Квест игра экологическая для начальной школы. Сценарий экологической игры-квеста «Помоги природе

Игра - путешествие для младших школьников. Тема: Игра - путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»

Методическое обеспечение учебного процесса (учебные и учебно – наглядные пособия по флористике и фитодизайну, учебно – методические пособия, методические разработки по данному направлению)

АННОТАЦИЯ

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
Данная методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с разными видами природного материала, на развитие интереса к миру природы. Данное мероприятие можно использовать на занятиях объединений художественной и естественно – научной направленности.
Содержание мероприятия, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей.
Опыт работы автора данной методической разработки по программе естественно – научной направленности «Экомир», по предмету - экология – 1 год.
Возможно использование данного занятия педагогическими работниками других образовательных учреждений для кружков аналогичной направленности, а также как воспитательное занятие.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и новизна
В последнее время, в связи с развитием компьютерных технологий, ослабевает прямая, непосредственная связь ребенка с природой. Всё больше он знакомится с природой по картинкам, видеофильмам, слайдам. А ведь природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много интересного и удивительного.
Объединение «Экомир» нашего «Центра детского творчества» работает по программе естественно – научной направленности, предмет – экология, которая разработана на основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия.
Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята», особенностью программы по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев– друзей и защитников Природы.
На занятиях объединения мы реализуем детские идеи и фантазии.
Цель программы: Формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи программы:
* обучающие:
- дать обучающимся знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины;
- расширить экологический и общий кругозор обучающимся;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности.
*развивающие:
- способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы:
- помочь осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
- способствовать самоопределению обучающихся в построении взаимоотношений с Природой и окружающим их миром;
- новым инновационным инструментарием способствовать сформированию чувства любви, разносторонне-ценностного, бережного и уважительного отношение к Природе;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
* воспитательные:
- показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
- воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального отношения к явлениям живой и неживой природы;
- формировать ответственность за свои поступки.

Чтобы добиться поставленной цели и задач, а также привлечь к работе с природным материалом, составлена данная методическая разработка. Учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста: активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность, желание сделать что-нибудь своими руками.
В ходе занятия происходит последовательное знакомство детей с разными видами природных материалов и изделиями из них. Ребята имеют возможность рассмотреть, потрогать, исследовать каждый вид природных материалов, сделать выводы об их внешнем виде и свойствах. Большое значение имеет то, что все виды природных материалов можно найти в пределах своего родного поселка, а значит, есть место для проведения природоохранных экскурсий.
Физкультминутка проводится в игровой форме с использованием природного материала – шишек и позволяет не только реализовать двигательную активность, но и проявить чувство сопереживания – помочь белке собрать запас на зиму.
Практическая работа по изготовлению коллажа из природных материалов соответствует уровню умений детей данного возраста: все операции просты и сопровождаются показом слайдов. Педагогу надо только следить за четким последовательным выполнением этапов работы.
Рефлексия, проводимая в конце занятия, позволяет отследить результативность данного мероприятия: сколько детей привлекла работа с природным материалом, а сколько только проявили интерес к данному занятию.
Важно, чтобы дети не только сами загорелись идеей изготовления различных творческих работ из природных материалов, но и привлекали к этому своих родителей. Ведь совместная творческая работа создает теплую обстановку для общения, помогает поддержать тесную эмоциональную связь в кругу семьи.
К тому же, детям предоставляется возможность увидеть полезность и необходимость Интернета для поиска разных видов поделок.
Тема : Игра - путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»
Цель: познакомить с разными видами природного материала, пробудить интерес детей к изготовлению поделок из природного материала.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разными видами природного материала;
- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;
- научить изготавливать простейший коллаж с использованием опила, листьев, веток деревьев и других видов природного материала;
развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;
- развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
- развивать и формировать трудовые навыки;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Форма проведения : игра - путешествие.
Методы : словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация образцов и слайдов), практический (практическая работа по изготовлению поделки).
Дата проведения : 06.10.2016 г объединение «Экомир» Возраст учащихся объединения «Экомир»: 7-11 лет (1 - 4 класс)
Количество обучающихся : 14 человек Оборудование: для педагога: мультимедиа, презентация - мастерская «Лесные фантазии», шишки и корзина для физ. минутки, маски зверей для игры; для обучающихся : наборы с видами природных материалов (на каждый стол), цветной картон, маркеры, фломастеры, ножницы, клей ПВА, клей «Мастер», шаблоны животных и птиц, растений или грибов (дети выбирают…);
Оформление : медаль юного друга природы, рисунок «Ёлка» для рефлексии, елочки из цветного картона с загадками, творческие работы – картины (сделанные своими руками), рисунки на тему: «Братья наши меньшие», образец коллажа из природного материала, правила по технике безопасности при работе с ножницами музыкальный ряд: детские песенки, классическая спокойная музыка литературный ряд: загадки, стихи
Словарная работа: коллаж, Красная книга, эскиз.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Приветствие. Представление.
(На экране заставка – Лес.) Появляется педагог в костюме Лесной феи.
Педагог:
В лес я, на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья
Нам ребята не найти
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем,
И лесных зверей, конечно
Обязательно найдем.
- Здравствуйте, мои юные друзья, всезнайки и почемучки! Я – Лесная фея, думаю, я многим знакома с самого раннего детства. Каждый из вас хотя бы один раз побывал в лесу. Этот год стал очень урожайным, много ягод и грибов в моем лесном хозяйстве. Вы проживаете в местности, где вас окружают сказочные леса – все это мои владенья. Жители моего лесного царства рядом с вами, когда вам хорошо и радостно, рядом, когда вам грустно. Те, кто наблюдательны наверняка встречали ежа, перебегающего дорогу или белку, прыгающую с ветки на ветку, множество разных птиц – все это мои друзья!
- Ребята, а кто встречал моих лесных друзей? (Ответ детей).
- Да, ребята, животные и растения рядом с вами. Но сегодня у меня на душе тревожно, потому что дети стали забывать о растениях и животных, о красоте природы, много времени они тратят на компьютерные игры, Интернет, телевизор. Меня это очень огорчает. Я пришла к вам, чтобы обрести новых настоящих друзей природы моего сказочного леса. Скажите, ребята, а вы любите природу? (Ответ детей).
2. Основная часть.
1) Знакомство. Сообщение цели занятия.

