Игры этюды в детском саду. Картотека театрализованных игр и этюдов

Галина Дмитриевна
Игры - Этюды - Импровизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Составила и Разработала : воспитатель Эргеева Г. Д.

г. Ефремов, Тульская обл.

МБДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида»

Цель :

Содействовать всестороннему развитию личности дошкольников по средствам малых литературных форм и элементов ИКТ (сопровождение этюдов музыкальным фоном ) . Развивать творческие способности детей дошкольного возраста .

Задачи :

обучающая - открыть ребёнку мир словесного искусства, умение слушать и понимать литературные произведения.

развивающая - развитие интереса к словесным импровизациям ; развитие воображения, фантазии, самостоятельного творческого поиска.

Адресная направленность : этюды- импровизации можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности детей , в качестве дополнения к традиционным физульт-минуткам или заменить их; а также в свободной организованной деятельности детей .

Организация работы : Я предлагаю детям определенную ситуацию. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд ) на заданную тему. Этюды могут сопровождаться музыкальными зарисовками, как классической музыки, так и динамической или музыкой из серии «Звуки природы» .

Особенности организации работы : В подборе литературной основы для подобных игр с детьми воспитателю следует руководствоваться следующими критериями :

Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ , чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;

Побуждение ребенка к активности и самостоятельности в использовании в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.

Для правильной организации этюдов – импровизаций с детьми рекомендуется учитывать следующие принципы :

Включение этюдов в разнообразные формы организации педагогического процесса;

Индивидуальные особенности детей с ОВЗ ;

Максимальная активность детей ;

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;

Подготовленность и заинтересованность воспитателей;

Сопровождение этюдов- импровизаций художественным словом и элементами ИКТ (аудиозаписями) .

1. Осенние листья

Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

Листья жёлтые танцуют,

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют «листопад» . О. Кисилева

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья березы,

Литстья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. Н. Нищева

На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

Бабочка-красавица,

Очень мне уж нравится

Платьице твое!

Ты ж такая недотрога!

Мама говорит мне строго :

«Пусть летит она, не трогай

Крылышки ее!»

3. Игра в снежки

Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве «Веселая горка» .

Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.

4. Игра с камушками

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.

Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова «На берегу» .

5. Сосулька

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки : руки над головой. Третья и четвертая строчки : уронить расслабленные руки и присесть.

6. Шалтай-болтай

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне. (Перевод С. Маршака)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

7. Петрушка

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения. Ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз.

Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны» .

8. Кукушонок кланяется

Кукушка кукушонку

купила капюшон.

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку» . Во время этюда ребенок наклоняется вперед - вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака :

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что,- она спросила,- не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди показывают движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.

10. Жадный пес

Воспитатель читает стихотворение Василия Квитка :

Жадный пес

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И съел сам -

Гам-гам-гам!

Затем дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.

11. Страшный зверь

Воспитатель читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь» .

Прямо в комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся,

У него горят зрачки -

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится.

Может, это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул :

Храбрый мальчик крикнул :

А дети, исполняют роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.

12. Король Боровик

Воспитатель читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе;

Короля покусали мухи. (В. Приходько)

13. «Снежинки»

Воспитатель читает стихотворение :

Снежинки, снежинки на землю летят,

Искриться их белый красивый наряд.

Снежинки, снежинки, летите смелей,

И тихо на землю ложитесь скорей.

Снежинки, снежинки пора вам опять

Над полем кружиться и в небо взлетать.

Снежинки, снежинки, по ветру летят

И падают прямо на щеки ребят.

Дети, выполняют движения, импровизируя .

муниципальное бюджетное образовательное учреждение №102

«Терем – теремок» «Детский сад комбинированного вида»

города Калуги

Подборка игр – этюдов и игр превращений для старших

дошкольников.

Подготовила воспитатель

Голик Ольга Валентиновна

МБДОУ №102

«Терем – теремок»

«Детский сад комбинированного вида»

г. Калуги

Калуга 2013

Работа с детьми над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Этюды помогают овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

Игра – этюд « Что случилось?»

Цель: развитие воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.

Ход игры. Дети садятся на ковер. Каждому ребенку предлагается выбрать картинку, на которой изображен человек с ярко выраженными внешними характеристиками (высокий, низкий, худой, толстый, старый ит.д.), испытывающий какую – либо эмоцию (радость, грусть, злость, боль, страх, удивление и т.д.).

