Дидактические игры: определение, структура, виды. Что такое дидактическая игра? Дидактическая игра определение в педагогике

Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.

Выбирая такую игру, возраст вашего малыша, уровень его знаний, а также настроение и состояние здоровья. С помощью игр дидактического характера малыш приобретает знания и получает необходимую новую информацию.

Для малышей-дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются.
Дидактические игры сложны тем, что являются одновременно игрой, средством обучения и всестороннего развития ребенка. В процессе такой игры у малыша развиваются все психические процессы и формируются личностные особенности.

Дидактическая игра - увлекательный способ всестороннего развития личности:

Дидактические игры являются эффективным и необычным способом разных направлений воспитания малышей:

1. Умственного воспитания. Систематизирует знания, развивает сенсорные способности, обогащает знания об окружающей действительности;

2. Нравственного воспитания . Формирует бережное отношение к окружающим предметам, нормы поведения с людьми, черты характера;

3. Эстетического воспитания . Формирует чувство прекрасного;

4. Физического воспитания. Развивают мелкую моторику рук, формируют культурно-гигиенические навыки, развивают эмоциональность ребенка.

Дидактическая игра развивает самостоятельность и познавательную активность ребенка, а также его интеллект.

Ценность дидактических игр:

Развивают познавательные способности малыша;
Способствуют усвоению знаний;
Имеют развивающую ценность;
Воспитывают нравственные качества: честность, справедливость, требовательность, уступчивость;
Развивают речь ребенка.

Структура дидактической игры:

1. Ознакомление с ходом игры;
2. Объяснение содержания и правил игры;
3. Демонстрация игровых действий;
4. Распределение ролей;
5. Подведение итогов игры.

Виды дидактических игр:

Игры с предметами или игрушками;

Настольные игры;

Словесные игры.

Игры с предметами:

Такой вид игр предусматривает непосредственное восприятие малышом различных предметов, что способствует развитию стремления манипулировать ими с целью изучения.

Дидактические игры с предметами направлены на изучение различий между предметами, сравнение их между собой. В процессе таких игр дети изучают цвет, величину и качества предметов. Игры о природе предусматривают использование природных материалов: семян, листьев, цветков, камней, шишек, плодов.

Примеры дидактических игр с предметами:

Игра «Найди предмет»

Взрослый готовит два одинаковых набора предметов. Один накрывают салфеткой, а второй ставят перед ребенком. Затем мама или папа берет накрытый набор и ставит перед собой. Достает любой предмет, показывает его ребенку и называет. После этого снова прячет его. Ребенку необходимо найти у себя этот предмет и правильно его назвать. Задача ребенка - определить все подготовленные предметы.

Игра «Расположи правильно»

Взрослый готовит игрушки животных и детенышей. К примеру, цыпленок – курица, котенок – кот, щенок – собака. Ребенок должен расставить игрушки: детеныш животного – взрослое животное. Затем назвать их и описать.

Настольные игры:

К настольным играм относятся дидактические игры, направленные на знакомство малышей:

С миром, который их окружает;
С объектами природы;
С растениями и животными.

Настольные игры бывают в виде:

Лото;
Парных картинок;
Домино.

Функции настольных игр :

Настольная игра эффективна для развития:

Речи;
Мышления;
Внимания;
Навыков принятия решений;
Умения самостоятельно контролировать свои действия и поступки.

Какими могут быть дидактические настольные игры?:

Игра «Чудесные вагоны»

Мама или папа дает ребенку поезд, который заранее вырезан из плотной бумаги. В нем четыре вагона. Отдельно ребенку выдаются картинки с изображенными цветами, фруктами, животными, деревьями. Это будут так называемые пассажиры. Необходимо расположить их по вагонам, правильно распределив на группы. В одной группе должны быть похожие представители. Рассказать, чем похожи, почему они в одной группе, каким одним словом их можно назвать.

Словесные игры:

Эта разновидность дидактических игр направлена на развитие детской речи, а также воспитание у малышей самостоятельности. В таких играх используются как слова, так и всевозможные действия. Малыши учатся описывать различные объекты, узнают их по описаниям, определяют общие и отличительные характеристики.

