Шахматная тактика для начинающих. Как почти всегда побеждать в шахматах

Всем привет! Сегодня я решал задачи по тактике на одном из самых популярных сайтов — lichess.org. На личесс все позиции взяты из блиц партий, которые прошли на этом сервисе. Вы можете видеть ники соперников и развитие партии вплоть до хода перед комбинацией.

Также явным преимуществом сайта личесс является то, что он бесплатный, и задач по тактике здесь очень большое количество, хватит, по сути, на всю шахматную карьеру. Плюс архив комбинаций постоянно пополняется.

Тем не менее, у задач по тактике на личесс есть и минусы, главный из которых — некорректные задачи, в которых часто бывает 2 и более выигрывающих хода. Я считаю это неправильным, и в комбинации должен быть только один способ для победы.

В общем, могу посоветовать другие сайты для решения тактики, например — .

Всем привет! В сегодняшнем видео я расскажу про такую важную и базовую тему в шахматах, как цугцванг. Но, прежде всего, немного теории.

Цугцванг (принуждение к ходу) — это такое положение в шахматах, когда любой ход соперника приведет к ухудшению позиции. Обычно, после цуцванга теряется легкая или даже тяжелая фигура, а в редких случаях возможен даже мат слабейшей стороне.

Практически всегда положение цугцванга встречается в конце игры (эндшпиле), т.к. в принципе возможных ходов мало, поэтому и проще лишить соперника полезных ходов. Тем не менее, иногда цугцванг возможен даже в середине игры (миттельшпиле).

Одним из самых известных примеров на эту тему служит 16-я партия Карпов- Каспаров из матча за звания чемпиона мира по шахматам, сыгранная в 1985 году.

В данном же видео я рассмотрю пример цугцванга именно в эндшпиле, и надеюсь, что вам он понравится. Приятного просмотра!

Всем привет! Сегодня я хочу разобрать пример тактики в защите, ведь игра в обороне, как известно, сложнее игры в нападении.

Тем не менее, если на вас нападают и соперник создает угрозы, не обязательно уходить в глухую оборону. Очень часто лучшим решением в такой ситуации будет игра на контратаку и создание встречных угроз.

Этот принцип встречается не только в шахматах, он также очень хорош и в других видах спорта (футбол, бокс, теннис и т.д.), и даже в жизни.

Посмотрите данный ролик про контратаку, надеюсь, он вам понравится😃.

Шахматная стратегия - принципы и способы шахматной партии, охватывающие подготовку и осуществление систематического, последовательного развивающегося воздействия на позицию соперника.
Как совокупность общих принципов разыгрывания шахматных партий стратегия существует с момента возникновения самой игры. Вместе с тем, начиная с Филидора, складывается стратегия, основывающаяся на создании сначала пешечной, а затем общефигурной структуры шахматных позиций.

Элементами стратегии шахматной борьбы являются:
- оптимальная для данной ситуации расстановка фигур;
- концентрация их на важном участке борьбы и обеспечение взаимодействие между ними;
- создание максимальных трудностей другой стороне в выполнении поставленных задач;
- овладение пространством, особенно в центре, или контроль над ним и стеснение фигур противной стороны, либо подрыв центра противника;
- гармоничное, взаимосвязанное расположение пешек и ослабление их у другой стороны;
- создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
- захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей.

Совокупность этих элементов в каждый момент партии с учётом возможных конкретных предложений даёт возможность оценить позицию, на основании чего и определяется план игры.

Стратегия органически связана с тактикой шахматной игры, использует её приёмы для достижения стратегических целей, а также создаёт структурную основу для нанесения тактических ударов, осуществления комбинаций.
Стратегия всегда абстрактна, тогда как тактика - конкретна. Партии, сыгранные в русле стратегических планов, относятся к позиционным; сыгранные в тактическом стиле - к комбинационным.

Шахматная тактика - совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.
Роль тактики в шахматной игре исключительно велика: грубая ошибка или тактический просчёт могут повлечь за собой немедленный проигрыш партии. При вступлении сил соперников в непосредственный контакт, когда фигуры сторон нападают или угрожают напасть друг на друга, на доске возникает тактическая ситуация. В тактических операциях фигуры взаимодействуют друг с другом, при этом большую роль играет согласованное действие фигур одной стороны против другой.