Дети не должны показывать картинки друг другу. После рассмотрения картинки каждый ребенок (по очереди) без использования слов показывает изображенного человека и эмоцию, которую этот человек испытывает, а остальные дети отгадывают, что показывал ребенок. Если ребенок затрудняется в показе или другие дети не могут отгадать, что он изобразил, то педагог подсказывает ребенку, как лучше выполнить задание.

Игра – этюд «Герои сказок оживают»

Цель: Развивать воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.

Ход игры. Дети садятся полукругом на ковер. Им предлагается выбрать себе сказочный персонаж, который изображен на картинке (Колобок, Машенька, Буратино, Мальвина, Елена Премудрая, Баба Яга). Каждый ребенок изображает выбранный персонаж, при этом наделяет его каким – либо характером (добрый, злой, вредный, веселый, неуклюжий, драчливый, трусливый и т.д.). Остальные дети отгадывают персонаж и дают характеристику действиям героя, объясняя, почему он так поступает (Незнайка – врун или фантазер? На самом деле Баба Яга злая, или она просто обижена на кого – то? Всегда ли Буратино поступает правильно?

Игра – этюд «Угадай, что я делаю?»

Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Игра – этюд «Одно и то же по – разному »

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

1 группа. Задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

2 группа. Задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

3 группа - задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

4 группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

5 группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Игра – этюд «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

«Грибы»

Белый гриб

Воспитатель: Кто знает, как выглядит белый гриб? Его называют королем грибов. Какая у него ножка? Круглая, крепкая, беленькая. А шляпка коричневая, бархатистая, закругленная. Какой у него характер? Он серьезный, важный, гордый, любит покрасоваться, любит, когда им восхищаются. Кто покажет белый гриб?

Сыроежка

Воспитатель: Как выглядит сыроежка? Она маленькая, хрупкая, с красной или желтой шляпкой, похожа на маленькую девочку. А какой у нее может быть характер?

Она добрая, скромная, веселая, со всеми дружит. Часто сыроежки растут вокруг других грибов. Может быть, они любят водить хороводы? Кто сможет показать маленькую сыроежку? А теперь несколько сыроежек заведут хоровод. Молодцы!

Лисички

Воспитатель: Почему эти грибы так называются? Они очень похожи на настоящую лису рыжим цветом. У лисичек тонкая ножка, шляпка волнистая, как будто с воланами, - лисички настоящие модницы. А какой у них характер? Они хитренькие - прячутся в траве под листочками, не каждый сможет их заметить. Лисички - любопытные хулиганки: осторожно выглядывают из своего укрытия, чтобы ничего не пропустить. Они растут большими семьями, часто по две, по три из одного корешка, как будто построились, чтобы танцевать. Как можно показать лисичек? Давайте покажем большую семью лисичек. Кто хочет быть родителями-лисичками? Все остальные будут детками-лисичками. Как мы можем ручками показать, какая шляпка у лисички? Молодцы!

Маленький молодой гриб и старый сморщенный гриб

Воспитатель: А теперь представьте, что дедушка-гриб гуляет с грибочком-внуком. Как можно показать маленький грибок? Присесть на корточки, сжаться в комочек. А как можно показать большой, старый, сморщенный гриб? Расслабить руки и ноги, сморщить лицо. Какая походка будет у маленького гриба? Маленькие шажки. А у большого гриба? Небыстрая походка, ему трудно быстро ходить, может быть, он немножко шаркает ногами. Давайте покажем.

«Разные собаки»

Воспитатель: Каких собак вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А как можно назвать одним словом собак, которые живут дома?

Дети: Собаки, которые живут дома, называются домашними.

Воспитатель: А тех, которые выступают в цирке?

Дети: Собаки-артисты.

Воспитатель: Эти собаки называются цирковыми. А как можно назвать всех собак, которые помогают полицейским, в МЧС, на границе?

Дети . : Таких собак можно назвать служебными.

Воспитатель : Каких вы знаете служебных собак?

Дети: Овчарки.

Воспитатель: А что делают служебные овчарки?

Дети: Овчарки в аэропорту обнюхивают чемоданы.

Воспитатель: Овчарки на границе ведут себя так же, как и в аэропорту?

Дети: Они обнюхивают землю, деревья, нюхают воздух.

Воспитатель: Кто сможет показать нам разных овчарок?

Дети показывают разных овчарок.

Воспитатель: А какие бывают цирковые собаки?

Дети: Пудели, болонки, есть еще маленькие пудели.

Воспитатель : Кто сможет показать нам, как ведут себя маленькие карликовые пудели? А большие пудели двигаются так же, как и маленькие?