- Тогда давайте с вами знакомиться! Меня вы уже знаете, а теперь я попрошу вас вставать по очереди, называть свое имя и коротко рассказать, какое животное или растение вам нравится и почему? (Дети отвечают коротко, 1-2 предложениями).
- Я очень рада нашему знакомству, теперь я знаю о вас больше и вижу, что вы действительно любите животных и природу. Красота природы чудесна и неповторима, она дарит вам простор для фантазии и творчества. Сегодня я хочу познакомить вас с разнообразными видами своих природных даров, показать, как фантазия людей превращает их в прекрасные творения искусства, и научить делать коллаж (словарная работа).
Знаете ли вы, что такое коллаж? (ответ детей).
Коллаж (от фр. coller - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
- Сегодня я приглашаю вас посетить мою Мастерскую – Лесные фантазии. (Показ соответствующего слайда). Я фея – лесная мастерица, а вы сегодня будете моими подмастерьями? Согласны?
- Мы отправимся в путешествие пешком. Во-первых, ходьба полезна для здоровья и развития вашего организма, а во-вторых, вы сможете в полной мере насладиться красотами природы. Услышать шум ветра, шорох листьев, треск сучьев и пение птиц – это друзья мои, очень здорово!
- Но для того, чтобы добраться до моей мастерской «Лесные фантазии», вам необходимо преодолеть не легкий путь через волшебные станции:
Ждет вас трудная дорога -
В этом нет секрета,
…Чтобы вам помочь немного,
Дам я три совета:
По тропинке в лес идите.
Каждый по своей дороге.
Постарайтесь, помогите.
Всем, кто ждет подмоги.
- Ребята, на вашем пути встретятся сказочные персонажами, мои помощники.
- В добрый путь!
2) СТАНЦИЯ 1 «ИГРОВАЯ»
Ребят встречает «Эколенок» - Елочка.
Здравствуйте, ребята. Я «Эколенок» - Елочка. Чтобы вы смогли пройти дальше, нужно поиграть со мной. И только когда я буду уверена, что вы умеете беречь природу, проведу вас дальше к следующей станции.
Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Я буду говорить вам предложения. Если вы с ними согласны, говорите «да», а если не согласны, говорите «нет». Понятно? Тогда, внимание!
Игра «Если я приду в лесок».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
- Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (Нет).
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
- Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
- Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет).
- Если мусор уберу, банку закопаю? (Да).
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).
Молодцы! Порадовали меня! За то, что вы знаете, как вести себя в природе, я хочу подарить вам подарки из моего волшебного сундучка. Мои подружки елочки помогут нам в путешествии. (Раздаёт елочки, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне которых приклеены загадки о лесных зверях).
Ребят встречает «Эколенок» - Умница.
- Здравствуйте, ребята. Я «Эколенок» - Умница.
Приветствую вас на СТАНЦИИ 2 «УГАДАЙКА»
Загадки про лесных зверей: ПРИЛОЖЕНИЕ №1
- Загадки разгадали, какие умницы, настоящие всезнайки! Тогда отправляемся дальше...
СТАНЦИЯ 3 «КРОССВОРДОВО»
Ребят встречает «Эколенок» - Тихоня.
- Здравствуйте, друзья! Я «Эколенок» - Тихоня.
А знаете ли вы, что такое Красная книга? (ответ детей)
- Да, правильно. Кра́сная кни́га - список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Я предлагаю вам отгадать название некоторых растений и животных, которые занесены в Красную Книгу. Внимание на экран, кроссворд.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
СТАНЦИЯ 4 « ИСКУССТВОВЕДКОВО»
Ребят встречает «Эколенок» - Шалун. - Привет, ребетня! Сейчас мы посмотрим, что вы умеете. Здесь размещены ваши рисунки на тему: «Братья наши меньшие». Какие замечательные рисунки вы нарисовали! Каждый проявил своё творчество. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
- Ну что, ребята, устали? Давайте поиграем…
(«эколенок» - Шалун предлагает отдохнуть)

