Определение расстояний и высот по глобусу презентация. Масштаб

Практическая работа №1

Определение расстояний на глобусе с помощью масштаба.

Цель: Закрепить на практике знания по теме «Масштаб», научить определять масштабы различных карт, различать виды масштабов, развивать навыки работы с картами и глобусом; уметь определять расстояния по глобусу.

Оборудование: курвиметр, глобус, атлас, тетрадь, полоска бумаги, линейка, карандаш.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:

а) 1: 200 000
б) 1: 10 000 000
в) 1: 25 000

Правило для учащихся. Для более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе. Например, в масштабе 1: 500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей.
Если после цифры в знаменателе пятьи более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Пример для масштаба 1: 500 000. В знаменателе после цифры - пятьнулей, закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности.
Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Если, например, в знаменателе масштаба 1: 10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см - 100 м.
Ответ: а) в 1 см - 2 км; б) в 1 см - 100 км; в) в 1 см - 250 м.

Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:

а) в 1 см - 500 м

б) в 1 см - 10 км

в) в 1 см - 250 км

Правило для учащихся. Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры. Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.
Например, для именованного масштаба в 1 см - 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1: 10 000. Для масштаба в 1 см - 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1: 500 000.
Ответы: а) 1: 50 000; б) 1: 1 000 000; в) 1: 25 000 000.

Задание 3. Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Москва и Мурманск
б) гора Народная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)
в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Правило для учащихся. При определении расстояния по карте между пунктами следует:
1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.
2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)
3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

6,5 x 200 = 1300 км.

Ответы: а) 1460 км; б) 2240 км; в) 2500 км .

Задание 4. Измерьте протяженность рек по физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Ока;
б) река Урал;
в) Кама.

Измерения извилистых линий на карте (в данном случае рек) проводятся при помощи курвиметра либо нитки.
Как измерить длину реки при помощи нитки (правило для учащихся) .
1. Нитку нужно смочить, иначе уложить ее на бумагу трудно.
2. Приложить нитку к кривой линии (к реке - от истока до устья) так, чтобы она повторяла все изгибы реки.
3. Отметить на нитке (пальцами или пинцетами) точки истока и устья (можно аккуратно обрезать нитку ножницами по этим точкам).
4. Распрямить нитку, замеченный (или отрезанный) участок нитки приложить к линейке и измерить, сколько в нем сантиметров. Результат измерения умножить на количество километров на местности для данного масштаба. (Можно приложить нитку к линейному масштабу на карте и сразу прочитать длину реки.)
Ответы: а) примерно 920 км; б) примерно 1300 км; в) примерно 1200 км.
Обратите внимание. Точность измерений криволинейных участков невелика, поэтому ответы школьников могут несколько расходиться с ответами товарищей. Наверняка, результаты измерения ниткой по мелкомасштабной карте будут СИЛЬНО расходиться с теми длинами рек, что указаны в учебниках и справочниках. Настоящая длина Оки - 1500 км, Урала - 2400 км, Камы - 1800 км. Нужно непременно назвать ученикам эти цифры, чтобы в памяти не закрепились «топорные» цифры самостоятельного измерения (а они имеют большие шансы закрепиться именно потому, что получены самостоятельно). Нужно объяснить также, откуда берется такое расхождение: множество средних и малых поворотов, излучин реки мелкомасштабная карта не может отразить, все они «спрямлены». Это объяснение придется как нельзя кстати в теме «Масштаб»: оно облегчит понимание различий карт разного масштаба.

Уже давно существует специальный несложный прибор, предназначенный как раз для проведения измерений на карте как прямых, так и извилистых отрезков под названием курвиметр. Курвиметр (от лат. curvus - кривой и...метр), прибор для измерения длин отрезков кривых и извилистых линий на топографических планах, картах и графических документах. При использовании курвиметра вы с наименьшими затратами сможете измерить необходимый вам извилистый отрезок маршрута и с наибольшей точностью.