Дидактические словесные игры преследуют цели:

Закрепление знаний;
Уточнение и расширение информации о мире;
Формирование познавательных интересов;
Развитие психических процессов;
Эффективное развитие мышления и наблюдательности у детей.

Примеры словесных дидактических игр:

Игра «Время года»

Взрослый читает текст о сезонах года. Ребенок отгадывает, о каком из них идет речь.

«Угадай-ка по описанию»

Взрослый на столе располагает шесть различных предметов. Затем описывает один из них. Ребенок по описанию определяет, какой предмет взрослый описал. Игру повторять, пока взрослый не опишет все предметы.

Роль родителей в организации дидактических игр:

Большую роль в развитии и воспитании ребенка играет участие родителей в играх. Родители, которые не принимают участия в детской игре, лишают себя возможности сблизиться с малышом, лучше изучить его личностные особенности. Родителям не следует быть руководителем игры. Необходимо быть партнером своего ребенка, достигая при этом взаимопонимания.   Этим и отличается общение родителя в игре от повседневного общения, когда взрослый является для своего крохи наставником. Родители, организуя дидактические игры с ребенком, реализуют следующие задачи:

Осуществление нравственного воспитания ребенка;

Развитие правильного поведения ребенка и формирование положительных взаимоотношений в семье;

Содействие формированию способов обучения ребенка.

Для ребенка игра является самым серьезным занятием. Без игры невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Игра – это способ развития любознательности малышей.

Уважаемые родители! Поддерживайте игровую деятельность малышей. Так вы сможете решить многие педагогические и психологические проблемы.


Дидактические игры

Дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, ). Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Признаки дидактической игры

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений .

Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо-игровые технологии обучения .

Виды дидактических игр

Анализ конкретных ситуаций

Современные инженерно-технические системы и системы управления отличает высокая сложность, технологичность, многофакторность и возрастающая интенсивность обработки информации. Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) наиболее эффективен для подготовки специалиста к работе в подобных условиях.

В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят проблемный характер. В большинстве вузов страны проблемные, творческие задачи используются не только в составе методов активного обучения, но и как самостоятельное средство активизации мыслительной деятельности студентов или как основной элемент реализуемого проблемного подхода к обучению. На их основе составляются сборники задач, разрабатываются элементы программированного обучения и контроля усвоения учебного материала, формируются тестовые программы для ЭВМ.

Специалисты выделяют около 35 модификаций метода (И. Г. Абрамова, 1988). Наиболее часто выделяют три вида АКС по типу рассматриваемой ситуации.

Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.

Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники.

Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.

Выделяют следующие признаки метода (В. Я. Платов, 1987):

  1. Наличие модели социально-экономической системы, рассматриваемой в некоторый дискретный момент времени.
  2. Коллективная выработка решения.
  3. Много альтернативность решения.
  4. Единая цель при выработке решения. В отсутствие ролей или различных ролевых функций, перед обучающимися ставится единая цель - найти решение проблемы, предлагается единая для всех задача.
  5. Наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся. Метод предполагает коллективную деятельность обучающихся в процессе занятия. Оценивание их деятельности может осуществляться либо выборочно индивидуально, как поощрение наиболее активных, нашедших наиболее правильное решение, либо по группам, в случае формирования команд.
  6. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Любая активизация обучения предусматривает наличие эмоционального напряжения, которое должно контролироваться преподавателем.

Подбор ситуаций для использования в этом методе отличается от традиционного, так как они должны отвечать ряду требований:

  • В основе лежит конкретная реальная профессиональная ситуация;
  • Описание содержит информацию не соответствующую поставленной задаче. Часть ее является избыточной для решения задачи, а существенно важной может не хватать. Выявление и затребование недостающих данных, игнорирование лишних входит в процесс выработки решения.
  • Ситуация имеет достаточно много вариантов решения, отличающихся степенью достижения поставленной цели или отдельных ее элементов.
  • Отсутствие четко сформулированного вопроса. Задача обучающихся может на первом этапе включать поиск и формулирование проблемы, постановку задачи. Иногда это является целью всего занятия.
  • Дополнительным источником много альтернативности решений является различный уровень компетентности обучающихся, различие их приоритетов, мировоззрений в сочетании с многогранностью предлагаемой модели.

Метод имеет множество вариантов реализации, но по основным признакам он относится к категории дидактической игры. Он может выступать так же частью деловой или дидактической игры, являясь одним из элементов или этапов.