(дети надевают маски животных, показывают повадки животных)
Мы пришли в сказочный лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал.
Серый волк в лесу рыщет,
Он себе добычу ищет.
Только мишка спит в берлоге
Так всю зиму и проспит.
- Ну, что отдохнули, поиграли? Тогда в путь, вас ждут новые приключения.
- Спасибо вам, мои маленькие друзья и счастливого пути в мастерскую «Лесные фантазии».
Ребят встречает «Старичок – лесовичок»
- Добрый день! Наконец - то вы добрались до нашей мастерской. Я лесовик, главный помощник лесной феи. Но, для того, чтобы приступить к работе вам необходимо помочь мне разобраться в видах природного материала.
Знакомство с природным материалом и поделками из него.
1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья). (Показ слайда).
Откройте коробочки, которые стоят у вас на столе и достаньте пакетик с засушенными листьями. Листья разных деревьев – замечательный материал для изготовления аппликаций. Листья лучше собирать и засушивать осенью. Опишите свойства этого природного материала.
Какого цвета листья? Каковы их форма и размер? Попробуйте согнуть листик. Что происходит? Какое это качество? (Ответы детей). Собирать листья можно в любом уголке нашего города.
Из листьев можно делать интересные аппликации-картины. (Показ слайда).
2. Без окон, без дверей, полна горница людей. (Семена). (Показ слайда).
Рассмотрим семена, которые лежат в коробке. Семена образуются в плодах растений. После созревания их можно собирать и использовать для создания оригинальных работ. Опишите качества этого природного материала.
Что вы можете сказать о цвете, форме и размерах семян? (Ответы детей). Нужно ли далеко ходить, чтобы найти и собрать семена?
Посмотрите, какие интересные композиции получаются из семян. (Показ слайда).
3. Растут на ветках группками,
покрытые скорлупками. (Орехи). (Показ слайда).
Орехи бывают разные – грецкие, лесные (фундук), фисташки. А ещё есть плоды, имеющие похожие свойства. Это желуди и каштаны. Давайте рассмотрим ближе этот природный материал. Каковы их отличительные особенности? Попробуйте их на ощупь. (Ответы детей). Где можно найти эти плоды?
Из скорлупок орехов, каштанов и желудей можно выполнить игрушки, украшения, оформить декоративные панно. Посмотрите, какие поделки получаются из этих природных материалов. (Показ слайда).
4. Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки). (Показ слайда).
Достаньте пакетик с шишками. Шишки – это плоды хвойных деревьев. Они тоже отличаются по внешнему виду и размерам. Давайте рассмотрим их поближе. Кто знает, с каких деревьев каждая шишка? (Сосновая и еловая). Это прекрасный материал для объемных игрушек. Где вы можете найти шишки?
Посмотрите, во что могут превратить шишки умелые ручки. (Показ слайда).
5. Весною – травкой шелковистой,
летом – нивой колосистой,
Сухая, очень ломка, зовут её ……. (Соломка). (Показ слайда).
Соломка – это сухие стебли колосьев зерновых культур: пшеницы, овса, ячменя, ржи. Найти её можно летом на полях в окрестностях нашего города. Достаньте пакетик, откройте его и попробуйте стебли соломки на ощупь.
Какие они? Опишите их внешний вид. Внутри стебли – полые, пустые. Народ издавна применяет её для изготовления легких, прочных вещей. Из соломки делают шляпы, корзинки, мебель, предметы быта, игрушки.
А ещё очень красивы картины из соломки. (Показ слайда).
6. Желтый маленький цыпленок
Пробивает клювом домик. (Яйцо). (Показ слайда).
Яичная скорлупа – прекрасный материал для детского творчества. Давайте рассмотрим этот материал. Достаньте пакетик со скорлупой.
Какого она цвета? Какие свойства имеет скорлупа? Она хрупкая и легко раскалывается на кусочки. Собирать скорлупу можно, не выходя из дома. Она легко обрабатывается, хорошо окрашивается и приклеивается.
Посмотрите, как выглядят аппликации, выполненные в мозаичной технике. (Показ слайда).
7. Легкое, воздушное,
Всем птицам это необходимо. (Перо). (Показ слайда).
Перья птиц – это очень нежный и красивый материал. Как разнообразны виды птиц в природе, также разнообразны и их перья.
Достаньте перья, которые лежат в коробочке. Откройте пакетик и попробуйте их на ощупь. Опишите свойства перьев. Какие они? Перья можно собирать в природе и использовать для объемных работ и плоских аппликаций.
Посмотрите, какие картины помогает создавать фантазия. (Показ слайда).
8. Домик для улитки, домик для моллюска,
Очень необычной может стать игрушкой. (Ракушки). (Показ слайда).
Это действительно, пустые домики улиток и моллюсков. Давайте посмотрим, какие ракушки лежат в ваших коробочках. Где можно их найти? (На море, а также много улиток в огороде). Откройте пакетик, потрогайте ракушки. Какие свойства у этого природного материала?
Это удивительно красивый, разнообразный по цвету и форме природный материал. Из ракушек получаются необычные игрушки и украшения. (Показ слайда).
9. Желтый, белый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть. (Песок). (Показ слайда).
Достаньте пакетик с песком. Этот материал всем вам знаком с детства. Песок - это нужный человеку материал. Он необходим для изготовления строительных материалов, бетона, стекла. Какое основное свойство имеет песок?
Песок можно окрашивать красками в разные цвета. На картон наносят рисунок клеем и затем посыпают его песком. Можно использовать и мелкие камушки.
Получаются отличные картины. Посмотрите, как это красиво. (Показ слайда).
10. В земле скрывается,
В руках преображается.
Огнем закаляется,
В посуду превращается. (Глина). (Показ слайда).
Это тоже природный материал. На картинке показаны пласты глины. А вы когда-нибудь находили глину? Давайте рассмотрим её свойства. Какого цвета глина? А ещё бывает красная, белая, желтая. Помните кусочек глины. Что с ней происходит?
Люди издавна использовали это свойство глины – пластичность - для изготовления посуды. После обжига изделия становились твердыми и не пропускали воду. Такие изделия называются керамикой.
Много полезных и красивых вещей можно вылепить из глины. (Показ слайда).
Лесная фея - Ну, вот, мои милые друзья, вы и познакомились с моими природными дарами. Понравились ли вам поделки из них? Изделия из каких материалов вам понравились больше других? (Беседа с ребятами).
Все пакетики сложите обратно в коробку и отодвиньте её в сторону. (Показ слайда-заставки).
- Внимание! Подмастерья мои, готовы ли вы к самой сложной работе? (ответ детей)
- Сегодня вам придется изрядно потрудиться. Мы будем делать коллажи из природного материала. Свои работы вы сможете подарить друзьям, родственникам, кому пожелаете. И помните, что дарить подарки также приятно, как и получать. Учитесь дарить добро и внимание.
Итак, мы оказались в творческой мастерской «Лесные фантазии» работать мы будем в парах.
Ваши коллажи дополнят выставку мастерской «Лесные фантазии». И помните, что творческие работы – это способ выразить своё настроение, это способ самовыражения.
Но прежде, чем приступить к работе посмотрите, что получилось у меня… (предлагаю образец) ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Вспомните, мы уже выполняли разные работы из природного и бросового материала. Они бывают сюжетными и абстрактными.
А эта картина, какая, как вы думаете?
– Правильно, сюжетная.
А из какого материала выполнен этот коллаж?
– этот коллаж выполнен из природного материала (цветной опил, ветки деревьев, листья, травинки).
А какие инструменты я использовала для изготовления своей работы?
– Ножницы, клей, фломастеры. Правильно! Молодцы!
А сейчас продумайте свою композицию и сделайте эскиз.
Эскиз – это предварительный набросок то есть, примерный рисунок задуманной работы.
Распределите работу, один может работать с предлагаемым животным, птицей, насекомым или грибами, кто что выбрал цветным опилом, другой выстригает листья и ветки. Вместе составляете сюжет, а затем всё это приклеиваете к основе. Основа для работы – цветной картон. Перед тем как выполнять работу, давайте повторим правила безопасности при работе с ножницами (правила на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
- Соблюдайте эти правила!
Ну, а теперь пришло время работы. Проявите свою фантазию и умение (в процессе работы звучит спокойная музыка).
(практическая работа – выполнение коллажа из природного материала).
Описание работы выполнения коллажа ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Физкультминутка. Игры с шишками. (Звучит легкая веселая музыка).
Поднимайтесь с мест, становитесь рядом со мной. Возьмите в руки сосновую шишку. Покатайте её в руках. Раскрытые чешуйки твердые и острые, они колют вам ладошки, но это не вредно, а наоборот – полезно. На ладонях и пальцах находится много важных точек. Такой массаж поможет улучшить состояние всего организма. А ещё с шишками можно поиграть. Игра «Помоги белке!» (Ребята по очереди должны закинуть шишку в корзину. Если шишка попадает - все прыгают, если шишка не попадает в корзину - все топают ногами. После окончания игры, рассыпавшиеся шишки собирают и складывают в корзину для белки).
- Отдохнули? Продолжаем творить…
- Молодцы, ребята!
Вы хорошо потрудились и попали в мастерскую «Лесные фантазии», предлагаю поместить ваши работы на главную выставку нашей мастерской.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
– Мы все рады видеть вас!
Начинаем наш показ!
Старались очень, мастерили,
Мир фантазий воплотили,
Вырезали аппликации,
Составляли вариации.
- Вам нравится ваша работа? Мне тоже очень нравится! И каждому из вас я вручаю знак своего помощника – медаль юного друга природы. (Медали из картона на ленточке, картинка – в ПРИЛОЖЕНИИ № 8, при желании можно найти любую понравившуюся картинку).
После работы салфеткой вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте. Соберите и сложите все в коробку. И помните, всегда после работы руки нужно вымыть с мылом.
3. Заключение. Рефлексия.
Вот наше путешествие и подошло к концу. Я была очень рада познакомиться и пообщаться с такими способными, веселыми и добрыми ребятами, как вы. Надеюсь, наша встреча была вам полезна. Скажите, с какими природными дарами вы сегодня познакомились? Назовите. (Ответы ребят). Теперь вы знаете, что из них можно делать красивые и интересные изделия.
Ребята, посмотрите, какая пушистая ёлочка у нас здесь находится. Чего на ней не хватает? (Ответы ребят). Давайте украсим её! Я раздам вам по три шишки. Выберите только одну.
- Если вам понравилось общение с природой и работа с природным материалом – выберите золотую шишку,
- если вам больше понравилось смотреть на готовые творческие работы – выберите серебряную шишку,
- если наше путешествие не понравилось и делать поделки вы просто не любите – выберите белую шишку.
Теперь подойдите к елочке и прикрепите шишку. (Дети приклеивают на ёлочку шишки, на обратной стороне которых приклеен кусочек двустороннего скотча. Цвета для шишек можно взять любые).
Я смотрю на эту елочку и вижу, что у меня прибавилось друзей. Мне очень хочется, чтобы таких друзей у меня с каждым годом становилось все больше и больше. А Интернет и компьютер используйте для дела: там всегда можно найти интересный материал по изготовлению разных поделок. Занимайтесь сами и приглашайте мам, пап, бабушек и дедушек себе в помощники. Ведь в хорошей компании любое дело лучше спорится.
До свидания, мои юные друзья! До новых встреч в мире природы!
«Эколята» благодарят детей и предлагают им вступить в ряды молодых защитников природы. Затем предлагают ребятам дать клятву «Эколят – молодых защитников природы» ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
- А теперь давайте послушаем гимн «Эколят – молодых защитников природы» ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
- Угощение детям от лесных жителей.
Всем спасибо! До новых творческих встреч!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Сборник «В союзе с природой», Москва-Ставрополь, «Илекса» «Сервисшкола», 1999 г.
2. М.И.Нагибина, «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
3. Суворова В.М. Опыт экологической работы со щкольниками.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Ресурсы Интернета.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПГТ САНЧУРСК КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Руководитель объединения «ЭКОМИР» МКОУ ДО «ЦДТ»
1 квалификационной категории: А.А.Колесникова
пгт Санчурск
2016 г
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Загадки.