Интересное

История про карту в масштабе 1: 1

Жил-был Капризный Король. Однажды он объехал своё королевство и увидел, как велика и прекрасна его земля. Он увидел извилистые реки, огромные озёра, высокие горы и чудесные города. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства. Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были обозначены все горные гряды, крупные города и большие озёра и реки.
Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только очертания горных цепей, но и изображение каждой горной вершины. Не только крупные города, но и мелкие, и селения. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки.
Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту, размером в два раза больше предыдущей. Но теперь Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки, крестьянские домики на окраине селений. Картографы рисовали все новые и новые карты.
Капризный Король умер, так и не дождавшись окончания работы. Наследники один за другим вступали на трон и умирали в свою очередь, а карта все составлялась и составлялась. Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недоволен плодами труда, находя карту недостаточно подробной.
Наконец картографы нарисовали Невероятную карту. Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях - и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.
Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение вроде ангара, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.

Зависимость детальности карт от масштаба

Если вам доводилось летать на самолётах, то вы наверняка помните, как в начале полёта, когда самолёт только отрывается от земли, под ним проплывают очертания аэропорта, домов, скверов. Но чем выше поднимается он в воздух, тем меньше подробностей видно в иллюминатор, но зато шире становится пространство, открывающееся взгляду. Так же изменяется детальность карт при уменьшении масштаба.
На крупномасштабных картах, где в 1 см площади умещается не больше 500 м земного пространства, небольшая территория изображена очень подробно.
На мелкомасштабных картах, где в 1 см укладывается до нескольких тысяч километров, показаны огромные площади Земли, но с небольшим количеством подробностей. Необходимы и те и другие карты, в зависимости от их назначения.
Если вам интересно, над какими странами вы пролетите, отправляясь из Москвы в Мельбурн, надо открыть мелкомасштабную карту, а отправляясь в лес по грибы или с друзьями в поход, надо взять с собой крупномасштабную карту, чтобы не заблудиться.

Домашние задания для желающих

Определи масштабы карт своей местности

Найди карты, изображающие местность, в которой ты живешь. Если дома таких карт не оказалось, обратись за помощью к знакомым и друзьям, учителю географии, библиотекарю или продавцу книжного магазина.
Выпиши масштабы карт, изображающих твою местность. Какой масштаб крупнее, какой мельче?
Сравни карты разных масштабов и выясни, на картах каких масштабов изображена большая по площади территория, на каких - меньшая.
Определи, на картах каких масштабов местность изображена более детально, на каких - менее детально.
Сделай вывод о том, как зависит площадь изображаемой территории и ее детальность от масштаба карты.

Определи свое местоположение на карте

По карте своей области (края, республики...) определи расстояние от своего населенного пункта до областного (краевого, республиканского) центра, если вы живете не в нем, или до какого-либо другого населенного пункта, если вы находитесь в центре области (края, республики).


Составлен в соотвествии ФГОС ООО по учебнику А.А. Летягина издательства "Вентана-Граф", в урок включены практические задания работы по карте и глобусу с пояснениями и решениями более сложных географических задач

Просмотр содержимого документа
«дом_зад_измерение_расстояний_на_карте»

1 вариант

1) Какому направлению соответствует направление А - В на фрагменте карты России? (подчеркните)

а) Север

б) С-В

в) С-З

г) восток

2) Какая стрелка на фрагменте карты мира соответствует направлению на север?

ответ________________

3)Работа по карте. Что севернее: вулкан Котопахи или вулкан Аконкагуа? (подчеркните)

4) Работа по карте. Какова высота в районе города Парижа?_________

5)Определите длину Австралии по меридиану 130 в.д.

Домашнее задание. Г- 6 класс. Измерение расстояний по глобусу и карте

2 вариант

1) Какому направлению соответствует направление А - В на фрагменте карты Се6врной Америки? (подчеркните)

а) север

б) С-В

в) С-З

г) восток

2) Какая стрелка на фрагменте карты России соответствует направлению на запад?

ответ________

3)Работа по карте. Что южнее: горы Альпы или горы Атлас (подчеркните)

4) Работа по карте. Какова высота в районе города Дели?______________

5) Определите длину Южной Америки по меридиану 50 з.д.