Дети: Маленькие пудели бегают очень быстро и смешно прыгают, а большие ходят не очень быстро, высоко поднимают лапы.

Дети показывают разных пуделей.

Воспитатель: А каких вы знаете домашних собак?

Дети: Овчарка, пекинес, колли.

Воспитатель: Правильно, дома могут жить разные собаки. Кто сможет показать, какая собака живет у него дома? А мы попробуем отгадать.

Подумайте, ребята, какую собаку показывает нам Алена? Посмотрите, как она идет: тяжело, медленно. Это большая собака, может, овчарка. Мне кажется, что Алена пытается показать нам, какая морда у ее собаки.

Дети: Это, наверное, Бетховен, потому что он большой, у него большие щеки висят и еще он пускает слюни.

Воспитатель: Правильно, эта собака называется сенбернар.

А теперь Паша хочет показать свою собаку. Посмотрите, как она идет, какая у нее морда: идет быстро, маленькими шагами, морда смешная. Кто это может быть?

Дети: Маленькая собачка, может быть, пудель.

Воспитатель: Паша, а какая шерсть у твоей собаки?

Паша. Длинная.

Воспитатель: А может быть, у нее есть какое-нибудь украшение?

Паша в уголке ряженья берет бантик на резинке, надевает на волосы.

О л я. Я знаю эту собаку, только не знаю, как она называется.

Воспитатель: Такая собака называется пекинес.

Кто еще хочет показать какую-либо породу собак и их действия?

Дети показывают собак разных пород.

Воспитатель: Молодцы.

«Семья ежей»

Воспитатель: Посмотрите на картинку, кого вы видите?

Дети: Это семья ежей.

Воспитатель: Как вы догадались, что это семья?

Дети: На картинке два больших ежа и два маленьких.

Воспитатель: Какие особенности у ежиков?

Дети: У них вместо шерсти колючки.

Воспитатель: Для чего ежам колючки?

Дети: Чтобы защищаться от врагов.

Воспитатель: Что делают ежики в момент опасности?

Дети: Ежики сворачиваются в клубок, прячут нос и выставляют иголки.

Воспитатель: А как ежики ходят?

Дети: Они быстро бегают, все время сопят, и еще у них получается смешной звук, как будто «пых-пых-пых».

Воспитатель убирает картинку.

Воспитатель: Давайте представим, что мы семья ежиков. Сначала придумаем им характеры. Как ежи выходили из норки? Кто первый? Почему папа? Что он сделал? Как это показать? Второй вышла мама. Кто хочет показать ее? А за ней два ежонка. Мы решили, что у них разные характеры, а значит, они и из норки выйдут по-разному. Как появится осторожная девочка-ежонок? Как выскочит смелый малыш-ежик?

Воспитатель: Зачем ежики вышли? Просто погулять или по делу? Какие дела могут быть у ежей? Как они это делали? Что могло случиться неожиданного? Увидели людей, может быть грибников? Что ежи могут сделать? Опасность миновала! Но пошел дождик! Сначала маленький, потом сильнее! Скорее домой, в норку! Как семья помогает малышке быстрей бежать? Хорошо придумали!

Дети отвечают на вопросы и показывают ежиков.

Воспитатель: Молодцы!

«Журавль»

Воспитатель: Мы прочитали сказку «Лиса и журавль», а теперь поиграем. Представьте, что вы журавли. Как выглядит журавль?

Дети: У него длинная шея, длинные ноги, он ходит медленно, высоко поднимает ноги.

Воспитатель: Молодцы! А теперь представьте: журавль идет в гости. Что он чувствует, какая у него походка?

Дети: Он радуется, надеется на угощение, он торопится: голова высоко поднята, шаги широкие.

Воспитатель: Что случилось в гостях?

Дети: Лиса обманула журавля: размазала еду по тарелке, и он совсем не наелся.

Воспитатель : Что он чувствовал, когда шел обратно?

Дети: Он был обижен, расстроился.

Воспитатель: Изменилась ли его походка?

Дети: Он пошел медленно, голова опущена, ноги высоко не поднимает.

Воспитатель: А теперь мы сами станем журавлями. Давайте покажем, как мы идем в гости к лисе. А теперь - как мы возвращаемся из гостей.

Дети показывают журавля.

Воспитатель : Молодцы!

«Лисичка»

Воспитатель : В каких сказках встречается лиса?

Дети : «Лисичка со скалочкой», «Снегурушка и лиса», «Лиса и козел»…

Воспитатель : Давайте вспомним, какая лиса?

Дети : Она хитрая, ласковая, тихая, добрая, юркая, модная.