1.В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

2. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

3. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке - летом. (Заяц)

4. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

5. Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)

6. На овчарку он похож. Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

7. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

8. Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

9. С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
10. Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Носится весь день. Кто это? (Олень)
11. Стучу - еду добываю, а не стучу - голодный! (Дятел)
12. Кто на своей голове лес носит? (Лось)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Кроссворд

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Выставка рисунков на тему «Братья наши меньшие»


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Образец коллажа из природного материала


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Правила работы с ножницами

Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно!
1. Хранить ножницы в определённом месте.
2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд.
3. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Описание этапов изготовления «Коллажа» из природного материала.
Используемый материал: для основы – картон, фломастеры или маркеры, шаблоны животных, птиц, грибов и бабочки, глазки, природный материал: цветной опил, листья, мох, шишки, желуди, травинки, мелкие сучья деревьев и тд. , клей ПВА и клей Мастер.
1. Изготовление животного.
Берем выбранный шаблон животного, птицы или гриба, обводим на картон фломастером или маркером. Используя клей ПВА. обсыпаем цветным опилом подходящего цвета.
2. Создание сюжета
Каждый создает свой сюжет. Используя ветки имитируем деревья, с помощью листьев, травинок, мха и другого природного материала создаем природу, т.е обстановку в которой обитает наш лесной друг. Все приклеиваем, используя клей ПВА, и Мастер на основу – картон.
3. Вырезаем ножницами изготовленное животное, птицу или гриб из цветного опила и приклеиваем на основу, в центр готового сюжета.
4. Приклеиваем нашему лесному другу глазки (дети принесли купленные, можно нарисовать и выстричь)
5. Вставляем наше изделие в рамочку. Коллаж готов! (Вместо рамочки можно использовать коробки от конфет)





Работы детей из природного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Главная выставка детских работ мастерской «Лесные фантазии»


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Медаль юного друга природы


ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Слова: Зотова Татьяна Владимировна
Музыка: Дзреев Игорь Сергеевич
Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:


Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Куплет:
Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней,
Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем,
Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

Презентация на тему: Игра-путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»

Игра по станциям для младших школьников. Традиции и быт ненцев

Галина Халитова
Сценарий экологической игры-квеста «Помоги природе»

Экологический квест

«Помоги природе »

Составили : Халитова Г. С и Шириметова Л. В--- специалисты детского сада №35.