Решение___________________________________ Ответ________

Просмотр содержимого презентации
«опред_высот_глубин_по_глобусу»




  • Познакомиться с понятиями …
  • Научиться …….

  • Определим протяженность Уральских гор:
  • Длина 1 градуса= 111,13 км
  • 1) Определим протяженность части Уральских гор вдоль меридиана 60 в.д. между горой Магнитная(53,5 с.ш.) и горой Народная (65 с.ш.)
  • 2)Найти разницу между параллелями
  • 3)Найти длину дуги меридиана


  • Длина 1 градуса меридиана= 111,13 км
  • Северная оконечность материка Африка = 30 с.ш., а южная оконечность -35 ю.ш.
  • Находим разницу = 30 +35 = 65 градусов
  • Теперь находим протяженность: 65 умножить на 111,13 (длина градуса меридиана) =7223,45 км

  • Определить расстояние в градусах и километрах между двумя вулканами Камерун и Этна
  • Камерун 9 в.д.
  • Этна 14 в.д.
  • 14-9=5 градусов
  • 5 х 111(длина дуги мередиана)=555 км
  • Можно по карте линейкой!

  • Определить протяженность Африки по Северному тропику
  • Длина 1 градуса тропика =101,7 км
  • Находим меридианы, по которым начинается и заканчивается территория Африки по параллели тропика (23,5 с.ш.)
  • Затем находим протяженность Африки по Северному тропику.


  • В каком заливе – Гудзоновым или Мексиканском- объем воды больше?
  • Какое море имеет больший объем воды- Карское или Охотское?
  • Какой залив глубже – Бенгальский или Большой Австралийский залив?
  • Какова наибольшая глубина Атлантического океана?
  • Какова высота земной поверхности в районе г. Бразилиа, средняя высота г. Атлас?




  • Что южнее: Гималаи или Тянь-Шань?
  • Что севернее: Мексиканский залив или Гудзонов?
  • Что восточнее: вулкан Камерун или вулкан Килиманджаро?
  • Что западнее: город Париж или Москва?


  • П.16,прочитать знать длину дуги меридиана и параллелей, изобаты, изогипсы.
  • выучить номенклатуру по теме «Литосфера»

Для измерения расстояний по планам, картам и глобусу надо уметь пользоваться масштабом, который показывает степень уменьшения длины линии на плане, карте или глобусе по сравнению с действительным расстоянием на местности, Масштабы бывают численные, именованные и графические (линейные).

Численный масштаб выражается дробью, где в числителе - единица, а в знаменателе - число m, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности, т.е. степень уменьшения. Например, М=1:m=1:100000 означает, что на карте длина уменьшена в 100000 раз по сравнению с местностью. Числитель и знаменатель даются в одинаковых измерениях (сантиметрах). Численный масштаб обычно сопровождают пояснением, указы­вающим соотношение длин линий на карте и на местности. В нашем примере 1 см соответствует 1 км (100000 см). Это так называемый именованный масштаб. Его указывают на всех картах.

Для непосредственного определения по картам и планам расстояний служит линейный масштаб (рис. 5). Это график, помещаемый внизу карты в виде прямой линии, разделенной на сантиметры, при этом справа от нуля у каждого деления линии (например, сантиметрового) подписано истинное расстояние на местности, равное одному, двум или нескольким величинам масштаба. В нашем примере это 1, 2, 3 км и т.д. Слева от нуля 1 см разбивают на меньшие деления, например на миллиметры, для получения более точных результатов. Измеряют расстояние по карте линейкой или циркулем, переносят это расстояние на масштаб и без дополнительных расчетов получают искомое расстояние. При этом неизбежны погрешности, которые зависят от масштаба и проекции карты. Чем крупнее масштаб карты, тем точнее результат измерений. Масштаб мелкомасштабных карт обширных территорий не постоянен в разных частях карты, поэтому следует учитывать, что указанный на них масштаб относится к определенным линиям или точкам (в зависимости от примененной проекции), а не ко всему полю карты.