Воспитатель : А давайте подумаем: лиса себя считает красивой? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Воспитатель : Представьте, что мама купила вам новое платье (костюм, наряд), и вы стоите у зеркала. Рассматриваете свое отражение, оно вам очень нравится. Вам очень нравятся рукава, воротничок. Тихонько пальчиками трогаете пышные рукава, боитесь их помять, испачкать. А этот наряд вам так идет. Покрасуйтесь перед зеркалом.

Дети «красуются перед зеркалом».

Воспитатель : Лисичка тоже любит красоваться. Она любит свою шубку и боится ее испачкать или помять. Как она должна ходить?

Дети : Лисичка должна ходить аккуратно, тихонько.

Воспитатель : Чтобы всем показать, какая у нее красивая шубка?

Дети демонстрируют.

Воспитатель : Молодцы, у всех хорошо получается!

А теперь каждый загадает лисичку из какой-либо сказки и вспомнит ситуацию, в которой она идет куда-нибудь, покажет нам свою героиню, а мы отгадаем образ.

Желающий показывает свою лисичку, а остальные дети отгадывают ее образ.

«Разный снег»

Воспитатель: Представьте, что пошел первый снег. Какой он?

Дети: Легкий, пушистый, белый, быстро тает.

Воспитатель: Давайте покажем, как снежок падает на землю; то медленно, то быстро опускаются на землю снежинки.

Дети показывают, как падает снежок. Можно выполнять движения под музыку «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

Воспитатель: А что вы чувствуете, когда выпадает первый снег?

Дети: Кто-то радуется, а кто-то грустит, потому что любит лето.

Воспитатель: Давайте покажем, как мы встречаем первый снег.

Дети показывают встречу первого снега.

Воспитатель: Когда выпадает много-много снега, что тогда получается?

Дети: Сугробы.

Воспитатель: А как можно показать сугроб?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Можно показать нескольким детям: присесть или прилечь рядом. Можно и одному показать сугроб: расставить ноги, развести руки немного в стороны и свесить вниз, сгорбиться, свесить голову.

А легко по сугробам ходить?

Дети: Нет. Ноги проваливаются, застревают в снегу, нужно высоко их поднимать.

Воспитатель: Покажите, как вы пойдете по глубокому снегу. А через сугробы? А если ледяная горка встретилась? Вот и выбрались на утоптанную дорожку, как пойдем теперь?

Дети показывают, как они пробираются по снегу.

Воспитатель: А теперь вспомним, как по заснеженному лесу пробирается падчерица из сказки «Морозко». Сначала расскажите, как вы это представляете, а потом покажите в сценке.

Дети рассказывают, а потом показывают сценку.

«Чайник»

Предварительно воспитатель обсуждает с детьми разные виды чайни ков (по форме, деталям, материалу).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем изображать чайник, да не простой, а умеющий думать. Попробуем? Давайте вспомним, какие чайники бывают?

Дети: По материалу чайники бывают стеклянные, металлические, пластмассовые, по форме - круглые, продолговатые и пр.

Воспитатель: Наш первый чайник вообразил себя стеклянным. Он не совершит ни одного резкого действия - он боится, что его заденут и разобьют. Идет, опасаясь наткнуться на что-нибудь. Осторожно укладывается в постель. Предупреждает всех знакомых и незнакомых о своей особенности, чтобы они не разбили его случайным движением, ведь не все знают, что он стеклянный. Слишком горячий чай нашему чайнику вреден - он может лопнуть. Походите по комнате так, как если бы вы были стеклянным чайником!

Дети показывают, как может ходить стеклянный чайник.

Воспитатель: Лучше всего получилось у Вани и у Ани. Покажите еще раз, а мы посмотрим. Какие интересные движения, мимику использовали ребята, чтобы показать характер этого объекта? Кто хочет рассказать про эти чайники? Они одинаковые или чем-то различаются?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь задумайте свой чайник: какой он по характеру, из какого материала сделан, какой формы? Помните: ваш чайник должен быть неповторимым.

Дети по очереди показывают свой образ. Выделяются, лучшие или наибо лее понравившиеся.

Воспитатель: Мы с вами создали целую страну чайников, вам понравилось?

Дети: Да!

Варианты усложнения

1. На основе реальной жизни: чайник кипит, свистит, наливает чай, разбился, используется не по назначению и пр.

2. На литературной основе: «Вспомните, мы недавно читали сказкуГ.-Х. Андерсена, где главным героем был важный чайник. Покажите нам его,отразив характер этого необычного героя».

Введение.