В любой тактической операции можно выделить 3 компонента:
- объект атаки;
- средства атаки;
- средства защиты.

Объектами атаки могут быть не только короли, но и любые другие фигуры или пешки. Иногда объектом атаки может стать группа полей или одно поле в расположении сил соперника.
К элементарным средствам атаки относят угрозы нападения, нападения, ограничения, но эффективными средствами атаки являются двойное и комбинированное нападение.
Среди элементарных средств защиты - уход атакованной фигурой, её поддержка другой фигурой, перекрытие действия атакующей фигуры, ответное нападение. При защите редко удаётся нанести ответное двойное или комбинированное нападение.

Комбинация - важнейший элемент тактики шахматной игры, который нередко связан с жертвой, что делает его особенно привлекательной с эстетической точки зрения.

Элементы шахматной тактики:

Подрыв центра - стратегический приём в шахматной партии, применяемый с целью ослабления или разрушения неприятельского центра, одно из наиболее эффективных средств современных дебютных стратегии. Встречается во всех стадиях шахматной партии.

Цугцванг (нем. Zugzwang «принуждение к ходу») - положение в шашках и шахматах, в котором одна из сторон оказывается в положении, в котором любой ход ведёт к ухудшению позиции.
В настоящее время термин употребляется не только в шахматах, но и в других видах спорта (бильярд, кёрлинг), в азартных и настольных играх (нарды, карточные игры), а также во многих других областях, и даже в быту. Например в значении, когда любое действие или бездействие все равно приведет к ухудшению ситуации, то есть «делать нельзя и не делать нельзя».
При цугцванге у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных или нейтральных ходов и передвижение любой из фигур ведёт к ухудшению оценки собственной позиции (в строгом понимании - к ухудшению результата).
Нередко встречается мнимый цугцванг, то есть позиция, исход которой не меняется при воображаемом переходе хода к противнику, но субъективно ощущается отсутствие полезных ходов.
Другим распространённым мнимым цугцвангом является любая проигранная позиция, при которой проигрывающий вынужден пассивно ожидать приближающееся поражение.

Связка (англ. pin, нем. Fesselung), в шахматах - позиция, в которой дальнобойная фигура (ферзь, ладья, слон) нападает на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура. Таким образом, в связке участвуют, как минимум, три фигуры.
Нападающая фигура называется связывающей, защищающая - связанной, так как связка обычно приводит к ограничению её подвижности и атакующих действий. Связка может быть полной (абсолютной), если связанная фигура полностью теряет способность двигаться, защищая своего короля, и неполной (относительной), когда связанная фигура может двигаться - или вдоль линии связки, или если она защищает не короля, а другую свою фигуру. Фигура может дать шах или мат, даже будучи связанной. Кроме того, связанная фигура может, в свою очередь, связывать фигуру противника. Действие, приводящее к образованию связки, называется связыванием.

В шахматной композиции различают следующие способы связывания:

Прямое , когда дальнобойная фигура идёт на линию связки, связывая фигуру (или пешку) другого цвета.

Косвенное , когда с линии связки уходит фигура (или пешка) того же цвета, что и связывающая.

Самосвязывание , когда связка создаётся ходом той стороны, чья фигура (или пешка) оказывается связанной.

Скрытая (замаскированная) связка - позиция, в которой связка образуется вследствие ухода с линии связки одной или нескольких фигур любого цвета.

Полусвязка - позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся две фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любой из этих двух фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки) - частный случай самосвязывания. Полусвязка является также частным случаем замаскированной связки.

Третьсвязка - позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся три фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любых двух из этих трёх фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки).

Завлечение (привлечение) - тактический приём, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определённое поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры.

Отвлечение фигуры , тактический приём, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестаёт выполнять какие-либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии). Отвлечение часто достигается при помощи жертвы.

Уничтожение защиты - тактический приём, используемый для устранения (путём жертв или разменов) фигур или пешек соперника, защищающих или прикрывающих другие фигуры (в частности, короля). Нередко уничтожения защиты - составной элемент различных комбинаций.

Перекрытие в шахматах - тактический приём в шахматной партии, расположение фигуры на линиях действия дальнобойных фигур. Часто в практической игре понимается как расположение собственной фигуры на линиях действия дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их атакующих или защитных действий.