Цель : Формирование у дошкольников элементов экологического сознания . Развитие экологической культуры детей .

Задачи :

Развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения к природе , желание оказывать помощь природным объектам .

Воспитание экологической культуры поведения , получение элементарных знаний и навыков грамотного поведения на природе .

Ход игры:

Ведущий : Здравствуйте дорогие участники, гости экологического квеста «Знатоки Природы » . Я рада вас здесь видеть. Природа наше богатство , сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы .

Михаил Пришвин сказал : «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А чтобы охранять нашу природу , надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. А вы любите природу ? Живете с ней в дружбе и согласии? (Появляется лесовичок)

Лесовичок : Это кто тут так расшумелся в моем хозяйстве? Опять пришли мусорить!

Ведущая : Мы не шумим, мы собрались здесь, чтобы узнать кто лучше относится к природе , бережет и заботится о ней и конечно проверить наши знания об экологии .

Лесовичок : А я то, думал, туристы, которые загрязняют мой лес. Вот тут были недавно одни, такого тут натворили.

Хотите мне помочь очистить лес ?

Ведущая : Конечно хотим.

Лесовичок : Тогда вам нужно выполнить задания и пройти по экологическим станциям . После каждого выполненного задания лес будет приводиться в порядок, а вы получать кусочек пазла, каким должен стать лес. Если задание не выполняется лес остается загрязненным. И мне поможете , и знания свои покажите.

Дети отправляются по станциям

1 «Узнай по описанию» . Станция "ПЕРНАТАЯ" Группа № 9 (Бондаренко)

Ведущий читает описание птиц поочередно для каждой команды, члены команд должны по описанию угадать, о какой птице идет речь и выбрать ее из имеющихся на мольберте.

1. «Эта птица отличается большой головой, коротким клювом. Оперение землистого цвета. Среда обитания – открытые области : поля, пустыни, степи, леса. Это одна из первых птиц, появляющихся у нас весной и остающихся до глубокой осени. Они обладают способностью подражать пению других птиц. Песнь этой птицы – звонкая, переливчатая трель. Поет в воздухе, на лету. Пища состоит из насекомых, хлебных зерен, семян растений» /жаворонок/

2. «Эта птица боевая, хищник. Верхняя сторона тела черновато-серая, нижняя – белая с рыжевато-красными линиями. В Европе водится повсеместно, избирает всякого рода леса, особенно в гористых местностях, и, не избегая человека. Все мелкие птицы хорошо знают и боятся этого опаснейшего врага. При нападении часто дает промах, но зато случается, что он схватывает сразу по 2 птицы» /ястреб/

(За правильный ответ получают кусочек пазла с чистым лесом, И дети должны узнать птиц по макетам.

2 «Сказочные вопросы» . Станция "СКАЗОЧНАЯ" Группа № 2 Жидок И. Л.

Сказочница показывает картинки.

1. «Назовите сказку, в которой один из главных героев пострадал из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил» /«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» /

2. «Назовите сказку, в которой описывается уничтожение уникального растения по прихоти девушки». / «Аленький цветочек» /

3. «Назовите сказку об овоще – гиганте» / «Репка» /

4. «Назовите сказку, в которой описывается сбор первоцвета для букета» / «Двенадцать месяцев» /

5. «Назовите сказку, в которой описывается редкий /волшебный/ вид птиц с ярким оперением» / «Конек - горбунок» /

6. «Назовите сказку, в которой рыба наделена способностью, не присущей ей на самом деле» / «По щучьему велению» /

3 «Спектакль» . Станция "ТЕАТРАЛЬНАЯ" Группа №5 Андреева И. Ф.

Один участник выбирает сюжетные картинки, на которых изображены сказки о животных. Дети с воспитателем показывают сказку.

4 «Загадки - складки» /для детей/. Станция "ЗАГАДОЧНАЯ" Ткаченко Е. Г.

Загадушка : поочередно задает загадки детям из каждой команды.

1. Летом много их бывает, а зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом, как они зовутся… /мухи/

2. И в лесу мы и в болоте, нас везде всегда найдете : на поляне, на опушке, мы зеленые …. /лягушки/

3. Огромная кошка мелькнет за стволами, глаза золотые и ушки с кистями. Но это не кошка, смотри, берегись; идет на охоту коварная…. /рысь/

4. Кто найдет мой длинный ход, сразу скажет – это …. /крот/

5. Кто на свете ходит в каменной рубахе, в каменной рубахе ходят… /черепахи/

6. Круглый дом с зеленой крышей, с каждым днем круглей и выше, он без окон и дверей и живут в нем сто друзей, сто веселых карапузов и зовется дом …. /арбузом/

8. Не вода, не хлеб, но без него никто не проживет? (воздух)

9. Пришел на день, а ушел через год? (Новый год)

10. Его зимой и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

11. В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит. (солнце)

12. Живут сестра и брат : одну всякий видит, да не слышит. Другого всякий слышит, да не видит. (гром и молния)

13. Под водой живет народ, ходит задом наперед. (раки)

5 Станция «Лаборатория природы » Группа №12 Сухачева С. А.

Лаборант : Сегодня будем смотреть и удивляться.