Игровое проектирование

В соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Выделяют следующие характерные признаки метода (И. Г. Абрамова, 1988):

  • Наличие сложной инженерной или социальной задачи;
  • Групповая работа;
  • Имитация заседания научно-технического совета, на котором авторы проекта публично его защищают. Процесс игрового проектирования и особенно итоговое обсуждение часто проводят с функционально-ролевых позиций. Это позволяет формировать у слушателей более полное представление об изучаемом процессе и конструируемом объекте.

Социоигровые технологии обучения

Сфера применения: урочное обучение в начальной, средней и старшей общеобразовательной школе ; коллективные формы дополнительного образования , групповые формы дошкольного обучения и воспитания , интерактивные технологии аудиторного обучения в ВУЗе . Встречается разное терминологическое написание (помимо написания чарез дефис допустимо и слитное написание - социоигровые приёмы - и через косую - соци/игровые технологии). Разнообразие социо-игровых технологий в своей основе опирается:

  • на игровые методики театральной педагогики русского психологического театра (которые с конца XIX века разрабатывались К.С.Станиславским и с 30-х годов ХХ века активно пропагандировались в Америке одним из его лучших учеников - М.Чеховым);
  • на психологические идеи герменевтики (разработанные в XIX-XX веке учениками и последователями А.А.Потебни , а в последней трети XX века Е.Е.Шулешкой )

С 70 годов социо-игровые технологии активно разрабытываются А. П. Ершовой и В. М. Букатовым (1980; 1998; 2000; 2008). Основные организационно-методические параметры (ориентиры):

  1. Двигательная активность самих обучающихся;
  2. Разнообразие (обязательная смена) во время урока: осуществляемых ролей (и учениками и учителем), темпо/ритма деятельности, рабочих мизансцен;
  3. Работа "малыми группами".

Комплексная ориентация на эти три параметра позволяет обеспечить у обучаемых ситуационную реализацию

  • их мотивационной свободы (добровольности);
  • их информационной инициативности (коммуникативности);
  • их деловой компетентности (самостоятельности).

Сопряжение этих качеств в ходе учебно-познавательной деятельности ведёт к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности. В социо-игровой педагогике большое внимание уделяется особенностям поведения учителя и развитию его педагогического мастерства : см. "Режиссура урока" (А.Ершова, В.Букатов; 4 изд: М.2010). И ситуационному конструированию игровых приёмов: "Драмогерменевтика" (В.Букатов, 1994; см. www.openlesson.ru)

Разбор почты руководителя

Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителю организации для разбора. Это могут быть письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных организаций и подчиненных, исходящие письма, подготовленные на подпись и отправку, докладные, а также документы частного характера и «случайные», не относящиеся к компетенции данного руководителя. Метод используется в виде дидактической игры. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода является так называемая мусорная корзина . При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дидактические игры" в других словарях:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д. и, впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для нач. обучения О. Декроли. В отеч. пед. практике в 40 50 е гг. Д. и, рассматривались… …

    Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940 50 … Педагогический терминологический словарь

    детские дидактические игры - didaktiniai vaikų žaidimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Ramūs vaikų žaidimai, lavinantys išradingumą, atmintį, muzikinę klausą, pastabumą. atitikmenys: angl. didactic games vok. didaktische Spiele rus. детские… … Sporto terminų žodynas

    Вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними. И. д. социальны по своему происхождению, по своей природе и, следовательно,… … Большая советская энциклопедия

    ИГРЫ ВИДЫ - существуют различные классификации игр; традиционно принято различать сюжетно ролевые, или творческие, игры и игры с правилами, к которым относят подвижные игры, дидактические и настольные, или интеллектуальные, игры, музыкальные, игры дра… … Психомоторика: cловарь-справочник

    Игры в обучении - это метод и форма организации обучения. По своей сущности игра является особым видом деятельности, состоящим в воспроизведении (имитации) разнообразной другой деятельности, в том числе и профессионально производственной. Игра в обучении… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Игры компьютерные дидактические и развивающие - игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный… … Педагогический словарь