В центре внимания педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, находятся задачи по созданию необходимых условий для обучения и воспитания; освоение детьми системы знаний и приёмов самостоятельной деятельности; реализация государственного стандарта дошкольного образования.

Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности.

Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.

Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра.

Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

В конце учебного года, подводя итоги обучения и качества знаний детей, можно провести диагностику уровня эмоциональной сферы ребёнка и творческого проявления. Степень проявления эмоциональных и творческих способностей детей оценивается показателями: высокий уровень, средний, низкий. Динамика изменения уровня этих показателей позволяет сделать вывод о целесообразности использования в процессе воспитательно-образовательной работы методов и приёмов театральных игр.

Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.

Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.

Театральная игра способствует:

1. Развитию речи детей.

2. Развитию нравственно- коммуникативных качеств личности.

3. Развитию двигательных качеств и умений.

4. Развитию творческого воображения и фантазии.

5. Развитию познавательных способностей.

Разновидностями театральных игр являются:

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.

I. Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную

сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.

Акцент делается на модель положительного поведения.

Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.

5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..

6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.

II . Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.

III . Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».

IV . Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.

V . Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Практический материал.

Речевые игры и упражнения .

1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.

Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.

«На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается.

А посмеяться хочется!»

« -Был сапожник? - Был!

Шил сапожник? – Шил!

Для кого сапожки?

Для соседской кошки!»

«- Кошка, как тебя зовут?

Стережёшь ты мышку тут?

Мяу! Хочешь молока?

А в товарищи щенка?

2. «Эхо» (для детей 4-5 лет).

Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.

Ход: «Мы бродили тёмным бором,

Мы спросили дружно хором:

Дома ль бабушка Яга?

Лес ответил нам:

Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –

«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»

3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.

Ход: «Едем, едем на тележке,

Собирать в лесу орешки,

Скрип, скрип, скрип,

Скрип, скрип, скрип.

Листья шуршат - ш-ш-ш,

Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,

Белка на ветке

Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

Долго-долго ехали,

Наконец, приехали!»

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Вот и пришла весна!»

5. Скороговорки. Чистоговорки.

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Ход: «Горячи кирпичи!

Соскачи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,

Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

«Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

«Орёл на горе, перо на орле».

«Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух»

Этюды на выражение основных эмоций.

1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).

Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).

Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.

Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

4. «Битва» (для детей 6-7 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.

Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй-

Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен.


Этюды на воспроизведение черт характера.

1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).

Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся:

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль!

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!

2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).

Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

Храбрый мальчик крикнул:

4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.

Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,

Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.


Игры на развитие внимания.

1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).

Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.

2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).

Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.

Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.

3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать активное внимание.

Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.

Ход: Водящий:

Тише, мыши,

Кот на крыше,

А котята ещё выше!

Раз, два, три, четыре, пять,-

С этих пор пора молчать!

Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.


Игры на развитие памяти.

1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).

Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.

Каждый должен запомнить своё место.

Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.

2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать моторно-слуховую память.

Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».

Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.

3. «Художник» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать внимание и память.

Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.

4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать наблюдательность и память.

Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.

Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.

Этюды на выразительность жестов.

1. «Тише» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.

Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.

Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»

Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).

Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.

3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.

Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

4. «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.


Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.

1. «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).

Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)

2. «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).

Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.

Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:

1) «Таня собирает грибы в лесу».

Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.

2) «Олег плавает под водой».

Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.

3) «Катя попала под дождь».

Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.

3. «Жмурки» (для детей 5-6 лет).

Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.

Игра продолжается.

4. «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

Литература

1. Буренина А.И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.

2. Генов Г.В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.

3. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, У-Фактория, 2004.

4. Орлова Ф.М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.

5. Уликова Н.А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.

7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2006.

Буслова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №46
Населённый пункт: Пушкинский район,г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тематические игры этюды с детьми среднего дошкольного возраста".
Дата публикации: 24.02.2017
Раздел: дошкольное образование

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ

ЭТЮДЫ

ДЕТЬМИ

СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Преимущество

предложенных

заключается

отвечают

социальной

ситуации

развития

ведущему

деятельности

детей 4-5 лет и являются увлекательной деятельностью для дошкольников.

Предлагаемые игры вариативны в использовании и, прежде всего, становятся

формой организации образовательных режимных моментов. Подбор игр по

тематике

выглядеть

непосредственно

образовательная

деятельность

среднего

дошкольного

возраста,

особенно

завершающем этапе освоения конкретной темы.

Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного

текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая

методика

организации

подобных

осуществляется

следующим образом: воспитатель читает текст, предлагая детям показывать

отдельные

действия

подготовлены,

импровизируются фрагменты поведения героев.