Эксперименты с песком и водой. На столе приборы для фильтрации воды с помощью активированного угля и ваты.

6. Станция "Конечная"

Детям предлагается собрать пазлы, полученные на станциях.

Лесовичок : Ох, и помогли вы мне , молодцы, какие. И лес в порядок привели и собрали пазлы чистого леса.

Лесовичок : Ребята, лес вас тоже благодарит и приглашает потанцевать веселый танец. «Ку- ку»

Ведущий : Вот и подошла к концу наша игра. Большое спасибо всем за участие! Подводя итоги нашей сегодняшней встречи, хочется сказать о том, что человек - разумная часть природы , его связь с ней неразрывна и естественна. Природа - дом всего человечества, естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка.

В силах людей сберечь ее, исследовать, использовать во благо не только себе, но и окружающему миру.

Лесовичок :Земля наш родной и единственный дом,

Так пусть Мир и Счастье поселятся в нем!

Иначе просто не будет Земли!

(Угощение от Лесовика)

Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги! А знаете ли вы, что для производства бумаги в мире ежегодно вырубается 125 миллионов деревьев - это целый.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные.

Лето - веселая, удивительная пора! Лето - самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей.

Конспект игры-квеста «Путешествие улитки по стране насекомых» Конспект Игры-квест «Путешествие улитки по стране насекомых». Цель: Воспитывать интерес к насекомым, гуманное и бережное отношение к природе.

ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры,формирование самостоятельности и инициативы в различных.

Пикалева Марина Сергеевна , педагог
Ростовская область, г. Миллерово

Цель: создание условий для самоформирования экологического сознания экоцентрического типа у участников экологического квеста. Задачи:  Приобретение знаний о компонентах конкретной природной экосистемы и связях между ними;  Выработка субъективного отношения к различным компонентам природы и природе в целом;  Познание непрагматических способов взаимодействия с природой;  Внесение корректив в существующую систему ценностей;  Приобретение навыков медитации на природе;  Развитие навыков и умений по добыванию экологических знаний;  Приобретение эколого – туристских знаний, умений и навыков.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Эколого – биологический центр

Г. Миллерово

Методическая разработка:

Квест «Экологический дозор»

Пикалева Марина Сергеевна

Квест «Экологический дозор»

Цель: создание условий для самоформирования экологического сознания экоцентрического типа у участников экологического квеста.

Приобретение знаний о компонентах конкретной природной экосистемы и связях между ними;

Выработка субъективного отношения к различным компонентам природы и природе в целом;

Познание непрагматических способов взаимодействия с природой;

Внесение корректив в существующую систему ценностей;

Приобретение навыков медитации на природе;

Развитие навыков и умений по добыванию экологических знаний;

Приобретение эколого – туристских знаний, умений и навыков.

В экологическом квесте задействуется технология «погружения в природу», т. е. создаются такие условия, когда каждый ребёнок получает незабываемый опыт общения с природой. Погружение в природу, ощущение растворённости в ней, внутреннего осознания её взаимосвязей и взаимозависимостей, достижение чувства радости и благоговения перед Жизнью достигается благодаря тщательно выстроенной последовательности игр, упражнений, самостоятельных мини – исследований, медитаций, рефлексий и социализации в условиях достаточно продолжительного пребывания в разнообразных и здоровых природных экосистемах.

Описание эколого – анимационной программы:

Предварительный этап: определение маршрута программы (оптимальный 1,5 – 2,0 км) и выбор площадок для проведения конкретных этапов квеста. Хронометраж времени, затрачиваемый на игры. Подготовка площадки для проведения итоговой рефлексии.

I. Блок: активные игры.

1. «Жёлуди».

Каждому участнику квеста выдаётся по нескольку крупных плодов (жёлуди, каштаны, крупные орехи – фундук, грецкие и т. п.).

«Представьте, что вы белка, спрячьте эти орехи в укромные места и постарайтесь проследить, куда прячут свою добычу ваши соседи».

После окончания всех игр участники возвращаются на эту площадку, и участников квеста прошу найти свои «клады», причём условие, чем больше они соберут орехов, тем лучше. Как правило, каждый участник находит не все орехи, а кто – присваивает чужие. Обсуждение по ходу на тему «роль белок и других «собирателей сокровищ» в распространении растений».

2. «Ноев ковчег».

Задача игры каждый должен найти себе пару среди множества бегающих, ползающих и прыгающих созданий, собравшихся в Ноевом Ковчеге. Перед игрой каждый получает карточку с названием животного, которого он будет представлять. У кого – то из участников квеста есть аналогичная карточка. Чтобы найти пару необходимо имитировать голоса и повадку полученного зверя, разговаривать нельзя.

Рефлексия после игры – что я ощущал, когда был в облике животного и искал себе пару.

II. Блок: игра, способствующая пробуждению исследовательского интереса и фантазии.

«Экопоиск».

Игра состоит в поиске интересных природных объектов и следов деятельности человека. Необходимо собирать предметы так, чтобы не причинить ущерба природе. По окончании задания предметы естественного происхождения возвращаются на прежние места, мусор забирается с собой.

Список объектов:

Прошлогодний лист

Косточка

Три различных семечка

Живое существо с защитной окраской

Что – нибудь круглое

Яичная скорлупа

Что – нибудь ворсистое или пушистое

Что – нибудь острое

Что – нибудь клейкое

Пять предметов, относящихся к мусору

Что – нибудь красивое

Что – нибудь совершенно бесполезное в природе

Лист, который кто – то ел (только не ты)

Что – нибудь белое

Что – нибудь мягкое

Что – нибудь важное для природы

Что – нибудь, заствляющее тебя широко улыбнуться.

Рефлексия: «что нового я узнал во время этого поиска».

2. «Угадай животное».

Каждый участник получает карточку с характеристикой одного из четырёх животных. Общаясь между собой участникам квеста необходимо объединиться в группы и отгадать животное по описанию. Далее каждая группа показывает своё животное с помощью пантомимы.

Ведущий квеста помогает формировать группы, выступает в роли консультанта.