    ДЕТСКИЕ ИГРЫ - занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязат. характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Манипуляции малыша с погремушкой, «воспитание» кукол, «строительство» песочных и снежных городов,… … Российская педагогическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Игрушка (значения). Плюшевый мишка одна из самых популярных игрушек … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Степанова. Ольга Алексеевна Степанова Главный редактор журнала «Логопед» Ольга Алексеевна Степанова российский учёный. Биография Степанова Ольга Алексеевна – кандидат… … Википедия

Книги

  • Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет , Яворская Ольга Николаевна , Самой распространенной формой нарушения письма у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Занятия с учителем-логопедом помогут ребенку… Категория: Коррекционная педагогика Серия: Мастер-класс логопеда Издатель:

Наталья Комардина
Сущность дидактической игры

Сущность дидактических игр как средства обучения

Учить знаниям - учить заранее ненужному. Современность стремится к индивидуальному подходу в обучении, а занятия основаны на фронтальном методе.

Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА?

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра .

И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагоги­кой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче­ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования ди­дактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном воз­расте определяется рядом причин :

Игровая деятельность как ведущая в дошколь­ном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки) . Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включе­ния детей в учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться» .

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произ­вольностью внимания, преимущественно непро­извольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидакти­ческие игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

Недостаточно сформирована познавательная мотивация

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

Однако дидактические игры - это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Виды дидактических игр .

Дидактические игры различаются :

по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей,

игровым действиям и правилам,

организации и взаимоотношениям детей,

по роли воспитателя.

Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.

Часто игры соотносят с содержанием обучения : игры по сенсорному восприятию, словесные игры , игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игры соотносят с материалом :

Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

Настольно–печатные игры , также как и игры с предметами , основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.

Словесные игры наиболее сложны . Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями.

Можно группировать игры и так : А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр :

игры-путешествия - игры -путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.

Они обостряют наблюдательность, облича­ют преодоление трудностей. игры-поручения - игры -поручения по содержанию проще, а продол­жительности - короче. В основе их лежат дейст­вия с предметами, игрушками, словесные поруче­ния.

игры-предположения - игры-предположения («что было бы.» ). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, ко­торая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

игры-загадки - игры-загадки . В основе их лежит проверка зна­ний, находчивости. Разгадывание загадок развива­ет способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

игры-беседы - игры-беседы . В основе их лежит общение. Основ­ным является непосредственность переживаний, за­интересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоцио­нальных и мыслительных процессов. Она воспи­тывает умение слушать вопросы и ответы, сосре­доточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Важно четко различать собственно дидакти­ческие игры и игровые приемы , использующиеся при обучении детей. К сожалению, некоторые педа­гоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение.

Та­кое представление в корне неверно. В этом слу­чае игра не входит органично в занятие, находится около процесса обучения. Можно поэтому согла­ситься с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру , которая будила бы мысль дошкольников, некоторые воспитатели облекают в игро­вую форму обучения тренировочные упражнения».

Структура дидактической игры .

Дидактическая игра имеет определенную струк­туру.

Структура - это основные элементы, харак­теризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следую­щие структурные составляющие дидактической игры :

дидактическая задача - Дидактическая задача определяется целью обу­чающего и воспитательного воздействия. Она фор­мируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. игровая задача - Игровая задача осуществляется детьми. Дидак­тическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Са­мое главное : дидактическая задача в игре предна­меренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи) .

игровые действия - Игровые действия - основа игры . Чем разнооб­разнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познаватель­ные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, про­странственные преобразования и т. д.

Они связа­ны с игровым замыслом и исходят из него.

правила игры - Прави­ла содержат нравственные требования к взаимоот­ношениям детей, к выполнению ими норм поведения.

В дидактической игре правила являют­ся заданными. С помощью правил педагог управ­ляет игрой, процессами познавательной деятель­ности, поведением детей.

резуль­тат (подведение итогов) - Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры . Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Игры на занятиях позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала - 100%.

Поэтому необходимо оживить и разнообразить жизнь воспитанников, использовать нетрадиционные и активные методы обучения.

В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в три основных группы :

Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля.

Для чего нужна дидактическая игра ? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.

Всякая игра есть испытание воли.

В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.

Интеллектуальные игры могут быть полезны детям, испытывающим трудности в учении : в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.

Эти игры могут помочь :

активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;

дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками;

укрепить дружеские отношения в коллективе.

