своими руками с помощью подручных материалов или элементов конструкторов, мозаик, кубиков и пр.

В блоке словесно-логических игр семейные команды могут посоперничать друг с другом в умении объяснять слова, придумывать слова на заданный слог или букву, в способности идти от общего к частному.

Блок настольных игр поможет детям и взрослым проявить свою ловкость, быстроту реакции, память, стратегическое мышление, коммуникативные способности.

Блок подвижных игр  это хороводы, игры на знакомство и коммуникацию, игры с мячом, лабиринты и многое другое.

    1. Примерный план-график

Анкета «Свободное время моего малыша».

Окончательный вариант текста педагогического проекта. Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека».

Май 2014 г.

Распечатка формуляров «Паспорта игры», образцов «Дневника родителя».

Подготовка информационных буклетов, разработка сценария открытия клуба.

Презентация проекта детско-родительского клуба «Семейная игротека» на педагогическом совете.

Июнь 2014 г.

Праздничное открытие детско-родительского клуба «Семейная игротека».

Обсуждение и утверждение летнего графика работы.

График работы клуба «Семейная игротека».

Начало регулярных занятий.

Июль-август 2014

Работа клуба по летнему графику. Консультирование родителей. Аннотирование игр, предложенных семьями- членами клуба.

Проведение игр для детей и родителей (законных представителей) микрорайона «Затулинский» не посещающих ЦРР «Филипок» и МБОУ ДОД ДДТ «Кировский»

Пополнение «копилки развивающих игр». Отражение событий на сайте учреждения.

Привлечение детей в кружки и секции Дома творчества

Сентябрь-декабрь 2014 г.

Разработка и проведение чемпионата настольных игр. Консультирование родителей по заполнению «Дневника родителя». Аннотирование игр, предложенных семьями- членами клуба.

Положение о внутриклубном чемпионате настольных игр. Отражение событий на сайте учреждения.

Январь-май 2015 г.

Разработка и проведение чемпионата подвижных игр. Консультирование родителей по заполнению «Дневника родителя». Аннотирование игр, предложенных семьями- членами клуба.

Положение о внутриклубном чемпионате подвижных игр. Отражение событий на сайте учреждения.

Июнь-август 2015 г.

Работа клуба по летнему графику. Анализ итогового анкетирования. Публикация методических рекомендаций по использованию игр из «копилки» клуба. Обсуждение итогов реализации проекта, разработка планов дальнейшей работы клуба.

Отчёт о реализации проекта. Методические рекомендации «Развивающие игры от " Семейной игротеки " ».

Перспективный план работы детско-родительского клуба.

    Ресурсы

Квалификация педагогов ЦРР «Филипок»: все п едагоги, работающие с дошкольниками и младшими школьниками, имеют специальное среднее и высшее образование, аттестованы на первую и высшую квалификационные категории (4 педагога дополнительного образования, из них 1 с первой квалификационной категорией и 1 педагога с высшей) .

Для решения организационных задач проекта ЦРР обладает необходимым оборудованием и помещениями. Игровой зал представляет собой большое благоустроенное пространство, где одновременно размещаются несколько столов и стульев для проведения игр в трёх блоках, на ковровом покрытии можно играть в подвижные игры. Игровой зал оснащён современн ой аудиоаппаратур ой .

ЦРР «Филипок» располагает библиотечкой методической л итературы, в том числе по игровой деятельности дошкольников . Каждый педагог имеет в наличии разработки, достаточное количество наглядных и дидактических пособий, раздаточного и игрового материала.

    Ожидаемые результаты проекта

Все ожидаемые результаты проекта можно разделить на две группы: результаты – творческие продукты и результаты – педагогические эффекты.

1 группа результатов. Предположительно это могут быть тематические разработки, викторины, информационные буклеты, статьи, видеофильмы и фотоальбомы и пр., созданные в результате совместной деятельности детей и взрослых в рамках работы клуба «Семейной игротеки». В эту же группу будут входить и документы, сопутствующие деятельности клуба: Положение о детско-родительском клубе «Семейная игротека», календарный план работы «Дневник родителя», отчёты руководителей секций, сводный отчёт по проекту.