III. Блок: задание психологического характера.

«Муравейник».

Предварительное условие, после начала игры никто не произносит ни одного слова. Общаться можно только не вербально. Организатор на ухо сообщает каждому участнику команду «Построй муравейник». Каждый участник квеста не знает, что сообщено другим. Строительство продолжается до тех пор, пока энтузиазм не иссякнет.

Подведение итогов и рефлексия: «что я знаю о муравейниках вообще», «муравейник – это дело коллективное», «не нарушаю ли я своей конструктивной деятельностью, каких – либо законов».

Эта игра хороший способ оценить уровень сплочённости группы и коммуникативные навыки её членов. Чем больше муравейников, тем менее сплочена команда.

IV. Блок: подводящий к медитации.

Все участники квеста становятся в круг, закрывают глаза, вслушиваются в тишину, считают различные звуки, загибая пальцы. Открывают глаза и сравнивают результаты.

Коллективная рефлексия.

После возвращения в лагерь, участники удобно устраиваются и получают возможность обсудить и обдумать увиденное и прочувствованное. Необходимо зафиксировать свои впечатления. Написать короткую сказку, связанную с одним из собранных предметов или знакомых деревьев. С помощью карандашей или красок восстановить удачный фотоснимок.

МБУ ДО ДДТ г. Гуково.

Городская игровая программа для младших школьников. Сценарий экологической игры «Дом под крышей голубой»

Все команды построились на площади.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Раненая птица»

ВЫХОДИТ ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие друзья! Общероссийское экологическое общественное движение «Зеленая Россия» объявило о старте Всероссийского субботника «Страна моей мечты» . Ведь страна – это наш общий дом, и только от нас с вами зависит, будет ли в нашем доме чисто, светло и уютно! Сегодня, 16 сентября в субботнике принимает участие вся наша страна. Это событие стало настоящим праздником. В разных городах проходят субботники, экоуроки, мастер- классы и экологические игры.
И поэтому, сегодня мы с вами собрались здесь, на площади Победы у Дома детского творчества для участия в городской экологический игре — квесте «Дом под небом голубым!».

Правила нашей игры:

1. В игре участвуют 12 команд.

Каждой команде предстоит побывать на 6 игровых станциях. На каждой игровой станции вас, ребята, встретят педагоги Дома детского творчества.

Успех на каждой станции будет разный – некоторые команды получат зеленые жетоны, некоторые — синие или светло- зеленые жетоны, После прохождения всех этапов игры – капитаны команд предоставляют свои жетоны главному судье игры – методисту Зайцевой Наталье Викторовне. Каких жетонов окажется у команды больше – то место и займет она в нашей игре. Зеленых больше – 1 место, синих – второе, светло- зеленых – третье.

Каждая команда будет передвигаться по станциям – по своему маршрутному пути.
Приглашаются капитаны для получения маршрутных листов.

ВСЕМ УДАЧНОЙ ИГРЫ!

1 СТАНЦИЯ «ЭСТАФЕТА С КОЛЬЦАМИ»

Оборудование: линия старта, 2 игровых поля (нарисованный квадрат на асфальте – 3 м х3м, с ячейками 30см х30 см, в ячейках буквы) на расстоянии 7 метров от старта. Каждому игроку выдается одно пластмассовое или фанерное кольцо.

Ведущий: Ребята, перед вами игровое поле, задача каждого игрока добежать до игрового поля найти одно название зверя, птицы или рыбы, положить кольцо на первую букву этого слова и вернуться назад, передав ход следующему игроку. Выигрывает та команда, которая нашла на игровом поле 6 слов (слов больше)- названий животных и пришла на финиш первой. Победитель получает золотой жетон, 2 команда серебряный жетон. Если команда, нашла на игровом поле меньше 6 слов – бронзовый жетон.

К М Е Д В Е Д Ь Д А
А О В М А П 3 А Я Ц
Б А Р А Н Ш О К Т Ы
А Г К О 3 Ё Л О С Ь
А X К Р О Т В О Л К
В О Р О Б Е Й С О М

2 СТАНЦИЯ «ЛЕС»

Оборудование: большие кубики- 5х5, на них таблички с профессиями,2 столика, карточки с предметами. Время на выполнение задания 2 минуты.

Ведущий: ЛЕС – наше богатство! ЛЕС – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. ЛЕС – это дом для зверей и птиц. ЛЕС – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

Карточки с профессиями — музыкант, врач, столяр, химик, кораблестроитель.

1. Краска.
2. Пихтовое масло
3. Книги.
4. Камфара.
5. Атласы и карты.
6. Газета.
7. Ароматизаторы.
8. Пробки.
9. Клей.
10. Украшения.
11. Глюкоза
12. Уголь древесный.
13. Пианино.
14. Пластмасса
15. Строительные материалы.
16. Карандаши.

Ведущий раздает жетоны: если задание выполнено правильно — золотой жетон, серебряный – если остались карточки или сделаны ошибки.(не более 2),бронзовые более 2.

3 СТАНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК»

Оборудование: аккордеон, маски или головные уборы животных (например: лиса, кошка, утка, зебра, лев, корова и т.д.)

ВЕДУЩИЙ: (Принимает участие одна команда) Ребята, представьте, что в зоопарке состоится концерт. Подберите «артистов» для исполнения знакомой песни так, как это могли бы сделать ансамбль в составе … (это ваш выбор). Переоденетесь в животных и пойте знакомую песню голосами этих животных.

Команда получает золотой жетон – если получился очень хороший номер, если не очень дружно- серебреный жетон, совсем слабое исполнение- бронзовый жетон.

4 СТАНЦИЯ «ПО ГРИБЫ»

Оборудование: Большие пластмассовые бочонки, кегли, карточки грибов

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Представьте себе, что вы пошли по грибы в лес, гуляете по лесу и видите, что в лесу очень много мусора, конечно вы, как истинные экологи, соберете мусор – закопаете его в ямы, но большие емкости, которые вы нашли в лесу заберете собой. Ваша задача – оправится по грибы, перекатывая бочонок между деревьями (кегли), собрать все грибы полезные грибы, и не собрать один опасный гриб, под деревьями и кустами и благополучно вернуться домой.