Блокировка (блокирование поля) - тактический приём, с помощью которого заставляют фигуры соперника блокировать путь отступления другой, как правило более ценной фигуры, которая становится объектом атаки. Особый вид завлечения: так при завлечении объект нападения - завлекаемая фигура, при блокировки - блокированная.

Освобождение поля - тактический приём, позволяющий освободить необходимое для другой фигуры поле. В шахматной композиции освобождение поля для короля называется разблокированием. Как тема в задаче освобождение поля часто сочетается с жертвой фигуры - т. н. освобождающая жертва.

Шахматная теория представляет собой набор исследований, посвящённых различным аспектам шахматной игры. Её активное развитие началось с XV века, когда шахматные правила устоялись в виде, оставшемся практически неизменным до наших дней.

Этапы партии. Теория выделяет три этапа шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

Дебют - начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10-15 ходов. В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории, существует объёмная классификация дебютов, наработаны рекомендации по оптимальным действиям в тех или иных вариантах, отсеяно большое количество неудачных дебютных систем.

Миттельшпиль - середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии (ситуации, когда выигрыш достигается ещё в дебюте, очень редки). Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за ключевые пункты, в первую очередь - за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии, обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.

Эндшпиль - заключительная стадия игры. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо достижением положения, когда победа в принципе невозможна. В последнем случае заключается ничья.

Шахматы как игра с полной информацией. Шахматы являются игрой с полной информацией, поэтому итог игры предопределён в случае следования по крайней мере одним из игроков оптимальной стратегии, гарантирующей достижение выигрыша (или ничьей). Математически доказано, что такая стратегия, при условии конечности игры, наверняка существует (для шахмат, как и для любой другой игры с полной информацией), однако на текущий момент для шахмат она не найдена. Большое количество вариантов ходов и возможных позиций препятствуют «механическому» расчёту хода партии более чем на несколько ходов вперёд, так что на практике итог игры непредсказуем.

Что нужно сделать, чтобы выиграть?

Цель шахматной партии - поставить мат своему сопернику.

Мат получается, когда король атакован другой фигурой и у него нет возможности избежать нападения. На этом игра заканчивается. Однако для мата нужна подготовка.

Чтобы выиграть партию в шахматы, необходимо соблюдать следующие шесть правил:

1. Делайте Верные Ходы в Дебюте
Цель Ваших первых ходов - установить контроль над доской. Наиболее важной частью доски является центр. Если Ваши фигуры и пешки контролируют центр, Вы сможете диктовать направление игры. В позиции ниже, две пешки белых прекрасно контролируют центр доски, в то время как у чёрных нет никакого влияния.

2. Не Отдавайте Фигуры Просто Так

Размен фигур - обычное дело в шахматах, однако Вам следует обмениваться только фигурами равной ценности. Многие игроки проигрывают потому, что они просто отдают свои фигуры и пешки даром. При этом Вам нужно брать все фигуры, которые соперник отдаёт Вам даром (только остерегайтесь ловушек).

3. Выводите Фигуры на Активные Позиции
Прежде чем Вы сможете добраться до короля, Вам нужно поставить свои фигуры на позиции для атаки. Это означает, что при атаке Вам понадобятся активные фигуры, у которых много возможностей.

Пешки контролируют клетки. Кони любят стоять в центре. Слонам нравятся длинные диагонали. Ладьям нравится выкатываться в центр или занимать открытые линии. Ваш ферзь должен быть готов включиться в борьбу.

4. Координируйте Атаку на Короля
Обычно нельзя поставить мат одной фигурой. Для этого необходима совместная работа нескольких фигур. Чаще всего Вам понадобится фигура, которая объявит шах королю, и как минимум одна фигура, которая будет защищать Вашу атакующую фигуру, чтобы король не смог её взять. Иногда нужно даже пожертвовать несколько фигур, чтобы сломить оборону соперника.


5. Следите за Безопасностью Своего Короля

Иногда игроки настолько сосредоточены на короле соперника, что просто забывают о своём короле. Помните, что Ваш соперник тоже играет и тоже будет атаковать Вашего короля. Обязательно следите за теми угрозами, которые создаёт Ваш соперник, делая очередной ход. Один из лучших способов защитить своего короля - это поместить его за рядом из нескольких пешек, которые будут его защищать. В приведённой ниже позиции король белых расположен уютно и безопасно, а на короля чёрных можно легко напасть.