2 группа ожидаемых педагогических результатов может быть трёх уровней: уровень знаний, уровень отношений, уровень приобретения жизненного опыта.

    Участие в активной работе по созданию аннотированной картотеки в рамках каталога «Паспорт игры» будет способствовать расширению кругозора участников проекта, устойчивому стремлению детей и подростков к приобретению систематизированных знаний (1 уровень результатов).

    Участие в проекте обеспечит положительную динамику развития ценностных ориентаций и творческих способностей детей, их желания и готовности к совместной деятельности как внутри семьи, так и на занятиях ЦРР «Филипок» или других образовательных учреждениях. (2 уровень результатов).

3) В процессе участия в проекте обучающиеся разовьют навыки самостоятельного анализа и синтеза личных возможностей, обучатся способам и приёмам проведения содержательного игрового досуга. Результатом участия в социально значимых мероприятиях проекта станет положительная динамика социально-коммуникативных навыков обучающихся, их проектных, исследовательских умений (3 уровень результатов).

    Оценка результатов

«Дневник родителя», как способ фиксации наблюдений за игровой деятельностью ребёнка. Б лагодаря записям, сделанным в свободной форме, появляется возможность организовать совместно с педагогами диагностику образовательного пути ребенка и рост родительских компетенций.

Анкетирование родителей, проведённое на первом и заключительном этапах проекта, позволит оценить динамику развития ценностных ориентаций в деятельности клуба (методика «Отношение к взрослым и сверстникам»/Автор-составитель В.Богомолов/Ростов н/Д:» Феникс»,2003).

    Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный проект, несмотря на свою краткосрочность (1,5 год), способен вызвать долговременный резонанс: сформированные в рамках проекта разновозрастные микрогруппы и аннотированный каталог игр «Фамильный паспорт» могут стать основой для проведения традиционных или разовых промоакций ЦРР «Филипок» и ДДТ «Кировский» для жителей микрорайона Затулинский.

    Источники информации

    (дата обращения 05.01.2013 г.)

    URL : http :// nataliigromaster . blogspot . com /2013/04/ blog - post _2. html (дата обращения 10.02.2014 г.)

    URL :

    URL : http // slon - dobr . ru (дата обращения 05.02.2014 г.)

    URL:

    Игры для начинающих мам/Женя Кац. – М.: Самокат,2013.

    Зайцев Н.А. Орнамент. Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: НОУДО «Методики Зайцева»,2009.

    Зайцев Н.А. Платоновы тела. Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: НОУДО «Методики Зайцева», 2008.

    Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989.

    Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. СПб., «Детство-Пресс»

    Данилова Л. Новый взгляд на игры Никитиных. СПб., Издательский дом «Нева»

    Развивающая игра «Уникуб». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.

    Развивающая игра «Счётные палочки Х. Кюизенера». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.

    Развивающая игра «Сложи узор». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.

    Развивающая игра «Блоки Дьенеша». Методическое пособие для родителей и педагогов. – СПб.: ООО «КОРВЕТ»,2009.

Приложение №1

«Семейная игротека»

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ДДТ «Кировский»

« »________ г.

Положение о детско-родительском клубе

«Семейная игротека»

    Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано педагогами Центра раннего развития «Филипок» (далее ЦРР) совместно с родителями воспитанников центра и регулирует деятельность детско-родительского клуба при МОУ ДОД ДДТ «Кировский» г. Новосибирска.

1.2. Детско-родительский клуб «Семейная игротека» (далее Клуб) является общественной структурой, действующей в рамках образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей в интересах детей, посещающих объединения МОУ ДОД ДДТ «Кировский».

1.3. Деятельность детско-родительского клуба «Семейная игротека» регулируется следующими нормативно-правовыми документами:

    Конвенцией ООН о правах ребенка,

    Законом РФ «Об образовании» от 29. 12. 2013 г. № 273 ФЗ (ст. 18),

    Уставом МОУ ДОД ДДТ «Кировский»,

    Программой развития МОУ ДОД ДДТ «Кировский» на 2011-2016 гг,

    настоящим Положением.