Картографические проекции

Сферическая поверхность Земли при изображении на пло­скости претерпевает сжатия или растяжения, что приводит к нарушениям геометрических свойств картографируемых объектов, т.е. искажениям. Математический способ изображения на плоскости поверхности земного шара (эллипсоида) называется картографической проекцией. Проекция позволяет учитывать неизбежные искажения, особенно существенные на картах всей Земли и ее крупных частей. На планах и крупномасштабных картах небольших участков местности искажения практически неощутимы.

Выделяют четыре вида искажений на картах: длин, площа­дей, углов и форм объектов.

По характеру искажений картографические проекции подраз­деляются на равноугольные, при которых сохраняются углы и форма объектов, но искажаются длины и площади; равновеликие, при которых сохраняются площади, но сильно изменены углы и форма объектов; произвольные, при которых есть искажения длин, площадей и углов, но они распределяются на карте определенным образом. Среди них особо выделяют равнопромежуточные про­екции, при которых нет искажения длин по определенным направлениям.



Масштаб, указанный на картах, справедлив только на линиях и в точках нулевых искажений. Он называется главным. Во всех остальных частях карты масштаб отличается от главного и называется частным. Для его определения нужны специальные расчеты.

Чтобы определить характер и величину искажений на карте, надо сравнить градусную сеть карты и глобуса. На глобусе все меридианы равны между собой и пересекаются с параллелями под прямым углом. Поэтому все ячейки градусной сети между соседними параллелями имеют одинаковые размеры и форму, а клетки между меридианами расширяются и увеличиваются от полюсов к экватору.

Искажение длин заключается в том, что масштаб длин изменяется на карте с переменой места и направления. Признак - фазные по величине отрезки меридианов между соседними параллелями.

Искажение площадей состоит в изменении на карте масштаба площади. Признак - неодинаковые величина и форма ячеек между соседними параллелями.

Искажение углов заключается в том, что углы на карте между определенными направлениями не соответствуют таковым на местности. Признак - отклонение от прямых углов между парал­лелями и меридианами на карте.

Искажение форм объектов состоит в том, что формы географических объектов на карте не соответствуют им в натуре. Признак - формы клеток на одной и той же широте различны, а площади их одинаковы.

Так как карты строятся на основании математических расчетов, можно, зная характер искажений и учитывая их, получить довольно точные нужные результаты.

По способу построения различают проекции условные, которые строятся по заранее заданным условиям, и проекции, в которых изображение сначала переносится на вспомогательную геометрическую поверхность, а затем с нее на плоскость. По виду вспомогательной поверхности выделяют проекции цилиндрические (для карт мира), конические (карты России и других стран), азимутальные (карты полушарий, материков и др.).

Виды карт. Условные обозначения

Современные географические карты весьма разнообразны. Они подразделяются по содержанию, масштабу, назначению, по охвату территории.

По содержанию карты бывают общегеографические и те­матические. На общегеографических картах изображаются в основном рельеф, реки, озера, а также населенные пункты, дороги в т.д. Ни один из объектов, нанесенных на карту, не выделяется особо среди других. Тематические карты передают с большей подробностью один или несколько определенных элементов в зависимости от темы данной карты. Среди них выделяются физико-географические карты (геологические, климатические, почвенные, ботанические, природного районирования и др.) и социально-экономические (политические, политико-администра­тивные, экономические, карты населения и др.).

По масштабу выделяют крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные карты. Крупномасштабные (топог­рафические) карты масштаба 1:200 000 и крупнее передают основные особенности местности, создаются в результате обработки аэрофотоснимков и путем непосредственных наблюдений и изме­рений на местности; искажения на топокартах весьма незначитель­ны. Среднемасштабные (обзорно-топографические) (1:200000-1000000 включительно) создаются по крупномасштабным картам путем генерализации, т.е. отбора и обобщений объектов в соответствии с назначением карты. Мелкомасштабные (обзорные) карты (мельче 1:1000 000) предназначены для изучения больших территорий.