Игра одновременно преследует три цели :

воспитательную,

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной.

Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида.

Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.

Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на занятиях :

учебные - наиболее простые и традиционные игры , помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

комбинаторные - игры , которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;

аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;

ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот - передавать информацию самыми разными способами;

и некоторые другие.

Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры , лучше отложить ее для другого случая. Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже .

Основными требования к организации дидактических игр являются :

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры .

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры .

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Игра - древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери» , мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев.

Можно утверждать, что игра - универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. И поэтому она превосходит урок :

1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать) .

2. Игра не знает возрастных границ.

3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер.

4. Игра - более активная форма работы с дошкольниками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.

5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия, а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.

6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.

7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний.

Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры , в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.

Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на занятии, так и вне их – на участке.

Остановимся подробнее на видах дидактических игр применяемых в дошкольной педагогике.

Игры с предметами .

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются : ребята упражняются в определении предмете по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку

(цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, т. к. малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе в играх используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие

сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусины,

выкладывать узоры из разнообразных форм

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических итогах широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

Игры , которые учить группировать предметы по цвету, создавая заданный образ.

Игры , которые помогают воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач , например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр : для игры в семью , в строителей, в больницу и др.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр , как «От какого дерева лист?» , «Кто скорее выложит узор из разных листочков?» , «Собери букет из осенних листьев» , «Разложи листья по убывающей величине» .

Игры с предметами могут иметь много функциональных назначений : «Кто быстрее?» - развивает мышцы рук, усидчивость.

Игра «Осьминог» - многофункциональная : «Какой звук слышишь» «Какой цвет?» , «Дождик» и т. п.

(Слайд 41)

Игра «Солнышко» - показать все функции игры – воспитатель (Слайд 42) .

Настольно-печатные игры .

Настольно печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется : ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку. (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу (в саду, огороде?», дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «Кто это ест?»

Или игра «А что было потом?» : дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположения картинок.

Игры проводятся так же , как с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача такого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинно. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части

то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет : игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание – сложить целую картинку из ее частей.

Очень интересная игра «Часы и время» - на карточку с циферблатом часов накладывается карточка с изображением какого же времени на электронных часах.

Слайд 55-57)

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу : развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, лягушки и др.) .в более старших группах дети изображают действия : тушат пожар, строят дом, лечат пациента.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Словесные игры построены на словах и действиях окружающих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.

В младших и средних группах игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к. способствуют подготовке ребят к школе : развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

(Слайд 59)

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». А. С. Макаренко .

Развитие детей - одна из первоочередных задач родителей. Вместе с тем природно-обоснованная, самая подходящая форма познания для дошкольников - игры. Именно с помощью дидактических развлекающих занятий родителям проще всего «достучаться» до ребёнка, найти с ним контакт, позволяющий стимулировать развитие и познание окружающего мира.

Понятие дидактических игр для дошкольников, их отличие от других видов развлекающих занятий

Под дидактическими играми обычно подразумевают учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме. От игр в классическом понимании такие занятия отличаются направленностью на обучение, а от уроков - созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму.

В ходе таких занятий при помощи педагогических приёмов моделируются изучаемые системы, явления и процессы.

Достигаемые цели

Для детей различных возрастов применяются разные дидактические занятия. В то же время преследуемые ими цели не слишком зависят от возрастной группы. Такое развлекающее обучение нацелено на следующие блоки развития:

  • умственного;
  • нравственного;
  • трудового;
  • эстетического;
  • физического.

Различия игр, предназначенных для детей разных возрастов, будут заключаться, прежде всего, в сложности.

Учитывая, что большинство людей лучше всего воспринимают зрительную информацию, способ знакомства с окружающим миром, основанный на картинках, достаточно эффективен

Так, для умственного развития применяются игры, обучающие детей знаниям о мире, систематизирующие и расширяющие эти знания. В отношении дошкольников младших групп целесообразно применять обучающе-развлекающие занятия, направленные на развития сенсорного воспитания, поскольку тактильный опыт восприятия окружающего мира - обязательный базис, на основе которого дошкольникам постарше может быть предложена более сложная игра, систематизирующая и углубляющая первичные полученные с помощью тактильного опыта знания.