1.4. Принципы, на которых основывается деятельность Клуба,  открытость, добровольность, сотрудничество, взаимопомощь, амплификация, учёт возрастной психологии, креативность, соблюдение педагогической этики.

1.5. Вступление и выход из членов Клуба происходит по заявительному принципу. Семьи, вступающие в Клуб, обязаны ознакомиться с данным Положением.

1.6. Детско-родительский клуб «Семейная игротека» работает на безвозмездной основе, с возможностью привлечения спонсорских средств на мероприятия Клуба.

    Цель и задачи деятельности.

    1. Цель создание условий для приобретения опыта совместной игровой досуговой деятельности родителей (законных представителей) и детей дошкольного и младшего школьного возраста, и плодотворного сотрудничества семей с педагогическим коллективом ДДТ «Кировский».

      Задачи:

    Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников детских объединений ДДТ «Кировский» через совместную игровую деятельность.

    Повышение родительской компетентности и укрепление детско-родительских взаимоотношений через осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям) и методической поддержки семей в организации содержательного игрового досуга.

    Содействие максимальной реализации задач дошкольного и младшего школьного возраста и амплификация ситуации развития детей и через создание копилки развивающих игр для взаимного обмена между семьями – членами Клуба.

    Содержание деятельности.

    1. Деятельность детско-родительского клуба «Семейная игротека» осуществляется по трём направлениям.

    Психолого-диагностическое:

а) педагоги, логопед и психолог по запросам родителей-членов Клуба проводят психолого-педагогическую диагностику и рекомендуют определённый набор игр для профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, психическом, социальном развитии детей;

б) организаторы игротеки во время клубных встреч проводят включённое педагогическое наблюдение для оценки эффективности проводимых занятий;

в) педагоги, являющиеся членами клуба, периодически проводят анкетирование родителей (законных представителей) с целью выявления затруднений, потребностей, предложений по дальнейшей работе Клуба.

    Организационно-педагогическое:

а) под руководством педагогов и психолога проводятся регулярные игровые встречи, чемпионаты по различным типам игр между семьями-членами Клуба;

б) силами педагогов и родителей (законных представителей) собирается копилка настольных игр, реквизита для подвижных, словесно-логических и других типов игр, и осуществляется выдача игр во временное пользование семьям-членам Клуба;

в) комплектуется картотека аннотированных Паспортов игр.

    Консультативно-методическое:

а) педагоги, логопед и психолог оказывают методическую помощь семьям-членам Клуба по вопросам организации игрового семейного досуга, консультируют родителей (законных представителей) по выбору подходящих игр, выработке правил игрового поведения;

б) по материалам сформированной картотеки паспортов игр готовятся методические брошюры и буклеты, посвящённые разным типам развивающих игр.

    1. Формы работы Клуба включают: совместный игровой досуг, игровые тренинги, занятия по игротерапии, соревнования и чемпионаты по разным видам игр, праздники, выставки, тематические развлечения, групповые, индивидуальные и семейные консультации, творческие встречи, коллективные просмотры видеозаписей игровых занятий.

      Календарный план работы детско-родительского клуба «Семейная игротека» формируется в начале каждого учебного года, обсуждается на общем собрании Клуба и утверждается простым большинством голосов.

  1. Руководство

    1. Высшим органом работы детско-родительского клуба «Семейная игротека» является Общее собрание.

      Общее собрание Клуба выбирает руководителя из числа наиболее активных родителей сроком не менее чем на 1 год. Возможен соруководитель Клуба из числа педагогов ДДТ «Кировский».

      Руководитель(-ли) ведёт журнал учёта, подписывает протоколы заседаний, формирует ежегодный отчёт о работе Клуба, организует информирование членов о плановых и внеплановых мероприятиях, популяризирует работу Клуба через СМИ и Интернет.