Эстафета двух команд. Победитель – получает золотой жетон, команда пришедшая второй – серебренный, а те кто сбил кегли — бронзовый.

5 СТАНЦИЯ «ЧИСТОТА- КРАСОТА»

Оборудование: кубики с надписями отходов, 8 контейнеров разного цвета.

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Во многих цивилизованных странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Вы тоже сегодня попробуйте это сделать. Задание: Перед вами 4 контейнера разного цвета.

1. Белый (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.
2. Желтый (значок «Банка) – банки, бутылки, пластик, металл.
З.3еленый (значок «Сосиска»)– пищевые отходы.
4. Черный – (значок «Череп и молния») опасные отходы. (батарейки, лампочки, сломанные телефоны.)

На кубиках написаны названия отходов. Кубики разложены по площадке.

По команде – каждая команда складывает мусор по контейнерам. Время выполнения задания 1 минута.

БУМАГА
ГАЗЕТА
ЖУРНАЛ
КАРТОННАЯ КОРОБКА ИЗ ПОД ОБУВИ
БАНКА
БУТЫЛКА ИЗ ПОД ЛИМОНАДА
ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА
СЛОМАННАЯ ДЕТСКАЯ МАШИНКА
БАТАРЕЙКА ИЗ ФОНАРИКА
ЛАМПОЧКА
СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН
БАНАНОВАЯ КОЖУРА
ФАНТИКИ
ОГУРЦЫ
КОЖУРА АПЕЛЬСИНА
ПАКЕТ ИЗ ПОД МОЛОКА
СУХОЙ ХЛЕБ
ЗАСОХШИЕ ПИРОЖКИ
БАТАРЕЙКА ОТ ЧАСОВ
КУСОК ПИРОЖНОГО
СТАРЫЙ БУТЕРБРОД
ОГРЫЗОК ЯБЛОКА

Победитель — кто больше и без ошибок соберет и разложит мусор по контейнерам. Серебряный жетон – до 5 ошибок, более 5 ошибок – бронзовой жетон

6 СТАНЦИЯ «ПИРАМИДА»

Оборудование: цветные (желтые и зеленые) цилиндры и квадратные дощечки, с наклеенными картинками животных.

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Все животные разговаривают по — своему. Корова – мычит, мышка пищит и т.д.

На расстоянии 5 метров разложены цилиндры и фанерки.

Задача — как только ведущий скажет – кто так говорит: например – кто из животных «воет», 1 член каждой команды бежит, находит предмет (цилиндр или дощечку) с соответствующим животным и приносит предмет с картинкой к старту, второй слушает какое слово скажет ведущий повторяет тоже самое. Всего 12 животных нужно угадать команде, т.е. каждому ребенку придется сбегать 2 раза. Затем команда строит башню из принесенных предметов. Победитель – первым построил пирамиду и без ошибок правильно определили всех животных и быстрее всех построили пирамиду. Если допустили более 5 ошибок – бронзовый жетон.

Порядок вопросов:

1. Голубь – воркует
2. Змея — шипит
3. Гусь – гогочет
4. Овца – блеет
5. Коза – мекает
6. Лев – рычит
7. Рыба- булькает
8. Лошадь – ржет
9. Белка — цокает
10. Курица — кудахчет
11. Пчела – жужжит
12. Сова — ухает

7 СТАНЦИЯ «ЛАБИРИНТ»

Оборудование: нарисованный мелом на асфальте лабиринт в виде цветка, 5 квадратов разного цвета.

ВЕДУЩИЙ (одна команда): Задача команды – пройти лабиринт всей командой, не наступив на черту — найти 5 квадратов разного цвета за 30 секунд, затем принести квадраты ведущему. На каждый цвет квадрата придумать 2 овоща или фрукта – которые будут соответствовать цвету квадратов.

Желтый – лимон, банан, перец, алыча, картофель
Красный- помидор, перец, вишня, черешня
Зеленый – капуста, огурец, зелень петрушки, укропа, сельдерея, киви, авокадо, айва, горох
Оранжевый – морковь, облепиха, перец, тыква, апельсин, мандарин
Фиолетовый – баклажан, свекла, слива, алыча, перец,базилик.

Если уложились по времени и назвали овощи и фрукты – золотой жетон, не уложились, но назвали – серебряный, не уложились и не назвали – бронзовый жетон

СТАНЦИЯ ДОБРЫХ ПОМЫСЛОВ «СПАСЕМ ПЛАНЕТУ!»

Оборудование: ватман A 2 , фломастеры, мольберты (4)

Создание плакатов по охране природы:

1. «Берегите лес!»
2. «Берегите воду!»
3. «Соблюдайте чистоту!»
4. «Земля наш дом»
5. «Сохраним воздух!»
6. «Сохраним мир вокруг себя!»
7. «Не опоздай спасти планету!»

Ведущий: Ребята, просим вас построится на своих местах и показать всем экологические плакаты, которые у вас получились! Все большие молодцы! Фото на память!

Ведущий: Уважаемые игроки, начинаем награждение.

Награждение грамотами

Наша игра подошла к концу. Расскажите всем, друзьям, родителям, одноклассникам, что вы стали участниками Всероссийской акции «Зеленая Россия», которая сегодня проводилась по всей стране. Ведь наша страна – наш общий дом под крышей голубой- и только от нас зависит каким он будет! Любите и берегите нашу планету!

Игровые станции:

1. «Эстафета с кольцами» — педагог Ревина М.Ю.
2. «Станция добрых помыслов» — педагог Семенова М.А.
3. «По грибы» — педагог Югова М.В.
4. «Красота — чистота» — педагог Пинкина Л.Б.
5. «Пирамида» — педагог Боброва М.А.
6. «Лабиринт» — педагог Кузнецова Н.А.

"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов

Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)


Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).

Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)

Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.

1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.


Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).

3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)


Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.

I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).


Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).