Во время игр, направленных на трудовое воспитания, в первую очередь должно развиваться понимание необходимости трудиться, уважение к чужой работе и понимание принципов причинно-следственных связей между подготовительной и конечной стадиями трудового процесса.

Такие изображния вырезаются, перемешиваются, и детишки сами раскладывают их в правильном порядке

Что касается направленных на нравственное воспитание игр, то цели для детей разного возраста будут существенно отличаться:

  • дошкольникам младших групп важно привить культурно-гигиенические навыки;
  • детсадовцам постарше необходимо познакомить с нравственными чувствами и отношениями.

Какое место в работе детских садов занимают дидактические игры

Различные дошкольные образовательные учреждения по-разному относятся к проведению обучающе-развлекающих занятий. В том или ином виде такое развлекающее обучение представлено практически в каждом таком учреждении, однако качество его подготовки и проведения может существенно отличаться.

Насыщенные цвета с преобладанием позитивного жёлтого делают обучающую игру еще интереснее

Наиболее передовые учреждения, занимающиеся дошкольным образованием, сегодня максимально плотно интегрируют такие занятия в обучающий процесс, подкрепляя ими базовые теоретические навыки дошкольников.

Оптимальным временем для игры специалисты считают утро и часы, следующие за послеобеденным сном, поскольку за счёт детской заинтересованности эти занятия значительно повышают умственную и физическую активность детей после пробуждения.

Классификация дидактических развлекающих занятий

Анализировать обучающе-развлекающие занятия можно по различным признакам. Например, если взять в качестве критерия цель такого занятия, то классификация будет представлена в следующем виде:

  • игры для умственного воспитания – «назови одним словом», «назови три предмета» (направлены на умение строить взаимосвязи, искать синонимы и антонимы);
  • развлекающие занятия для нравственного воспитания;
  • игры для трудового развития – «кто построил этот дом» (дети знакомятся с необходимостью составлять чертежи для постройки здания);
  • развлекающие занятия для эстетического воспитания;
  • игры для физического развития.

Физическая игра с элементами обучения, в рамках которой детишкам необходимо удерживаться на участке определенного цвета, развивает не только разум, но и тело дошкольника

Другая классификация будет базироваться непосредственно на процессе игры, а не на её цели:

  • игра с предметами - преимущество такого типа неформальных занятий заключается в том, что в качестве атрибутов используется природный материал, например, листья, камни, шишки, цветы. На основе использования этих атрибутов ребёнком строится сам процесс («опиши предмет», «что это?», «что вначале?»);
  • игра настольно-печатная - очень разнообразный вид обучающих занятий, включающий направленные на развитие речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать и принимать решения («лото», «домино», «парные картинки»);
  • словесное развлекающее занятие - направлено на развитие самостоятельности, мышления и речи детей, учит описывать предметы, выделять доминирующие признаки, отгадывать слова по их вербальному описанию.

Виды обучающих игр для дошкольников младшей, средней и старшей групп

Для самых маленьких лучше всего подойдут игры, связанные с тактильным восприятием окружающего мира. Например, «собери корзинку». За счёт такого развлекающего процесса происходит умение познавать жизнь вокруг и разделять присутствующие в нём предметы и явления. Это база для дальнейшего познания.

Видео: дидактическая игра «Собери корзинку»

Для детей постарше подойдут более сложные игры . Например, «Кто что ест»: в её процессе дошкольники подбирают картинки животных к продуктам, которые те могут есть, и соединяют их прищепками.

Видео: Дидактическая игра «Кто что ест»

Для самой старшей группы целесообразно использовать словесное неформальное обучение, использующие не конкретные предметы или животных, а более абстрактные понятия, например, квадрат или круг.

Видео: игра по математике в старшей группе детского сада

Картотеки обучающе-развлекающих занятий для разных возрастных групп

Для разных возрастных групп походят разные дидактические игры, направленные на развитие различных способностей детей. Среди представленных в нижеприведенной таблице игры «Похож - не похож», «что лишнее» и «продуктовый магазин» рекомендуются для детей постарше, но так или иначе, всё подобное неформальное обучение может быть адаптировано под дошкольников разных возрастов.