      Общее собрание Клуба при необходимости выбирает актив, который может включать помощника руководителя, секретаря, казначея.

    Права и ответственность членов клуба

5.1. Члены Клуба (дети, родители, законные представители) имеют право:

    высказывать своё мнение, вносить предложения по вопросам деятельности Клуба;

    пользоваться игровым реквизитом, являющимся собственностью Клуба;

    брать игры во временное пользование;

    популяризировать деятельность Клуба через СМИ и интернет;

    привлекать к деятельности Клуба новых участников, представителей сторонних организаций, спонсоров и благотворителей;

    получать консультативную, методическую помощь со стороны психолого-педагогического контингента ДДТ «Кировский».

5.2.Педагоги-члены Клуба имеют право:

    посещать все мероприятия Клуба в рамках ежегодного календарно-тематического плана;

    вносить предложения по вопросам деятельности Клуба;

    участвовать в выборах руководителя и соруководителя;

    вносить коррективы в календарный план работы Клуба, в зависимости от пожеланий и затруднений, выявленных в результате педагогического наблюдения, анкетирования родителей и диагностики детей;

    публиковать информацию о деятельности Клуба в научно-методических изданиях;

    отражать количественные и качественные результаты работы Клуба в самоанализах (без указания персональных данных).

МОУ ДОД ДДТ «Кировский» как образовательное учреждение имеет право:

    на бессрочное хранение коллекции настольных развивающих игр и игрового реквизита, собранных членами Клуба;

    на использование педагогической и психолого-диагностической документации, отражающей деятельность Клуба (за исключением персональных данных членов Клуба);

    на изучение, диссеминацию и популяризацию положительного опыта развития семейного общественного движения на базе учреждения дополнительного образования;

    на включение значимых мероприятий Клуба в план учебно-воспитательной работы учреждения;

    на отражение клубных событий на официальном сайте ДДТ «Кировский».

5.2. Члены Клуба несут ответственность:

    за соблюдение педагогических принципов деятельности Клуба, поддержание атмосферы сотрудничества и взаимного уважения;

    за согласование индивидуальных инициатив с решениями Общего собрания и ежегодным календарно-тематическим планом работы Клуба;

    за сохранность взятого на временное пользование игрового реквизита или наборов настольных игр;

    за распространение достоверной информации о деятельности Клуба, неразглашение персональных данных о членах Клуба;

    за выполнение решений, принятых большинством голосов Общего собрания членов Клуба.

    Режим функционирования

6.1. Занятия детско-родительского клуба «Семейная игротека» проходят не реже 1-2 раз в месяц, в летнее время 3-4 раза в месяц. Точный график занятий обсуждается и утверждается Общим собранием Клуба в начале каждого учебного года.

6.2. Время проведения занятий согласовывается с режимом функционирования МОУ ДОД ДДТ «Кировский». Продолжительность одного занятия не более 1,5 часов.

7. Документация

7.1. Организационная документация включает в себя журнал учёта посещений, тетрадь протоколов решений Общего собрания, журнал учёта приёма-передачи игрового реквизита.

7.2. Педагогическая документация состоит из картотеки аннотированных Паспортов игр и созданных на их основе методических буклетов и брошюр, сценариев праздничных событий, конспектов игровых занятий, научно-методических статей, обобщающих опыт работы Клуба.

7.3. Психолого-диагностическая документация включает в себя как анкетные формы и тестовые задания, так и результаты опросов родителей (законных представителей) и данные фиксированного педагогического наблюдения и диагностики детей из семей-членов Клуба.

Приложение №2

Фамильный «Паспорт игры»

Приложение № 3

«Семейной игротеки»

В школе дети часто задаются вопросом «А зачем мне это знать? А зачем мне этому учиться?» Если учитель им отвечает «Для того, чтоб написать контрольную и сдать экзамен», то дети честно стараются донести эту информацию до зачёта или экзамена, а потом со спокойной совестью забывают. А в игре дети запросто успевают научиться многим сложным вещам – чтоб выиграть. И они запоминают и учатся сами, куда охотнее, чем в школе – потому что они сами решили этому научиться!

Дети любят делать то, что им интересно и то, в чём они успешны, поэтому игры следует подбирать исходя из уровня ребёнка, и если надо, давать ему фору или помогать на первых порах. Если ребёнок чувствует себя успешным в логических играх, то он приобретает уверенность в своих силах, и ему становится легче решать разные бытовые задачи.

Часто нам удаётся показать родителям и детям новые игры, и мы особенно любим те игры, в которых дети могут играть наравне со взрослыми, или даже обыгрывать их. Кроме того, мы обычно включаем в игротеки несколько весёлых подвижных игр, а в самом начале проводим игры на знакомство.

Игры для каждого блока подобраны таким образом, чтобы они были интересные для игроков разных возрастов. Чаще всего мы играем в достаточно быстрые игры, рассчитанные на 10-15 минут, правила которых можно объяснить за 5 минут.

Яна Коржова
Игротека как средство развития ребенка

Игра – что может быть интереснее и важнее для ребенка ? Игра – это не только удовольствие для малыша, это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идет в детский сад. С помощью игры развиваются внимание , память, мышление, воображение, то есть качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. А. С. Макаренко писал : «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение , как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре , таков он во многом будет и в работе, когда вырастет. По этому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Многие родители часто нас спрашивают, чем можно заниматься с ребенком дома , но так, чтобы это было интересно и поучительно для детей, а главное просто для самих родителей. В настоящее время есть много литературы для обучения ребенка дома , но не все родители могут позволить её себе приобрести или не знают, какая литература лучше. Вот по этому, мы предлагаем Вам специально составленную картотеку.

Игротека – это собрание игр , которые направлены на все виды деятельности в развитии ребенка .

Цели игротеки :

Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и игровых упражнений , направленных на развитие детей в домашних условиях.

Задачи :

Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка .

Привлечь внимание родителей к детской игре, как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом , познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.

Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры для развития всестороннего развития детей .

Ожидаемые результаты :

У родителей сформированы представления о значении игры в развитии ребенка ;

Родители приобрели практические навыки самостоятельного подбора игр для всестороннего развития дошкольников .

Для наглядного показа игротеки мы провели родительское собрание на тему «Без игры прожить ребенку , ни как нельзя» . На нем, мы выставили игры, которые изготовили воспитатели нашей группы. Игры : «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Золушка» (горох, фасоль, киндер – игрушки, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе» (плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков) и т. д.

В ходе собрания были даны рекомендации, по изготовлению развивающих игр в домашних условиях. После собрания, нам стали поступать предложения от родителей о создании той, или иной игры. Мы составили картотеку игр по видам деятельности.

Игры по дороге в детский сад.

Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивают на них, а те в ответ еще больше «хнычут»

Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей.

Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми.

Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими фигурами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.

Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета?

Предложите среди окружающих предметов найти только красные.

Не надо называть несколько цветов : лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы.

Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету.

Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера .

Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей вас обстановке. Назвать время года, день недели; отметить состояние погоды : солнечно или пасмурно, тепло или холодно, дует ли ветер и т. д.

Предлагаем следующие игры по дороге в детский сад :

«Доброе утро, глазки» , «Вместе с солнышком встаем» , «Весеннее солнышко» , «Солнышко» , «Зима» , «Давайте порадуемся» , «Полетим как птицы» , «Покажи, как медведь ходит» , «Скачут лошадки» , «Покажи высокий (низкий) дом», «Назови предметы вокруг себя» , «Посчитай, сколько автобусов…» , «Назови какого цвета предмет» , «Кто больше назовет предметы круглой формы» , «Закончи предложение» , «Отгадай загадку» , «Запомни и назови» , «Какое у меня настроение?» и многие другие.

Игры на кухне.

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня –отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания. Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов , ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень) . Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть.

Рецепт приготовления теста прост : 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить, 2ст. ложки растительного масла-все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

Малыши любят рисовать, на кухне можно предложить рисование по крупе. В этой игре у ребенка развиваются творческие способности, мелкая моторика, тактильные ощущения.

«Давай искать вкусные слова на кухне» А вот и корзина (коробочка, мешочек и т. д., в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

Угостим друг друга вкусными «словами» . Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые» , «соленые» , «горькие» слова.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе, листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Игра «Золушка» . Поставьте перед ребенком небольшое блюдце , в котором смешаны горох, рис, гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот» . Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили : кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь,

бурный восторг малыша вам гарантирован!

У малышей самый любимый предмет на кухне - венчик. Налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Пододвиньте к раковине стул, наденьте ребенку фартук , закатайте рукава, и вы увидите, с каким восторгом он будет взбивать мыльную пену.

Разложите на кухне несколько предметов (кубик, батарейку, катушку и т. д.) . Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

Используя фрукты и овощи, можно научить детей узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу.

Завязав глаза, попросите узнать продукт по запаху.

Из макарон или сухого завтрака «колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты.

Игра «Бусы для мамы» .

Цель : закрепить знания основных цветов, развивать моторику рук , воспитывать усидчивость, чувство любви и заботы о маме.

Прислушайтесь с ребенком к шуму стиральной машины, плеску воды в ванной,

шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты и т. д.

Если ребенок знает сказку «Три медведя» , можно предложить выбрать ложку, миску, кастрюлю для Михаила Ивановича, для Настасьи Петровны, для маленького Мишутки.

Если малыш различает несколько цветов, можно попросить его сложить на стол, например, только красные предметы. Для тех, кто умеет различать форму, полезно поиграть в игру «Найди все круглое» .

Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке : сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т. д.

Игротека по сенсорному развитию .

Игры «Кто, где живёт?» , «Кто, что ест?» .

Цель : Учить различать диких и домашних животных по среде обитания . Формировать знания детей о том, чем питаются дикие и домашние животные.

Задачи : воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Игры с прищепками.

Цель : Формировать умение подбирать предметы по цвету, формировать знания основных цветов, развитие мелкой моторики через действие с предметами, развитие тактильных ощущений ; развитие зрительного восприятия и внимания.

Игра «Волшебные фигурки» .

Цель : Дать представление ребенку о геометрических фигурах.

Задачи : Уметь подбирать цветовую гамму, развивать тактильные ощущения , развивать предпосылки логического мышления.

Игры с водой

Цель : Знакомить детей со свойствами воды.

Игра «Водопад» .

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду. Малыш набирает воду в ёмкость и, выливая её, создаёт шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит» .

Игра «Пузыри» .

Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому сначала стоит показать ребенку , как это можно сделать, чтоб он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать сделать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Игра «Учимся измерять» .

Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а так же черпак. Взрослый просит наполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

Игра «Сквозь сито» .

Поставьте перед ребенком тазик с водой , пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и их свойства.

Игра «Поиск сокровищ» .

Дайте ребенку несколько игрушек , которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в тазик. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

Игра «Купание куклы» .

Вам понадобятся : губка, мыло, кружка и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу полотенцем и одеть чистую одежду.

Игра «Окрашивание воды» .

Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в разные бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, а где светлее.

Игра «Вода принимает форму» .

Для этой игры понадобятся : надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который её налили.

Игры с бумагой.

Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой. В неё можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолётики, кораблики, стрелы, изготовлять простые салфетки. С 2 лет детей учат пользоваться круглыми безопасными ножницами. Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги – приносит огромное удовольствие.

Игра «Разноцветные картинки» .

Цель : Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Задачи : Закрепление основных цветов, уметь различать и называть геометрические фигуры, развивать речь детей , учить составлять короткие описательные рассказы

Игра «Геоконт» .

Цель : Развитие конструктивных способностей детей.

Задачи : Развивать моторику рук , пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Игра «Веселые ленточки» .

Цель : развивать мелкую моторику рук .

Речевые игры.

Дыхательные упражнения.

Цель : развитие речевого дыхания , силы голоса, тренировка мышц губ.

Игра «Подуем на снежинку» .

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку . Ребенок дует , чтобы снежинка слетела с ладони.

Игра «Бабочка летает» .

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.) . Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

Игра «Плывет, плывет кораблик» .

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик .

Артикуляционная гимнастика.

Цель : развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик» .

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка» .

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Игры по развитию общей моторики .

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь .

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно : раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали : скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи . Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи .

Например, подвижные игры «Гуси-гуси» , «У медведя во бору» , «Лохматый пес» , «Кот Васька» .

Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем родитель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут : «Ква! Прыгать весело, друзья» .

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель : упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!» , «Кря-кря-кря!» ,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!» , «Га-га-га!» ,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!» , «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!» , «Ко-ко-ко!» ,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками) .

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым) .

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Подвижные игры.

Подвижная игра "Тучи и ветер"

Ребенок изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела большие и маленькие тучи. Потом он быстро бежит - как тучи, которые гонит по небу ветер.

Подвижная игра "Автомобиль"

Ребенок изображает движение автомобиля (поезда, автобуса, самолета, выполняя руками соответствующие движения.

Подвижная игра "Пчелки"

Вместе с ребенком изображайте пчелок , слетающихся к улью, который можно обозначить линией на земле, ограничить бельевой веревкой и т. п. Следите за тем, чтобы ребенок бежал легко , руки свободно двигались.

Подвижная игра "Дождик"

Убегайте вместе с ребенком , чтобы как можно скорее спрятаться дома «под крышу» .

Подвижная игра "Лужи"

Нарисуйте на земле различные черточки и кружки. Затем возьмите ребенка за руку и в беге перепрыгивайте с ним через нарисованные препятствия. Цель - научить ребенка не останавливаться перед чертой, не прерывать бег.

Подвижная игра "Кукла прыгает"

Взрослый держит ребенка за обе руки лицом к себе и вместе с ним прыгает с ноги на ногу или одновременно на обеих ногах. Позже выполняйте упражнение не держась за руки.

Подвижная игра "Воробьи"

Ребенок прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки , а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, держите ребенка только за одну руку и прыгайте вместе с ним.

Подвижная игра "Змея ползет"

Взрослый укрепляет веревку в горизонтальном положении низко над землей и побуждает ребенка проползти под ней на животе.

Игра «Дорожка препятствий» .

Как уже говорилось, дома легко можно оборудовать дорожку препятствий - из нескольких положенных на пол стульев, стола, гладильной доски и бельевой веревки (ее следует закрепить низко над полом) . Ребенок под руководством взрослого преодолевает разнообразные препятствия, поочередно подлезая под них, перешагивая и взбираясь на них, и соскакивает на ковер (соскок допустим только с высоты на уровне пояса ребенка ). На открытом воздухе оборудуйте дорожку препятствий при помощи веревочки, прутиков, досок, бревен, кустиков и т. д. Преодоление дорожки повторяйте с ребенком не менее 4 раз ; на некоторых участках позволяйте ему лазать самостоятельно, в опасных местах внимательно помогайте ему и страхуйте его, чтобы исключить возможность какой-либо травмы. Игра развивает в ребенке самостоятельность .

Подвижная игра "Тоннель"

Ребенок изображает поезд , который проезжает через тоннель, составленный из перевернутых стульев, натянутых веревок и т. п. Ребенок бежит и пролезает под препятствиями, не касаясь их.

Подвижная игра "Мишка"

Ребенок лезет (со страховкой) по наклонной лестнице, наклонной доске, по лавочке и т. п. Взрослый при этом приговаривает : «Лезет, лезет мишка со ступеньки на ступеньку. Лезет, лезет мишка - вот и влез высоко».

Подвижная игра "Состязания голубей"

Для отработки броска вперед-вверх отлично помогут бумажные «голуби» . Взрослый и ребенок , соревнуясь, метают их на дальность.

Подвижная игра "Кегли"

Это прекрасная игра для тренировки меткости и навыков катания. Пластмассовые кегли, гигиеничные и дешевые, могут быть одним из первых новогодних подарков ребенку .

Подвижная игра «Перекатывание мяча»

Хорошим подготовительным упражнением для метания и ловли мяча является также перекатывание мяча друг другу. Взрослый и ребенок сидят на земле (ноги врозь, напротив друг друга) и перекатывают мяч друг другу. Позже можно перекатывать два мяча сразу (обращайте внимание на то, чтобы мячи не сталкивались друг с другом) . Ребенок , выполняя так упражнение, учится сосредоточивать и развивает умение ловить катящий мяч и точно направлять его взрослому. Лавочки, бревна, доски можно использовать для ходьбы на наклонной плоскости, лазанья на четвереньках, влезания и слезания со страховкой.

Качели - прекрасное средство , помогающее ребенку преодолеть страх высоты. Позаботьтесь, однако, о безопасности : чтобы ребенок не упал , доска должна быть хорошо закреплена в середине, оба конца ее должны быть снабжены ручками.

Резинка, длинная веревка, тонкий канат - подходящие снаряды для подлезания, перешагивания, перепрыгивания как с места, так и с разбега. Следите за тем, чтобы дети спрыгивали обязательно на мягкую подстилку.

Съезжание с наклонной поверхности - прекрасное упражнение на смелость и равновесие. Следите за безопасностью ребенка при завершении спуска!

Очень полезны упражнения с разнообразными предметами, которые всегда найдутся дома для занятий с ребенком .

Это могут быть различные игрушки, а также бумажные шары, кружки из прутиков, кегли, картонные диски, бумажные ленты, бельевая веревка, короткая скакалка, мячи разной величины и т. п. Упражнения с этими предметами способствуют развитию у ребенка умения выполнять практические действия и тем самым развивают у него ловкость , сноровку, учат терпению и сосредоточенности (например, метание бумажных шаров в корзину, переноска игрушек в определенное место). Упражнения с предметами развивают мелкие мышцы рук и таким образом подготавливают ребенка к более сложным действиям (рисованию, письму, шитью, содействуют решению задач трудового воспитания.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок

Таким образом, хочется сказать, что самое главное любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души. А наши дети, как никто другой требуют особой помощи от взрослых. И наша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие как в детском саду , так и дома.

Цель данного проекта - стать связующим звеном для тех, кто увлекается настольными играми, и тех, кто только начинает знакомиться с этим хобби.

Игротеки проекта «Играем с нами!» - это мероприятия, на которых совершенно бесплатно можно поиграть в различные настольные игры.

Ближайшие игротеки состоятся 18 и 19 мая 2019. Уз найте подробности .

Этот проект посвящается всем, кто:

  • любит настольные игры или хочет побольше узнать о них;
  • ценит живое общение;
  • предпочитает проводить время не только весело, но и с пользой;
  • хочет найти новых друзей и единомышленников.

В чем особенность игротек «Играем с нами»?

  • На игротеках представлены только лучшие настольные игры: актуальная классика игр со всего мира и новинки, которые совсем недавно появились в России.
  • Здесь вам помогут выбрать игры по вкусу и настроению, а также разобраться в их правилах.
  • В большинстве мест вам предложат скидку на покупку понравившихся настольных игр.

Где и как часто проходят такие игротеки?

Обычно игротеки проходят в выходные дни примерно один раз в месяц. С каждым новым мероприятием проект «Играем с нами» становится все более популярным. Уже сейчас к нам присоединились более 30 крупнейших городов России и ближнего зарубежья.

Адреса ближайших игротек и точное время проведения смотрите в .

Как поучаствовать в игротеке?

Все мероприятия проекта абсолютно бесплатны и не требуют предварительной записи. Просто найдите в списке игротеку своего города, приходите и играйте с нами!

Где можно узнать последние новости об игротеках?

Следите за нами здесь, на официальной странице проекта!

Фотографии с уже проведённых игротек