По назначению карты делятся на учебные, справочные, туристические и др.

По охвату территории создаются карты мира, полушарий, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей - республик, областей, районов и т.д.

Для изображения географических объектов на картах приме­няют специальные условные знаки, объяснения которых даются в легенде карты. Легенда - ключ к пониманию и чтению карты, поэтому изучение ее надо начинать с легенды.

Условные знаки бывают площадные (контурные), линейные и внемасштабные. К площадным знакам относятся контур леса, озера, городского квартала и др.; к линейным - реки, дороги, каналы и т.д., у них преувеличена ширина, они могут быть разного цвета, рисунка и пр.

Особую категорию линейных знаков на географических картах составляют изолинии, т.е. линии, соединяющие точки с равными значениями изображаемых явлений. Для изображения рельефа - неровностей земной поверхности - применяются горизонтали (изогипсы) - линии на карте, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой, т.е. высотой над уровнем моря. Цифровые значения горизонталей даются через определенные интервалы. Кроме того, на картах ставятся точки на водоразделах и у урезов воды рек и озер, у которых подписываются их абсолютные высоты. Направление склонов отмечается короткими черточками - бергштрихами, проставляемыми перпендикулярно горизонтали и направленными в сторону понижения склонов. Разность высот двух соседних горизонталей называется высотой сечения рельефа, зная эту величину, по количеству горизонталей можно вычислить, как абсолютную, так и относительную высоту местности.

Относительная высота - превышение одной точки местности над другой, например вершины горы над подножием, поймы над руслом реки.

Глубины моря изображаются с помощью изобат - линий равных глубин.

Таким образом, горизонтали и изобаты разграничивают ступени с разной высотой и глубиной. На мелкомасштабных физических картах ступени подчеркиваются послойной окраской, внизу карты изображается шкала высот и глубин.

Внемасштабными знаками отмечаются, например, колодец, домик лесника, церковь, памятник, т.е. такие объекты, которые не могут быть выражены в масштабе карты.

На тематических картах, отображающих разнообразные свой­ства явлений природы, и общества, применяются различные способы картографирования: ареалы (например, угольный бас­сейн), знаки движения (ветры, морские течения), значки (населенные пункты) и др.

Применение карт

Карты широко применяются в научной и практической деятельности. Карта как модель действительности обладает большой информативностью, обзорностью, наглядностью. Это делает ее важнейшим средством научного познания в географии и в других областях знаний о Земле и обществе. Многие географические исследования начинаются с карты и заканчиваются картой. Недаром говорят: «Без карты нет географии».

Географическая карта незаменима при решении различных народнохозяйственных задач, связанных с изучением и освоением территорий. Разведка полезных ископаемых, учет и оценка сельскохозяйственных земель, вод, лесов, мелиоративное строительство, работы по проектированию дорог, каналов, ЛЭП, промышленных объектов, природоохранных и других мероприятий немыслимы без карт и планов. Карты необходимы морякам, летчикам, космонавтам, метеорологам и многим другим специалистам. Исключительно велико и разносторонне применение топографических карт в военном деле.

Огромна роль карты в преподавании географии. И не только потому, что на ней показано размещение объектов и явлений, хотя и это необходимо знать. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости как в природе, так и между природными и социально-экономическими объектами. Они развивает географическое мышление.

Поэтому в школе и вузе карта является важнейшим «наглядным пособием», хотя и разговаривает со своим читателем языком условных знаков. Ее нельзя заменить ни текстом, ни живым словом.

Ориентирование на местности. Понятие о горизонте. Способы ориентирования

Ориентирование на местности включает определение своего местоположения относительно сторон горизонта и заметных предметов местности, а также определение направления пути.

Горизонтом называется часть земной поверхности, наблю­даемая на открытой местности. Линия горизонта - граница видимого пространства, где нам кажется, что небо сходится с землей. При поднятии наблюдателя дальность видимого горизонта увеличивается. У человека среднего роста, стоящего на ровной местности, она около 5 км, при подъеме на 100 м - около 40 км, на 1000 м - около 120 км и т.д.

Для ориентирования на местности надо знать стороны горизонта. Основные стороны горизонта - север, восток, юг и запад, промежуточные - северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад. Направление географического меридиана, идущего по поверхности земного шара от Северного до Южного полюса, показывает полуденная линия. В полдень, когда Солнце находится в южной стороне небосвода (для жителей нашей страны это справедливо всегда), тень от предметов (она при этом самая короткая) падает строго на север. Если встать лицом к северу, сзади будет юг, справа - восток, слева - запад. Ночью можно ориентироваться по Полярной звезде, которая находится почти над точкой севера.

Надежнее и удобнее в любую погоду ориентироваться по компасу, синяя стрелка которого указывает на север. Однако магнитная стрелка компаса располагается вдоль магнитного, а не географического меридиана, которые обычно не совпадают, так как не совпадают географические и магнитные полюса. Чтобы найти точное направление на север, надо учитывать угол между (северным направлением географического меридиана снаправлением северного конца магнитной стрелки, называемый магнитным склонением. Магнитное склонение бывает восточное и западное.

При отклонении северного (синего) конца магнитной стрелки компаса к востоку от географического меридиана склонение называется восточным и имеет знак плюс (положительное), при отклонении к западу - западным и имеет знак минус (отрицательное). Магнитное склонение указывается обязательно на всех топографических картах. Например, магнитное склонение Москвы +8° (рис. 4). Чтобы узнать направление географического меридиана, надо от направления северного конца магнитной стрелки компаса отсчитать к западу 8°. Это и будет направление на север.

Наиболее надежным является ориентирование на местности с помощью подробной карты или аэрофотоснимка, проводимое путем сопоставления картографического изображения с местностью. Положение точки, в которой находится наблюдатель, определяют относительно заметных предметов местности (ориентиров) глазомерно или путем промера расстояний и углов направления - азимутов. Азимут - угол, который отсчитывается от северного конца меридиана по часовой стрелке до направления на предмет (от 0 до 360°). Если угол отсчитывают от магнитного меридиана, получают магнитный азимут, а с учетом магнитного склонения - истинный (географический) азимут.

Можно ориентироваться в пространстве и по местным признакам. В основе большинства из них лежит меньшее количество солнечного тепла, получаемого с северной стороны горизонта. Так, например, с северной стороны у деревьев, растущих на открытой местности, беднее крона; у пней меньше толщина годовых колец; на стволах деревьев больше мхов и лишайников. А муравейники обычно располагаются к югу от пней и деревьев, с юга на стволах хвойных деревьев выделяется больше смолы и т.д.

Вопросы и задания:

1. Что представляет собой градусная сеть и каково ее назначение?

2. Что такое географические координаты? Как их определяют по глобусу и карте?

3. Какие способы ориентирования на местности вам известны?

4. Назовите основные особенности географической карты и плана местности. В чем их различия?

5. Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете? Как можно измерить расстояния по карте и глобусу?

6. В чем состоит назначение картографических проекций, их основные виды.

7. Почему на картах обширных территорий неизбежны искажения? Назовите их виды.

8. Какие основные виды карт вы знаете? Где находят применение географические карты?

Цель урока: Формирование навыка определения расстояний и географических координат по глобусу с помощью гибкой и широтной линеек, усвоение алгоритма действий при определении географических координат объекта и определении объекта по заданным координатам.

  • образовательные:
создать условия для успешного усвоения учащимися знаний системе географических координат, градусной сети, параллелях и меридианах, географической широте и географической долготе.
  • развивающие:
  • совершенствовать умения школьников определять расстояния и географические координаты объектов на глобусе, планировать свою деятельность по выполнению поставленных практических задач, составлять алгоритм своей деятельности, оценивать себя и других.
  • воспитательные:
  • содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в группах, слушать других).

    Тип урока: урок решения частных задач.

    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Необходимое техническое оборудование : ПК, мультимедийный проектор, экран, глобусы, гибкие линейки и широтные линейки (изготовлены из плотной бумаги самими учащимися), учебники, листы самооценки, взаимной оценки..

    Структура и ход урока

    Этап урока Название используемых ресурсов Деятельность учителя (с указанием действий С ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)
    1 2 3 5 6 7

    Мотивационно-ориентированный компонент

    1 Организационный этап. Обеспечивает комфортную психологическую обстановку и настраивает на продуктивную работу. Настраиваются на работу.
    2 – Актуализация опорных знаний, анализ условий, еобходимых для отработки навыков определения расстояний и координат на глобусе.

    – Самооценка в листе самооценки.

    ОМС из ФЦИОР “Глобус и географические координаты”.

    Учитель в беседе с учащимися выясняет, чем они занимались на предыдущем уроке. Проверяет их, включая ОМС с голосом диктора. – Учащиеся вспоминают определения градусной сетки, координат, параллелей и миридианов, широты и долготы, показывают их на глобусе.

    – Выставляют себе оценку в листе самооценки.

    5–7
    3 Этап определения темы и совместной цели урока. 1. Учитель, в беседе с учащимися подводит их к мысли о том, что необходимо предлагает сформулировать тему и цель урока;

    2. Уточняет формулировки темы и цели урока, высказанные учениками.

    1. Предполагается, что учащиеся назовут тему урока – определение расстояний и географических координат, цель – отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу.

    Операционно-исполнительный компонент

    Отработка навыков определения расстояний и координат по глобусу. Глобусы, гибкая линейка, широтная линейка. Организует работу учащихся группах. 1. Работают в группах по полученным заданиям. 15–20

    Рефлексивно-оценочный компонент

    5 Подведение итогов, рефлексия. Листы взаимооценки и самооценки. Предлагает учащимся сделать выводы об успешности своей деятельности на уроке. Делают выводы о том, что удалось, что не удалось. 5–7
    7 Подача домашнего задания. Объявляет домашнее задание с учётом затруднений учащихся. Записывают домашнее задание с учётом личных затруднений,задают вопросы.

    Группа № 1.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Владивостоком. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Москва.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 33°юш. 151°в.д.?

    Примечание.

    Листе взаимооценки

    Листе самооценки

    Группа № 2.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Читой. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Чита.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 48° с.ш. 3° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки.

    Группа № 3.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Владивосток. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Северному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Северного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Владивосток.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 35°ю.ш. 149° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки . Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Группа № 4.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Чита и Якутск. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к Южному полюсу параллели, обозначенной пунктирной линией. Как она называется? В каком направлении от Южного полюса находится? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Якутск.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 41° с.ш. 74° з.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Группа № 5.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между городами Якутск и Москва. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к северу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Рио-де-Жанейро.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 54° с.ш. 83° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки. Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Группа № 6.

    1. Гибкой линейкой измерьте расстояние между Москвой и Лондоном. С помощью масштаба глобуса определите реальное расстояние между этими городами. Запишите результаты в таблицу.

    2. По широтной линейке прочитайте значение географической широты ближайшей к экватору параллели, обозначенной пунктирной линией и находящейся к югу от экватора. Как она называется? Полученные данные запишите в таблицу.

    3. Определите географические координаты г. Лондон.

    4. Какой объект находится в точке с координатами 30° с.ш. 32° в.д.?

    5.* Составьте задачу на определение объекта по заданным координатам. Пропишите алгоритм действий.

    Примечание.

    1. 1–4 задания могут выполняться сообща.

    2. Задание 5* выполняется индивидуально по желанию на отдельном листочке.

    3. Совместная работа оценивается в Листе взаимооценки – каждый участник группы проставляет всем другим участникам оценку за совместную работу.

    4. После выполнения и проверки всех заданий каждый участник группы оценивает свою работу в Листе самооценки . Если при выполнении заданий были затруднения, оценка снижается.

    Вопросы перед параграфом

    1. Почему ось школьного глобуса наклонена к горизонтальной подставке под углом 66,5 градусов?

    Глобус Земли является точной моделью планеты. На глобусе изображены все географические объекты. Ось глобуса имеет наклон к его горизонтальной подставке в 66,5 град в связи с тем, что земная ось также имеет наклон на тот же угол. Таким образом, глобус не только дает представление о том, как выглядит планета, но и дает представление о ее расположении в целом в космическом пространстве.

    2. Как ориентирована земная ось? На какую звезду она направлена?

    Земная ось наклонена по отношению к прямой линии. То, что ось Земли не строго вертикальна, имеет очень большое значение для планеты. Достоверно известно, что своим северным полюсом наша планета направлена на Полярную звезду. Именно поэтому по ней люди и определяют северное направление в ночное время суток.

    3. Какие способы применяют картографы для изображения рельефа земной поверхности на глобусе и картах?

    На глобусе формы рельефа изображают изогипсами. Если горизонтали проводятся через равное расстояние, то изогипсы в соответствии со шкалой: 200, 500, 1000,1500, 2000, 3000 и далее через 1000 м. изображения рельефа дополняется послойной окраской. Характеризовать рельеф суши и морского дна на глобусе помогает шкала высот и глубин. Шкала разделена на ступени высот и глубин. По шкале высот и глубин можно более точно определить высоту или глубину в метрах. Возвышенные участки суши окрашивают коричневым цветом. Насыщенность красок с увеличением высоты. В отличии от топографических карт, зеленый цвет на глобусе используют для показа равнин, а не растительного покрова.

    Подводный рельеф и глубины различных участков океанов и морей обозначают на глобусе изобатами. Изобаты – это линии, соединяющие точки дна с одинаковой глубиной. Для послойной окраски глубин используются различные оттенки синего цвета: чем глубже, тем темнее.

    Вопросы и задания

    1. По глобусу определите, какой ступени шкалы высот соответствует рельеф вашей местности.

    Шкала высот представляет собой шкалу различных цветовых гамм. Так называемая высотная ступень имеет свой цвет. Как правило низменные участки имеют зеленый цвет (0 - 200м). Ступени выше (200м и выше) красят в желтый, затем в коричневый. Чем выше точка, тем темнее цвета. Бывает и наоборот. Горы - светло желтые, а морские впадины - темно синие. Обычно шкалу высот применяют на географических картах, а также гипсометрических и физических. На полях карты помещают шкалу высот.

    Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.

    Западно-Сибирская низменность ограничена с запада горизонталью (отметка 190 м над уровнем моря), что проходит через села Багаряк, Кунашак и далее через Челябинск - на юг. Низменность слабо наклонена на северо-восток, понижаясь до 130 м у восточной границы области.

    2. Используя гибкую линейку, определите расстояние от вашего населенного пункта до крупнейших городов мира, например Мехико, Нью-Йорка, Токио, Рио-де-Жанейро.

    Расстояние от Челябинска до Рио-де Жанейро - 13000; Мехико – 11500; Нью-Йорк – 8500; Токио – 6100 километров.

    3. Определите протяженность территории России с запада на восток вдоль Северного полярного круга.

    Известно, что длина одного градуса равна 44,5 км и Полярный круг пересекает границы России примерно на долготе 29гр. на западе и 171гр. на востоке (180 - 29) + 9 = 160гр, 160 *44,5км=7120 км.

    Кратчайшее расстояние от западной границы с США в Беринговом проливе.

    Западная точка на границе с Финляндией имеет координаты-67*с. ш. и 32 * в. д.. Расстояние до Гринвичского меридиана =180*-32*=148*,да еще прибавить 11* до 169* з. д, до границы с Америкой и получим всего расстояние в градусах=148+11=159 *. Каждый градус на 67 параллели=52 км, значит самое краткое расстояние по 67 параллели будет 52км*161*=8372 км. (примерное значение)

    4. Определите протяженность территории России с севера на юг вдоль меридиана 45 градусов в.д.

    Чтобы найти протяженность России с севера на юг, смотрим координаты севера и юга по 45 * меридиану. Северная точка лежит на 68* с.ш,а на юге на 40*с.ш. Находим разность 68*-40*=28*, 111,1*28= 3110 км