Название игры Описание
«Где был Петя» Развлекательно-обучающий процесс строится на описании привычных, знакомых детям помещений: комнат в детском саду.
«Похож - не похож» Загадываются 2 предмета, 2 вида животных, малыши описывают их сходства и различия, что учит их сравнивать.
«Чудесный мешочек» Строится на сопоставлении формы и материалов различных предметов, что помогает определять эти признаки.
«Кто что слышит?» Развивает слуховое восприятие, учит сопоставлять звуки с их описанием.
«Продуктовый магазин» Симуляция похода за покупками.
«Парные картинки» Обучение умению группировать предметы по нескольким признакам.
«Что лишнее» Развивает способности к классификации и систематизации.

Как сделать дидактические игры для детей своими руками

При подготовке для дошкольников обучающе-развлекающего занятия самостоятельно важно соблюсти ряд принципов. Так, в соответствии с ними такие занятия должны быть:

  • системными - для обучения детей строить причинно-следственные связи;
  • усложняющимися - для поступательного интеллектуального развития ребёнка;
  • обладать свойством повторности - поскольку не каждый дошкольник запомнит и усвоит правила игры с первого раза;
  • добровольными - подбирать такое развлечение следует с учётом интереса и желаний детей;
  • обладать элементом таинства - сама достигаемая дидактическая задача должна быть замаскирована игровым процессом;
  • обновляемыми - каждой следующей игре следует дополняться новыми элементами, чтобы ребёнку не было скучно.

При этом учитывая обилие детских журналов и книг с яркими картинками, а также дополнительных ресурсов типа цветного картона или игрушек, изготовить материалы для таких занятий самостоятельно не представляет особого труда.

Видео: дидактические игры по сенсорике, делаем своими руками

Наиболее популярными и подходящими для самостоятельной подготовки для детей следует назвать игры типа «Лото» и «Шнуровка».

«Лото» легко адаптировать под конкретные нужды. Например, дошкольникам 3–5 лет очень важно привить культурно-гигиенические навыки. Согласно её правилам, детям раздают расчерченные игровые поля с изображением в центре и набор картинок, часть из которых имеют отношение к помещённой в центре поля, другая часть - нет. Дети должны заполнить поля вокруг этой главной картинки подходящими к ней по смыслу. Так, если ею сделать, например, рисунок «Мойдодыра», то ребёнку потребуется «окружить» его изображениями мыла, зубных щёток и т. д. При добавлении картинок на поля детям нужно объяснить, почему они решили, что именно это изображение подходит по смыслу центральному рисунку.

Видео: настольная игра для детей «Лото»

Другая игра, «Шнуровка», направлена на развитие мелкой моторики. Подходящими атрибутами могут быть любые детали подходящего размера, не слишком крупные, но и не чересчур мелкие, которые требуется пришивать к одежде: пуговицы, накладки и т. д. Такое развлекающее обучение можно дополнять и видоизменять: например, взять шнуровки разных цветов и установить в качестве правила, что разные детали должны пришиваться нитками подходящих цветов. Так у ребёнка разовьются знания о цветовой гамме.

Видео: развивающая игра «Дерево-шнуровка»

Таким образом, в форме дидактической игры скрыт огромный потенциал для развития детей разных возрастов. Важно соблюсти системный подход к выбору этих развлекающе-обучающих занятий, уделяя внимания всем аспектам детского развития. В то же время важно соблюдать возрастной ценз, чтобы повысить эффективность этого полезного развлечения.«Работа - это то, что человек обязан делать, а Игра - это то, чего он делать не обязан», - как говорил Марк Твен, и важно умело выдать одно за другое. Следует помнить, что детская вовлечённость и заинтересованность - ключевые факторы, обуславливающую пользу от игры и активное восприятие дошкольниками новых знаний и умений посредством этого неформального процесса.

Значение дидактических игр в педагогическом процессе

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

Руководство дидактическими играми

В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.

1. В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).

В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).

Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.

Младший возраст : наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.

Средний возраст : разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

Старший возраст : словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

2. Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.

Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

Младший возраст : воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

Средний возраст : воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.

Старший возраст : правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.

3. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).

Структурные элементы игры

Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.

Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:

  1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
  2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
  3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
  4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.

Действие . В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:

а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

Правило : деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.

Результат, заключение игры : результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.

Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами : для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.

Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.