литературной

подобных

воспитателю следует руководствоваться следующими критериями:

Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом

особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик

сопричастности

рассказывает

художественное

произведение;

литературного

произведения

поддерживать

интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представления

о необходимости культурно-гигиенических умений;

Побуждение

активности

самостоятельности

использовании

культурно-гигиенических

деятельности и активизация их использования в повседневной жизни.

литературного

произведения

подходить

драматизации:

обязателен

действия

Гигиена:

«Теплою водою»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Р. Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши»

«Солнце рано утречком»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Прием пищи:

Г. Лагздынь «Куклу кормили?»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

«Ножками потопали»

А. Прокофьев «Вечером»

Г. Лагздынь «Просто объеденье!»

И. Токмаква «Ай да суп»

Опрятность:

«Уж я косу заплету»

«Где мой пальчик?»

«Мне уже 4 года»

«Завяжу потуже шарф»

В. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Е. Благинина «Как у нашей Ирки»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Бережное отношение к вещам и игрушкам:

К. Жанэ «Братишки»

А.Шибаев «Подружки»

И.Муравейка «Я сама!»

М.Александрова «Что взяла, клади на место!»

А. Барто «Лошадка»

Е.Благинина «Приходите, поглядите»

Н.Глазкова «Танечка-хозяйка»

«Мальчик Петя»

Для реализации игр-этюдов в работе с детьми среднего дошкольного

возраста

требуется

организация

пространственно-развивающей

создания

положительного

эмоционального

оформлении

помещения

вносятся

фотографии

совместного умывания, одевания, закаливания, уборки комнаты и квартиры.

удовольствием

рассматривают

воспитателем.

Подбираются аудиозаписи литературного материала, звуки природы, детские

музыкальные

произведения,

периодически прослушиваются воспитанниками.

разнообразие

игр-этюдов

достигается

посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки

настольного

плоскостные

предметы-заместители,

театральные

куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены).

настольного

начальных

используются

реалистичные резиновые и мягкие игрушки определенного размера, которые

ребенок может удерживать в руках и проводить с ними игровые действия

(помыть, причесать, почистить зубы, аккуратно накормить, переодеть). Это

зайки, собачки, кошки, лиса, медведь и др.

Затем в практику с детьми вводятся театральные игрушки, которые

имеют меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития мелкой

моторики рук используются пальчиковые и театральные куклы на шариках

(сделанные из пенопласта), которые надеваются на один палец. В конце года

планируется

привычные

театральные

куклы-бибабо

отверстием в головке для указательного пальца и двумя отверстиями для

большого и среднего пальцев.

дальнейшем

вводятся

плоскостные

графические

изображения.

плоскостном

действуют

фигурками-иллюстрациями,

приклеенными к палочкам, а также вырезанными бумажными фигурками,

которые прикрепляются на фланелеграф, ковролинограф, на стенд-книжку, на

плоскостные ширмы. В группе должны быть наборы к играм-этюдам «Вот

как Галю одевали», «Куклу кормили?», «Братишки», «Подружки» и др.

Для того чтобы дети смогли отделить сказочную ситуацию от реальной,

уделяется внимание специальной организации пространства игры. В ходе

игры-этюда

определить

волшебной

владения

обозначаются

способами:

объемным моделированием - ширмой, занавесом, книжной раскладушкой,

кубиками,

моделированием

пространства

плоскости

фланелеграфа, ковролинографа, стола, пола с помощью нити, лент, обруча и т.

п. В данном случае важен показ способа действия. Например, в игре-этюде

«Уж я косу заплету» кубиками обозначаются стены комнаты. В игре-этюде

«Гном» лентами разграничивается «улица» от «дома детей».

Обучение

действиям

предметами-заместителями

происходит

процессе создания декораций для игр-этюдов, конструирования интерьера

стихотворения с помощью предметов окружающего быта - мебели (стулья,

столы), подручного материала, макетов, поделок, изготовленных на занятиях

по изобразительной деятельности и ручному труду.

Таким образом, в организации пространства важно:

использовать

настольный

(резиновые

игрушки),

плоскостные

предметы-заместители,

театральные

(пальчиковые

театральные куклы на шариках, бибабо), то есть все виды театра с учетом

особенностей детей.

учитывать

возможности

простого

сложному,

реалистичных резиновых и мягких игрушек до кукол бибабо), при этом очень

использовать

взрослым

способов

действий

игрушками,

моделирование пространства.