6. Всегда Будьте Вежливы

Независимо от того, выигрываете Вы или проигрываете, всегда поздравляйте или благодарите соперника за игру. Победы, как и поражения, являются частью игры. Даже лучшие в мире игроки часто проигрывают.

Поэтому будьте добрыми и благодарными даже при неудачной игре, а после игры просто подумайте над тем, как можно было бы сыграть лучше в следующий раз.

Чтобы получить ещё больше советов и узнать о том, как выигрывать в шахматах, зарегистрируйтесь на сайт. Это просто и бесплатно!

Шахматная партия на первый взгляд очень проста. Разве сложно запомнить как ходят фигуры, и передвигать их соответственно правилам? Да, именно так рассуждает новичок или любитель, который еще не совсем знает все секреты шахмат. Для начала нужно познакомиться с азами стратегии. Какие правила нельзя нарушать при игре в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Знать основные принципы и направленность шахматной партии. Давайте более подробно рассмотрим все эти элементы.

Основные принципы шахматной стратегии


Любой игрок, который хочет закончить партию победой, должен выполнять следующие принципы шахматной стратегии:
  • анализировать и оценивать позицию, возникшую на доске
  • намечать дальнейший план
  • постоянно вести расчет вариантов, и выбирать наилучшие

Стратегия, анализ, план


Анализ и оценка позиции . Что имеется ввиду. Для начала нужно выявить материальное ли равенство на доске?(кто не понял о чем речь, то ему следует познакомиться с , там описано какая фигура сколько "стоит"). Затем игрок должен оценить позицию королей (как своего, так и противника), и сделать вывод чей король стоит лучше (то есть в центре он, под атакой или уже сделал рокировку). Дальше нужно анализировать расположение пешек - есть ли "изоляторы", проходные пешки, связанные проходные. После этого оценить чьи фигуры стоят лучше . Может быть у соперника конь на краю доски или "плохой" слон, или как его называл мой тренер, - "большая пешка" - то есть слон, который не имеет ни одного поля чтобы пойти, или имеет всего 1-2 поля, так как ему преграждают дорогу собственные пешки. На основании всех этих выводов, их совокупности, и делается оценка позиции, и принимается решение о дальнейшей игре, построении плана, или же о фиксировании ничьи.

План в шахматной партии . Чтобы намечать план, а не играть бездумно, как это делают начинающие, нужно более менее уже иметь понятие в шахматах. Книга, которую я советую к прочтению всем, - это книга Нимцовича - " ". Книга ярко описывает все основы шахматной партии, без которых вам просто не стать хорошим шахматистом. Книга очень большая, по-моему там около 500 страниц, так что придется потрудиться чтобы ее прочитать.

Самые основные принципы стратегии и построения плана можно систематизировать в следующий ряд:

  1. Ладьи должны работать по открытым линиям.
  2. Ладьи должны врываться на 7-ю (или 2-ю) горизонталь и работать по ней.
  3. Нежелательно ходить одной и той же фигурой в дебюте два или более раз.
  4. Не стоит гоняться за пешками, порой , важнее любой фигуры.
  5. Развивать фигуры нужно к центру, а не на край доски
  6. Бей центральную пешку, как бы тебе не было потом плохо (в пределах разумного,конечно)

Цель игры - объявить «мат» неприятельскому королю. В ходе игры шахматист придерживается основных правил стратегического и тактического плана, которые он заимствовал из описанных шахматных теорий или выработал исходя из личного опыта.

В решении той или иной задачи шахматист всегда должен исходить из объективной ситуации на шахматной доске. Временное численное превосходство или меньшинство белых или черных фигур не имеет иной раз решающего значения для исхода партии в целом.

Шахматист не должен сосредоточиваться только лишь на передвижении данной фигуры и значении этого хода в данный момент.

Он должен перед каждым ходом проверять, какое воздействие этот ход окажет на расположение шахматных фигур в целом и можно ли будет после этого хода успешно развивать атаку. Каждую партию можно разделить на 3 фазы: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Дебют.

Большая часть книг о шахматной игре посвящена теории начала или дебюта. Начало имеет большое значение для общего хода партии. Различают открытые, закрытые и полуоткрытые начала. Суть этих трех видов начал определяет различное использование фигур в начале партии, особенно пешек.

Наиболее известными открытыми Началами являются: испанская партия, итальянская партия, королевский гамбит. К закрытым началам относятся: ходы ферзем и пешками, а также индийская защита; к полуоткрытым сицилианская и французская, а также защиты Каро-Канн и Алёхина.

Названия большинства способов начал указывают на страну происхождения или на шахматиста, который впервые применил ее в турнирной практике. Начала партий разнообразны и при возникшем интересе следует обратиться к соответствующим учебникам. Каждый шахматист должен владеть 3-4 способами начала партий белыми и черными фигурами.

Миттельшпиль.

Развиваясь на основе начальных ходов, середина игры представляет собой собственно шахматную партию с ее многочисленными вариантами, оперативными атаками и защитами, потерями фигур. В середине игры в полной мере проявляются 3 основных элемента в шахматах: время, сила фигур и пространство. На этом этапе шахматисты переходят к позиционному или комбинационному стилям игры.

Время.

Ход результативен лишь в том случае, если он совершается в положенное время. При этом шахматист не должен планировать каждый отдельный ход изолированно. Более важно, чтобы ходы осуществлялись последовательно с достаточным для обдумывания промежутком времени.

Сила фигур.

В шахматах важно таким образом сгруппировать фигуры, чтобы в каждой ситуации они проявляли свою наибольшую силу. При этом особое внимание следует уделять взаимодействию отдельных фигур, так как в большинстве случаев сообща они намного сильнее, нежели порознь. Непрерывный анализ эффективности фигур в настоящий момент и изменений на поле, которые возникают или могут возникнуть вследствие собственного хода или хода соперника, всегда необходим для того, чтобы узнать истинную силу всех фигур на поле.

Пространство.

Из 64 квадратов шахматного поля 4, расположенные в самом центре, имеют особое значение на начальной стадии партии, в то время как диагонали или вертикали, где располагаются «сильные фигуры» (ферзи и слоны), посредством объединения силы и пространства могут привести к преимуществу, способному решить исход партии. Овладение определенными центральными полями - одна из важнейших тактических задач в игре - не всегда зависит от того, что данное поле занято собственной фигурой. Очень часто бывает достаточно, чтобы эти поля располагались в сфере действия собственных фигур.

Позиционный стиль.

Существуют общие принципы, которые облегчают игру. Сюда относятся: овладение вертикалями, горизонталями и определенными центральными полями, «связывание» фигур соперника, укрепление позиций собственного короля, подвижность собственных фигур, при этом не всегда необходима атака короля для того, чтобы одержать победу в партии. Позиционное превосходство зачастую имеет решающее значение.

Комбинационный стиль.

Комбинировать следует лишь в том случае, если возможен точный контроль заранее предусмотренных ходов. С какими сложностями связан предварительный расчет одного-единственного хода, показывает следующий пример: если нужно рассчитать хотя бы три хода белых и черных фигур, то для этого нужно продумать 729 вариантов.

Поэтому решение комбинации, которая, вероятно, будет связана с потерей одной или нескольких фигур, нельзя сравнивать с решением математической задачи. Здесь решение будет в большей степени зависеть от решительности шахматиста, его творческой фантазии и опыта. Если шахматист предпочитает позиционный стиль игры, то все же нельзя полностью отделять один стиль от другого.

Эндшпиль.

Если правильное решение начальной стадии партии дает исходную позицию для развертывания середины игры, то последняя является основой для заключительной фазы шахматной партии. Середина игры зависит в большей или меньшей степени от опыта, чутья и фантазии шахматиста, а окончание, точно так же как и теория начальной фазы, более доступно для методических исследований. Окончание является важной фазой шахматной игры, от этого зависит, объявит ли шахматист «мат» сопернику или проиграет партию. Многие, великие шахматисты-мастера конечной фазы игры.

Начало конечной фазы характеризуется двумя признаками: во-первых, большая часть своих фигур и фигур соперника выходит из игры, во-вторых, короли активно включаются в игру. Если в начале и середине игры короли почти бездействуют, т.к. раннее введение их в игру очень легко может привести к проигрышу, то теперь короли решают исход партии. Король защищает собственные фигуры, которым угрожает опасность, завоевывает пространство, ограничивает свободу действий короля соперника, способствует превращению свободной пешки в другую фигуру.