пробудить

среднего

дошкольного

возраста

играм-этюдам,

необходимо

проводить

Продолжительность игры соответствует возрасту детей: в средней группе -

20-25 минут.

Игры-этюды

предлагаются

разучиваются

возрастания требований к поведению ребенка в группе. Так, если в начале от

ребенка требуется одновременное и одинаковое действие («Ну и каша!»,

«Теплою водою»), то затем предлагаются игры-этюды, в которых нужно

действовать по очереди, небольшими группами («Куклу кормили?», «Кто

скорее допьет?», «Зеркало» и т.д.). Взрослый не только вносит новую игру, но

и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений.

Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью,

весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно, при неоднократном

проведении

игры-этюда,

начинают

выполнять

движения

самостоятельно.

Игра-этюд «Я сама!»

Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает движениями

изобразить то, о чем в нем говорится. Затем воспитатель и ребенок читают

стихотворение по ролям.

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

(Ребенок одевается.)

Пойдем, будем умываться…

Я сама! Я сама!

(Умывается.)

Ну идем, хоть причешу я.

Я сама! Я сама!

(Причесывается.)

Ну давай, хоть накормлю я.

Я сама! Я сама!

(Делает вид, что жует.)

Вопросы к детям: Правильно ли поступает девочка? Почему вы так

решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?

Игра-этюд «Купание»

Воспитатель вносит игрушку поросенка, маленькое корыто, большой

таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает

изобразить

эмоциональное

состояние

героев. Воспитатель и дети вместе инсценируют стихотворение, используя

мимику и жесты.

Воспитатель:

Визжит поросенок…

Поросенок

раскрыты,

полуоткрыт, резко машет руками.)

Воспитатель:

Купают его в корыте.

Он в луже не прочь помыться,

А мыльной воды боится.

А в кухне купают Олю.

Воды ей нагрели вволю.

Но Оля кричит…

Мочалкой меня не трите!

Я голову мыть не стану!

Не буду садиться в ванну!

(Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)

Воспитатель:

Вот оба они помыты,

Надуты, слегка сердиты,

С коленок отмыты пятна,

Купаться было приятно…

Чего же ты, Оля, кричала?

Воспитатель:

И Оленька отвечала…

Кричал поросенок Тошка,

А я помогала немножко!

Вопросы к детям: Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А

как надо было? Кто покажет, как надо было поступить?

Игра-этюд «Вкусная каша»

Воспитатель вносит шапочки гусей, цыплят, синиц, собачки и кошки.

Читает стихотворение «Вкусная каша» З.Александровой. Затем воспитатель и

дети вместе инсценируют его.

Воспитатель:

Как из гречки

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила.

(Добрая улыбка, ласковый взгляд.)

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке.

(Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу

гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)

Воспитатель:

И Оля доела

Последние крошки!

Игра-этюд «Митя и рубашка»

Воспитатель вносит рубашку Мити-Замарашки. Показывает детям.

Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого

мальчика?

Послушайте

стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».

Воспитатель

стихотворение.

предлагает

инсценировать его.

Воспитатель:

Это Митина рубашка.

На, рубашка, простоквашку!

Воспитатель:

Съела маслица она,

Съела кашку из пшена

И подливку из барашка…

Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки,

вытирает их о свою одежду.

Ты сыта, моя рубашка?

Вопросы к детям: Как надо есть за столом? Кто покажет Мите, как надо

Игра-этюд «Мальчик Петя»

Воспитатель читает:

Мальчик Петя поздно встал –

Просыпаться тяжко.

Умываться он не стал –

Он ведь замарашка.

высказать

отношение

поведению

Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; с

помощью движений и мимики изображают Петю.

Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены

и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.

Игра-этюд «Уши»

Воспитатель

стихотворение

Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей

и с помощью мимики, жестов и интонации. Воспитатель и дети вместе

инсценируют стихотворение.

1-й ребенок:

Доктор, доктор,

Как нам быть:

Или не мыть?

2-й ребенок:

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

Воспитатель:

Отвечает доктор…

Воспитатель:

Отвечает доктор…

Воспитатель:

Отвечает доктор гневно:

ЕЖЕДНЕВНО!

Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на

доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.

Выразительные

движения

доктора: нахмуренные

сердитый

Игра-этюд «Приходите, поглядите»

Воспитатель

игрушечную

стихотворение

«Приходите,

поглядите»

Е.Благининой.

Предлагает

определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью

мимики, жестов, движений и интонации.

Воспитатель:

Метлу взяла

И двор подмела.

Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала –

От сарая до крыльца

Танцевала без конца.

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите.

Выразительные

движения: уверенные

выражение лица, улыбка, выразительная интонация.

Игра-этюд «Танечка-хозяйка»

Воспитатель вносит мягкую игрушку зайчика, фартук, косынку для

Танечки-хозяйки,

стихотворение

«Танечка-хозяйка»

Н.Глазковой и предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в

конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает

воспитатель

предлагает

изобразить

настроение

помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.

Воспитатель:

Нынче Танечка – хозяйка

И хлопочет день-деньской.

Отложила в угол зайку

И сказала…

Спи, косой!

Воспитатель:

Тянет тряпку из комода,

Из кладовки тащит таз.

Окуная тряпку в воду,

Ненароком облилась.

Ты не смейся, глупый зайка!

Поджидай себе обед…

Ох, и трудно быть хозяйкой,

Если мамы дома нет!

Выразительные движения:

1 – сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая

интонация.

2 – сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.

Игра-этюд «Как у нашей Ирки»

Воспитатель читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е.Благининой

предлагает

определить

характеры

высказывают

отношение

поступкам

персонажей

стихотворения

изображают

помощью мимики и жестов.

Воспитатель:

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

На чулках по дырке?

1-й ребенок:

Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

(Неряшливый вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в

дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное).

Воспитатель:

Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Штопка на пятке?

2-й ребенок:

Потому что неохота

Быть неряхой Натке.

опрятная,

аккуратно

причесана;

улыбка, уверенный взгляд).

Остальные

игры-этюды

литературном

материале

организуются

аналогичным образом.

Необходимо

подчеркнуть,

особенность

развития

современного

дошкольника такова, что он стремится сочетать несколько привлекающих его

видов деятельности. Это наводит на размышление о возрастающей роли

совместной

деятельности

интегрированного

характера,

объединяются и разнообразные виды детской деятельности, и специфические

виды деятельности, и разнообразные темы, которые представлены в опыте

Итак, теперь, после того, как ноты “первой” позиции, а так-же необходимые правила и термины вы выучили, можно приступить к самой интересной части обучения – игре “в несколько голосов”, а простым языком, к игре нескольких нот одновременно.

Это уже более высокий и более профессиональный уровень игры на гитаре. Хочу показать вам один пример, так используют эту технику профессионалы:

Конечно же, это слишком сложные произведения, поэтому мы начнём с более лёгких этюдов для начинающих:

Обязательно сыграйте два этих этюда, без них вам будет очень сложно понять как играть в “два голоса”.

Упражнение 32 – “Этюд No.1”

Итак, всё, что вам нужно делать – это играть по две ноты сразу, басовую и высокую одновременно. Разумеется, басы играем большим пальцем правой руки (p) , а вот высокие ноты нужно играть, чередуя указательный и средний пальцы (im) , точно так-же, как мы играли предыдущие упражнения. Конечно, вначале, это непросто, поэтому можно сначала играть высокие ноты лишь указательным пальцем правой руки (i) . Когда запомните ноты, добавьте средний (m) . Для тех, кто ещё не очень хорошо ориентируется в нотах – можно вначале проиграть басы отдельно, а запомнив их, добавить высокие ноты. Обратите внимание на аппликатуру левой руки. Старайтесь её придерживаться.

Важное примечание: До этого момента, при игре “апояндо”, пальцы правой руки “опирались” на соседние струны, после игры нот. Запомните, что при игре нескольких нот одновременно, впрочем, как и при игре перебором, пальцы свободно выходят из под струн, и не касаются соседних. Это важное правило, соблюдайте его, иначе играть будет очень сложно.

Посмотрите следующее видео, в нём показано, как правильно играть Этюд No.1:

А теперь новое упражнение. Это тоже этюд в классическом стиле:

Упражнение 33 – “Этюд No.2”

Здесь “двухголосие” чередуется с отдельными нотами. Басы играем (p) , высокие ноты (im) , хотя начать можно играя (i) , если тяжело. В четвёртом такте при игре нот Ре и Соль , лучше ставить мизинец и третий палец левой руки (как написано). Если пальцы дотягиваются с трудом, поставьте Ре – третий палец, Соль – второй палец.

Обратите внимание на обозначение “Let Ring— “. Это означает, что мы можем задерживать ноты, (в данном случае басы), то есть, не отпускать зажатую басовую ноту, пока очередь не дойдёт до следующего баса. Например, играя первые ноты этюда – До+Ми , задерживаем ноту До , и не отпуская её, играем следующую Ми .

Посмотрите следующее видео, в нём показано, как правильно играть Этюд No.2: