Деловая игра для воспитателей «путешествие на затерянный остров с фгос дошкольного образования. Игра в педагогическом процессе детского сада в условиях фгос до трифонова е.в., канд

Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образования и научную деятельность, но и в систему дошкольного образования.

В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования, которые должны вести к серьезным изменениям в системе образования в целом.

Внедрение ФГОС связано и с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. В стандарте не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Сегодня, учитывая ФГОС ДО, принято за счёт интеграции обеспечить равнодолевое содержание по направлениям развития ребенка.

ФГОС ДО в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным.

Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Развитие ребенка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании.

Довольно долго в практике и теории воспитания господствовал узко-дидактический подход к игре, как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога при этом состояла лишь в создании условий для игры, обеспечение её игровым материалом. В системе дошкольного образования, долгое время наблюдалось преобладание занятий как основной формы обучения детей. Другими словами, ДОУ придерживались учебной модели, т. е. на первом месте все время оказывались занятия. Исходя из всего этого, времени на игру у детей почти не оставалось.

Всем известно, что игра влияет на развитие личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Через игру ребенок осознает те характеристики личности, которые ложатся в основу структуры его самосознания. Поэтому обновления в системе дошкольного образования являются закономерными.

Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка.

В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. В данный период закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности (игровой, трудовой и т. д.). Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.

Основным организующим моментом является игра, она же и является основной формой образования дошкольников.

В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, изучив принципы, заложенные в основу ФГОС ДО, реализуют Программу ДОУ в формах, специфических для детей разных возрастных групп, прежде всего в форме игры - основной формы образования дошкольника.

С этой целью:

  • создаём в ДОУ условия для игровой деятельности;
  • используем игровые приемы в обучении детей;
  • совершенствуем руководство игрой детей;
  • формируем практические умения для организации самостоятельной игровой деятельности детей.

Все детские игры можно разделить на две большие группы:

1. сюжетно-ролевые творческие игры.

2. игры с правилами.

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

  • игры на бытовые темы;
  • с производственной тематикой;
  • с общественно-политической тематикой;
  • театрализованные игры;
  • игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся:

  • дидактические игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические.
  • подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.

Сюжетно - ролевые творческие игры.

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, является знание - действие - общение. Знакомить ребенка с миром мы начинаем с наблюдений, которые сопровождаем и направляем объяснениями, дополняем рассказами, чтением, рассматриванием картинок.

Все это не воспринимается ребенком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности - в игре. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра начинает приобретать более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.

Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр. Данные игры входят во все виды детской деятельности.

Основное назначение дидактических игр - способствовать развитию умственных способностей. Дидактические игры мы считаем, во-первых, методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью. При обучении, содержание игры и ее правила, мы стараемся подчинить воспитательно - образовательным задачам. Инициативу выбора и проведения игры в этом случае воспитатель берет на себя. Как самостоятельная деятельность они проводятся в свободное время.

При работе с развивающими играми, надо знать с какой игры начинать, чем ее дополнить, когда и какую игру вводить, т.е. иметь представление о каждой игре. Для этого мы сначала сами знакомимся с игрой, пробуем поиграть в нее и только после этого знакомим ребенка с развивающими играми.

Во время игры наши педагоги стараются соблюдать основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задания за ребенка, подсказывать ему.

Нашим детям очень нравится играть с воспитателем, так как мы не опережаем их, стараемся следовать за ними с небольшим отставанием. Во время данных игр педагоги стараются не делать замечаний ребенку, чтобы не вызвать раздражения, неверия в свои силы, нежелания думать, а иногда замечания даже отбивают интерес к игре.

По окончанию игры мы их убираем в определенное, но недоступное для детей место, например, на верхнюю полку - нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки.

Работая в тесном контакте с руководителем по ФИЗО, мы подбираем подвижные игры для каждой группы, учитываем условия работы в каждой группе, общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений (состояние здоровья каждого ребенка, время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей). В средней группе мы вводим игру с простейшими соревнованиями, как индивидуальными, так и коллективными. Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.

В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно (“Гори-гори ясно”, “Кот и мыши”) или с небольшой группой. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игры.

Одним из условий для игровой деятельности является правильно организованное предметно-развивающее пространство .

При организации предметно-развивающего пространства мы стараемся учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого ребенка. В каждом возрасте наблюдаются свои особенности в развитии игры. Дети средней группы весьма непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому в групповой комнате должно быть открытое пространство. Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребенок. В среднем возрасте преобладает ролевая игра и игра-диалог.

При оформлении групповой комнаты мы стараемся, чтобы в ней присутствовали все виды игр и игрушек - сюжетные, дидактические, театрализованные и т. д.; игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

Также создаем центры игры. Педагоги ДОУ считают, что воспитание в игре пройдет более успешно, если определить время проведения игры и отвести достаточное время, если создать спокойную соответствующую обстановку.

Так игры в утренние часы, когда дети постепенно собираются в саду, помогают создать бодрое веселое настроение на весь день. Бывает, что дети приходят из дома с определенными игровыми намерениями, тогда они объединяются с товарищами и проходят в игровые уголки. Каждый может взять свою любимую игрушку. Так же дети могут вернуться к начатой игре после завтрака, между НОД. Для игр в группе мы отводим время во второй половине дня, а на участке - до обеда и вечером. В это время организуем сюжетные игры, строительные, игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

Дети средней группы очень любят игры с крупным строительным материалом, различными конструкторами, поэтому место в групповой комнате стараемся выделить так, чтобы дети могли сохранить сделанную постройку.

Для игр на участке мы даем детям все виды игрушек, но при этом учитываем особенности сезона. Перед выходом на прогулку, мы предлагаем детям подумать, как они хотят играть и что им с собой взять. В летнее время у детей средней группы любимые игры - это игры с песком и игры с предметами.

В игре ребенок приобретает и новые знания; играя, ребенок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний - ребенок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы. Вот именно этими вопросами и пытаемся воспользоваться мы, педагоги, чтобы расширить и углубить знания детей.

Например, играя в дидактическое лото “Животные и детеныши”, у детей возникают вопросы: кто такие животные? где живут? почему детеныши появляются весной? Подогревая и дальше интерес детей, мы даем им минимум информации и даем поручение - разузнать способы зимовки некоторых животных. Эта информация, собранная самим ребенком, лучше усвоится, чем информация, полученная в ходе объяснения воспитателем на занятии. На данном этапе мы, педагоги, работаем, используя тематические недели, т.е. вся работа строится по определенной теме и игры выбираются исходя из данной темы. Например, взяв тему “Домашние животные”- игры тоже подбираем соответствующие. Из дидактических игр берем такие, как “Собери семью”, “Где моя мама”. Сюжетно-ролевую игру можно предложить - “Больница для животных”. И в продолжение темы - строительная игра ”Жилье для животных”. И очень хорошо дополняет эту тему пальчиковый театр “Теремок”. Примерно так же стараемся строить свою работу и по другим темам.

Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одно из преимуществ игры - то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому в НОД с ее помощью мы, воспитатели, можем организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Например, в НОД по ФЭМП берем элементы путешествия по лесной тропинке в поисках грибов и, кроме того, что считаем их, вспоминаем правила поведения в природе, закрепляем знания о съедобных и несъедобных грибах. Включая в НОД элементов театрализованной игры решаем следующие задачи: развитие выразительности речи (скороговорки, оживление игрушек, чтение по ролям), формирование выразительности движений (превращение в животных, показ воображаемых действий предметов, сочетание движений рук, ног, туловища, этюды на развитие мимики). А чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в игре с обучением и воспитанием надо правильно руководить ею.

Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть ее творческого характера. Здесь мы учитываем особенности руководства в среднем возрасте: воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручаем детям; правила игры объясняем до ее начала, при подведении итогов акцентируем внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуем словесные игры, игры на внимание. В руководстве играми существуют приемы.

Прямые:

Внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения, взятие на себя роли, подсказка в ходе игры, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию.

Косвенные:

При руководстве игрой мы стараемся учитывать интересы и желания детей. Мы должны суметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка - проведение - анализ результатов.

В подготовку мы включаем : отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Проведение : объяснение игры начинаем с ознакомления с ее содержанием, с дидактическим материалом, после чего излагаются правила и описываются игровые действия.

Подведение итогов : ответственный момент - мы отмечаем тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен, порицаем тех, кто нарушал правила.

Кроме того, что игра организуется взрослыми, дети должны уметь самостоятельно организовать свою игру. Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры мы используем: поручения, задания, беседы, поощрения.

Также путем советов, индивидуальных заданий и поручений формируем умение определения ребенком роли и доведение ее до конца. Развиваем навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски, музыкальные инструменты. На протяжении всей своей деятельности в группе, мы стараемся изучить характеры, склонности и привычки детей, стараемся постоянно помогать детям лучше узнавать друг друга. Вместе с психологом проводим конкурсы на выразительность речи, мимики, жестов. Все это делаем для того, чтобы улучшить качество игры.

Чтобы дети играли, мы должны играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Без увлекательной игры не может быть страны детства.

Татьяна Фадеева
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Я представляю вашему вниманию свой опыт по использованию игровых образовательных технологий во всех образовательных областях .

А начать хочу со слов неизвестного поэта, который написал :

«Я пытался достичь сердца ребенка словами,

они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами,

он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него,

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо : «Приди, - сказал он, - поиграй со мной » .

Игра является одним из ведущих видов деятельности дошкольника . В течении всего периода дошкольного детства вся деятельность построена на системном подходе через игру.

И как бы ни были важна организованная деятельность , подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре . Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе. Для развития ребенка игра дает :

1. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения .

2. Ориентироваться в сфере человеческих отношений;

3. Координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми;

4. Умение находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций , гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Главное условие реализации ФГОС - обучение детей в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью . Она активизирует волю и ум и ребенка, затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма , способствует физическому развитию. Игра нужна , чтобы ребенок рос жизнерадостным, здоровым и крепким. Наиболее углубленное изучение данной темы и обобщение изучаемого материала переросло в тематический модуль по самообразованию Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ».

При изучении и исследовании которой были поставлены следующие цели и задачи :

Цель : раскрытие личности ребенка и развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой деятельности .

Задачи :

Обеспечить развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умение использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.

Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.

Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх ;

Создать условия для совместной игровой .

Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх ;

Свою работу я начала с создания условий для игровой деятельности ,то есть с предметно – пространственной среды , соответствующей требованиям ФГОС . Ведь создание условий для реализации данного направления является побуждающим фактором к игровой деятельности с целью овладения игровыми умениями, обогащение жизненного опыта.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых , двигательную активность детей, быть содержательно-насыщенной, методически обеспеченной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пересмотрев предметно-пространственную среду в группе , для ее улучшения, были приобретены шкафы с ящиками на колесах для удобства их использования, удобная мебель для кукольного уголка, парикмахерской, кукольного театра, изготовлена ширма.

(«В группе дети играют в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям : физическом, социально-коммуникативным, познавательным, речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей и помечены маркером»).

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр.

При организации и систематизации материала в центре сюжетно-ролевых игр (таких, как «Магазин» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Ателье» , «Автопарк» )дало возможность детям при возникновении игрового сюжета отображать свои знания , впечатления, представление об окружающем мире, воссоздавать социальные отношения. Все оборудование находится в контейнерах с маркерами, что делает его удобным для игр в любом месте по выбору детей.

С помощью родителей сделана ширма трансформер «Машина-Корабль» . Эту многофункциональную ширму мы используем как для сюжетно - ролевых игр, так и на занятиях. Например, на машине совершаем поездку в лес или на дачу, а на корабле отправляемся в плавание на остров камней, в подводный мир рыб и ракушек или в круиз в разные страны.

В уголке ряженья можно нарядиться по своему желанию и обыграть любой образ .

В центре труда «Мастерская» ребята с удовольствием собирают и разбирают машины, умело орудуют пилой отверткой, молотком, что способствует развитию мелкой моторики рук и мышления, формированию трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда. Игра во всех этих центрах способствует реализации социально-коммуникативного направления развития детей.

С целью художественно-эстетического развития детей есть мастерская для творчества в которой дети пробуют себя в роли скульпторов и художников,. А в музыкально- театрализованной деятельности они артисты и музыканты. Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью . В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся активными и уверенным. Свои музыкальные способности дети проявляют, играя в музыкально-дидактические игры сделанные руками воспитателей и родителей. Все это является гарантом поддержания и развития у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной или художественной деятельности , воспитанию эстетических чувств.

Для речевого развития оборудован «Книжный мир» в котором дети по желанию могут посмотреть книги, иллюстрации, соответствующие темам недели, составить рассказ по картинкам.

Для всестороннего развития имеется центр развивающих игр, где находятся игры, направленные на развитие восприятия, мелкой моторики, воображения . Дети очень любят поиграть в «Цветные колпачки» , «Бусы» , «Пуговицы» , шнуровки, разные виды мозаик, застежки. А возле сенсорной доски выстраивается очередь из желающих пощелкать выключателем, открыть и закрыть замок, покрутить диск телефона.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность , развитие его воображения и любознательности .

В экспериментальном уголке дети, играя в овощеводов , сеют семена, наблюдают за ростом рассады, что помогает узнать, как растут и развиваются растения, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида. Здесь дошкольники играют в дидактические экологические игры, а также рассматривают ракушки, камни, фантазируют, делают собственные открытия.

Особое место отведено для патриотического воспитания. Время, которое ребенок проводит в нем не проходит даром :

Играя в игры «Наш город» , «Памятники Зимы» , «Микрорайон 2 -Строитель» , «Мой дом» , дети знакомятся с достопримечательностями своего города, микрорайона. Собирая паззлы «Государственные символы России» узнают о гербе, флаге. Мальчики любят изучать военную технику, сделанную руками родителей и играть в солдатиков ведь они будущие защитники нашей Родины.

Для реализации физического развития детей, есть свой уголок. Здесь все направлено на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности, формирования навыка выполнения правил безопасности. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся со спортивным инвентарем и усовершенствуют его. Это такие игры как «Кольцеброс» , «Городки» , «Летающие тарелки» , «Гольф» . Проводятся они на утренней прогулке и после дневного сна.

В своей работе особое внимание уделяю народным играм . В качестве одного из эффективных видов игра- терапевтических средств использую народные игры с потешками, хороводами, играми-шутками . Например «Водяной» , «Ручеек» , «Горелки» , «Ремешок» . Используя народные игры, реализую не только развивающие и обучающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции : они приобщают детей к народной культуре.

Во всех центрах дети играют по желанию небольшими подгруппами и индивидуально, выбирая себе занятие по душе.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Итог :

В конце года по итогам мониторинга наблюдается положительная динамика во всех образовательных областях . Дети стали более коммуникабельными, активными, самостоятельными. Поэтому можно сделать вывод, что использование игровых технологий в образовательном процессе благотворно влияет на всестороннее развитие детей. Сами того не замечая дети получают новые знания играя в разнообразные игры .

В перспективе своей работы планирую пополнить предметно - развивающую среду новыми интересными играми и пособиями , привлекая родителей к их изготовлению.

В целях программы профориентации мы заключили договор с коллективом профессионального училища № 36 в Ц. Хазане о сотрудничестве. В ходе сотрудничества думаю, что знания полученные в беседах и на экскурсиях помогут побольше узнать о профессиях и в организации новых сюжетно- ролевых игр : «Овощевод» , «Плотник» .

В заключении хочу сказать, что при всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей . Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость,

Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».

С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС необходимо опираться на нормативно –правовые документы.

Это принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как, Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03-51-46 ин/14-03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и оргаизации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Данные документы внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, и во многом решают вопросы, связанные с развитием игровой деятельности детей-дошкольников.

В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых является технология игрового обучения. Уже сегодня в дошкольной педагогике начинают активно говорить об этих технологиях и вводить их в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Образовательные технологии деятельностного типа, к которым как выше мы сказали, относится технология игрового обучения,-это такие педагогические технологии, основная цель и результат которых заключается в изменении воспитанника как субъекта деятельности. Основные индикаторы технологии игрового обучения как представителя деятельностных технологий- это наличие проблемы, решение которой связано с формированием цели, и вариативность, возможность индивидуального выбора в процессе образовательной работы с педагогом.

Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.

Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий. И в свою очередь данная технология имеет собственную классификацию, т.к. включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Так же игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным.

Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ:

  1. Творческая активность педагога.
  2. Выбор игры, в ходе которой будут решены задачи – дидактические, воспитательные, развивающие, социализирующие.
  3. Учет особенностей участников игры.
  4. Учет времени проведения игры.

В современной классификации игр выделяют игры с фиксированными, открытыми правилами, игры со скрытыми правилами.

Н.А Короткова выделяет такие формы игры в образовательном процессе:

1.Игра как культурная практика: свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.

2.Игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.

Игровое обучение направляется комплексом мотивов ребенка:

  1. Познавательный- интерес к материалу, новизне событий.
  2. Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.
  3. Процессуально- содержательный- побуждение к активности содержанием деятельности, а не внешними факторами.

Выделяют три типа мотивации:

1.Игровая

2. Мотивация в условиях помощи взрослому

3.Мотивация личной заинтересованности.

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» . Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

3 тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.

Введение

Изучение Федерального государственного стандарта дошкольного образования ставит перед педагогами необходимость анализа большого объема теоретической и правовой литературы.

Для обучающих целей наиболее удачной формой методической работы с педагогическим коллективом является тренинги и деловые игры, т.к. именно в ходе такой работы, по мнению Бельчикова Я.М., «происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».

Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений и принципов ФГОС ДО; создание условий, способствующих развитию креативного и творческого мышления.

Материалы: проектор, музыка с шумом моря, шумом ветра

Уважаемые коллеги! Однажды мы с вами отправились в морское путешествие. Вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове. Старший воспитатель успел только схватить чемодан с федеральным государственным стандартом.

Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы немножко размяться.

Вводный этап

1. Упражнение «Порядковый счет »

Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и т.д.

2. Упражнение «Мы с тобой похожи»

Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Ведущий. «Вдруг на остров налетела буря, песок стеной – ничего не видно! (Ведущий поднимает участников, завязывает им глаза, раскручивает их.) Ходят воспитатели, сказать ничего не могут –чтобы пыль в рот не попала (вводится правило не говорить ). Плохо дело! Стали ощупью пробираться, товарища искать (таким образом, ведущий сталкивает участников и образует команды ).

И вот на нашем острове два племени образовалось – одно по одну сторону острова, второе – по другую. Вдруг откуда ни возьмись прибегают негритята, смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, воспитайте нас!» Что делать – такое уж у нас признание!

Стали обустраиваться, каждый свой детский сад налаживать.

Ведущий раздает материалы: две юнгианские песочницы, камушками, природными материалами, фигурками зверей и т.д.

Задание участникам : дать название своему племени – детскому саду, структурировать пространство на подносе и т.д. Далее команды представляют свое творчество.

Ведущий. Здание и территорию вы соорудили. Но, может быть, успели одичать на острове за это время. Теперь команды будут соревноваться в профессиональном мастерстве. За каждый правильный ответ в викторине команда получает дополнительные строительные материалы, которые понадобятся нам позже.

Игра-викторина

Необходимо выбрать правильный ответ.

1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:

  • осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
  • фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;
  • предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).

2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • личностное общение с взрослым;
  • учебная деятельность;
  • нет правильного ответа.

3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:

  • Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
  • Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
  • Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
  • Игра не влияет на развитие произвольности.

4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

Ответ: познавательное развитие

5. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования;

6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?

а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;

б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;

в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.

7. Исключите лишнее

Образовательная среда по ФГОС:

  1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  2. обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
  3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  4. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  5. оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;
  6. обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

8. Согласно ФГОС ДО родитель:

  1. становится активным участником образовательного процесса;
  2. исключается из образовательного процесса;
  3. нет правильного ответа.

Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли. Детский сад вы построили, теперь пора организовывать предметно-пространственную развивающую среду.

Игра «Развивающая среда»

Задание: обустроить помещение детского сада таким образом, чтобы развивающая предметно-пространственной среда соответствовала Стандарту

Процедура проведения:

Ведущий раздает подручный материал (природные материалы, различный строительный материал, мелкие игрушки и т.п.).

Педагогам раздается в качестве опоры наглядный материал (см. приложение 1) , на котором представлен перечень требований к предметно-пространственной среде. Задача педагога в соответствии с требованиями структурировать и презентовать созданную среду.

Ведущий. Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше необычное приключение заканчивается. Давайте встанем в круг и поделимся впечатлениями о сегодняшнем мероприятии: что Вам понравилось в групповой работе, что было сложно, что интересно.

Список литературы.

  1. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192с. (с – 4-8, 21, 24-26, 29, 30 ,34-36, 47-51).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для вузов/ Митина Л.М., Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина. – М.: Академия, 2005.
  4. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам. Пособие для практикующего бизнес-тренера / Ж.Завьялова, Е. Фарба, Е. Каденильяс-Нечаева, электронное издание.

Под деятельностью в педагогике принято понимать инициативу в осуществлении определенных действий, направленных на реализацию своей воли, познание мира, осмысление окружающих предметов и явлений, творческое и созерцательное восприятие. Основные виды деятельности в ДОУ по ФГОС выделяют в связи с:

  • проведением анализа наиболее эффективных видов активности дошкольников, необходимого для планирования воспитательно-образовательной работы детского сада;
  • планированием результатов работы для реализации целей и задач ФГОС дошкольного образования;
  • разработкой предметно-пространственной и развивающей среды, которая соответствует возрастным и психофизическим потребностям детей;
  • поиском новых форм и способов организации досуга дошколят.

Основные виды деятельности в ДОУ по ФГОС

Благодаря правильно организованной развивающей предметно-пространственной среде дошкольники систематически расширяют горизонты знаний, навыков и умений, а их активность, которая проявляется в разных видах деятельности, последовательно повышается. Поскольку действующее законодательство классифицирует пять образовательных областей, которым соответствуют 5 видов деятельности по ФГОС в ДОУ (познавательная, физическая, речевая, социально-коммуникативная и художественно-эстетическая), в детских садах развитие воспитанников организуют согласно этим нормативным ориентирам. Содержание образовательных областей определяется в соответствии с программным содержанием и возрастными особенностями детей, а потому реализуется не только через занятия, но также через досуговые формы активности.

В методической литературе и среди педагогов дошкольного образования нередко встречается незнание основных видов деятельности детей, спровоцированное различием классификаций, установленных федеральным стандартом (9 видов деятельности) и числом образовательных областей (5 областей). Возникает подобное разночтение поскольку долгое время активность дошкольников соответствовала областям образования, а согласно принятому ФГОС ДО, к привычных игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, ИЗО и музыке были добавлены конструирование и ручной труд, самообслуживание и трудовая деятельность, восприятие фольклора и художественной литературы. Таким образом, возрастным потребностям детей дошкольного возраста соответствует 9 основных видов деятельности в ДОУ по ФГОС, обеспечивающие всестороннее развитие и приобщение к общекультурным ценностям.

Поскольку среди существующих классификаций видов деятельности в наиболее значимые для реализации определяются примерной образовательной программой и могут отличаться формами и содержанием, на ключевых из них следует остановиться подробнее.

Игровые виды детской деятельности в ДОУ по ФГОС

Игра - не только одна из ключевых форм активности дошколят, но также средство познания мира. Именно поэтому для возрастного развития стратегическое значение имеет игровая активность с дидактическим компонентом, поскольку только так дети учатся копировать поведение взрослых, что обеспечивает оптимальный психоэмоциональный рост. Сюжеты и сложность правил игровой деятельности зависят от возрастных особенностей детей: самые маленькие преимущественно повторяют за взрослыми простые действия (говорят по телефону, имитируют жесты, трудовую активность представителей разных профессий, действия и звуки животных), но в процессе взросления воспитанники детского сада переходят к игровых моделям с более сложным сюжетом и правилами, а в старшем дошкольном возрасте и вовсе будут способны самостоятельно создавать игровые сюжеты, распределять роли в них среди своих сверстников (игры в школу или магазин, дочки-матери).

Первостепенное значение игровой деятельности в детском саду продиктовано не только требованиями ФГОС и Конвенцией о защите прав детей, но и воспитательной ролью игр, способствующих появлению всесторонне развитых личностей. Игровые виды деятельности в ДОУ по ФГОС положительно влияют на воспитание инициативности, гуманизма, любознательности, толерантности и активности у детей дошкольного возраста. Для достижения педагогических учебно-воспитательных целей игровая активность должна соответствовать возрасту детей.

Игровая деятельность в детском саду организуется в разных целях в зависимости от возрастных групп воспитанников:

Возрастная группа Особенность игровой деятельности
Первая младшая группа Дети учатся играть, не мешая друг другу, используя единое пространство группы или площадки. Воспитатели на этом этапе взросления способствуют обогащению эмоционального опыта детей, расширению представлений малышей об окружающем мире, существующих предметах и явлениях, поясняют возможности переноса функций предметом (например, на одной машине можно прокатить и медвежонка, и куклу, одной ложкой можно накормить и зайчика, и мальчика). В младшем детском возрасте закладываются предпосылки для сюжетно-ролевой игры.
Вторая младшая группа Сюжетное разнообразие игр расширяется за счет личного опыта (малыши играют в детский сад, больницу или магазин), практикуется приобщение к коллективным формам деятельности. Дети в 3-4 года должны уметь выбирать роли согласно собственным предпочтениям и интересам, стараться имитировать движения, звуки и манеру поведения животных и птиц, литературных и сказочных персонажей, практиковать классификацию предметов и игрового инвентаря по различным принципам (по цвету, форме, размеру).
Средняя группа В этом возрасте малыши активнее выполняют игровые функции в рамках установленных правил, имеющегося реквизита и распределенных ролей. Педагогам важно стимулировать активность воспитанников посредством выполнения различных заданий, тренировки тактильных умений, моторики, освоения правил популярных дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Старшая группа Дети практикуют групповые формы игровой деятельности в рамках адекватного соревновательного компонента: они обсуждают правила игры, согласовывают действия, распределяют роли, в случае возникновения спорных ситуаций они находят компромиссы. Воспитатель в старшей группе чаще консультирует и наблюдает, выполняя второстепенную, а не ведущую роль в игре. Он поощряет детей на проявление инициативы, на творческое осмысление сюжетно-ролевых игр, фольклорных и литературных произведений.
Подготовительная группа Игровая активность становится сложнее, игровой инвентарь используется реже, что позволяет задействовать творческое мышление и фантазирование детей. Дидактический компонент досуговой деятельности постепенно расширяется, дети при поддержке воспитателя приобщаются к трудовой и художественной деятельности, когда мастерят декорации и инструментарий для игр.

Демонстрируя безграничные воспитательно-развивающие способности игр, воспитатели используют интеллектуальные, дидактические, сюжетно-ролевые, спортивные, подвижные, поисковые, экспериментаторские, пальчиковые и прочие игры. Театрализованные игры являются отдельным видом деятельности в ДОУ, интегрированным с художественной и коммуникативной, тем самым обеспечивая развитие эмоционального интеллекта, творческое переосмысление игровых сюжетов и окружающей действительности, расширение чувственного опыта.

Познавательно-исследовательские виды деятельности в ДОУ по ФГОС

Среди всех детских видов деятельности по ФГОС в ДОУ врожденную любознательность дошкольников реализует исследовательская активность. Она отражает характерные для дошкольников психофизиологические потребности и стремление к познанию действительности посредством изучения явлений и предметов окружающего мира. В процессе взросления дети осваивают сенсорные способности и базовые математические представления, расширяют представление о мире, их активность становится более продуктивной. В связи с этим познавательно-исследовательская деятельность в разных группах реализуется по-разному:

  1. Младшие дошкольники развивают пространственное мышление посредством трансформации предметом (построения конструкций из конструктора, игры с роботами-трансформерами, машинами-трансформерами), удовлетворяют исследовательский интерес, расширяя представления о природных явлениях, животных и растениях, геометрических фигурах. Осуществляя познавательно-исследовательские виды деятельности, дети развивают речевой аппарат, мелкую и крупную моторику.
  2. В среднем дошкольном возрасте воспитателям важно всячески поощрять исследовательско-поисковую работу детей, которая осуществляется через группировку, сортировку и сравнение различных явлений и предметов, расширения математических навыков и знаний, формирования основных представлений об истории и культуре России.
  3. Начиная со старшего дошкольного возраста дети приобщаются к планированию исследовательской деятельности, учатся делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, доводить запланированное до конца, распределять обязанности между сверстниками для выполнения поставленных задач. В процессе работы воспитанники расширяют словарный запас, обучаются простейшим математическим операциям (складывают и отнимают, определяют большее и меньшее).
  4. В подготовительной группе детского сада в процессе проведения занятий дошкольники расширяют знания о народах и странах, планете Земля, своей Родине, животном и растительном мире, закрепляют знания, полученные в течение дошкольного детства. Дополнительно детей знакомят с ключевыми для страны и истории государства событиями, профессиями, делают все для формирования навыков, которые потребуются выпускникам ДОУ в школе.

Свою эффективность в контексте организации познавательно-исследовательской работы доказали занятия-наблюдения за явлениями природы, опыты, работа с природными и наглядными материалами, просмотр мультиков, видеороликов и телепередач обучающего характера, моделирование, коллекционирование, поисковые проекты и прочие методики.

Коммуникативная детская деятельность в ДОУ по ФГОС

От степени сформированности речевых навыков дошкольников зависит уровень их взаимодействия с педагогами и сверстниками. Поскольку в процессе освоения средств родной речи дети сталкиваются с неизменными сложностями, коммуникативные виды деятельности в ДОУ по ФГОС, интегрированные с другими формами активности, составляют основу учебно-воспитательного процесса. Речевые компетентности воспитанников детского сада повсеместно развиваются в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности, однако основополагающее значение приобретает также инициативность ребенка, его готовность развиваться, осваивать новые знания, а потому воспитателям важно стимулировать коммуникативную активность детей. Последнее в условиях детского сада реализуется посредством заслушивания сказок, заучивания стихотворений, пересказа литературных произведений, разыгрывания театрализованных представлений и других форм.

Реализация речевой деятельности отличается в зависимости от возрастной категории детей:

Возрастная группа Особенность речевой деятельности
Первая младшая группа На этом этапе ключевое значение имеет формирование звуковой культуры речи у детей, развитие пассивного словаря, который создаст предпосылки для общения со взрослыми и сверстниками без повышения голоса. В результате воспитанники ДОУ смогут выражать свои мысли и эмоции без крика спокойным тоном.
Вторая младшая группа В ходе коллективной игровой деятельности у дошкольников тренируется артикуляционный аппарат, расширяется словарный запас и активный звукоряд. Дети учатся новым для себя выражениям, в том числе формам обращения к старшим, педагогам и домочадцам.
Средняя группа Важной задачей этого этапа детства является умение детей слушать, составлять связные высказывания, выражать собственную мысль. В процессе обучения детям прививаются навыки самоконтроля, осуществляется развитие мелкой моторики.
Старшая группа Развитие речевых компетенций осуществляется в ходе диалогической и монологической речи. В процессе формируется толерантность, доброжелательное отношение к окружающим, высокие морально-этические и нравственные качества. Речевая деятельность осуществляется в контексте национальной, гражданской и гендерной идентичности.
Подготовительная группа Накануне поступления в школу дети учатся строить связные высказывания на заданную тему, расширяют словарный запас посредством запоминания литературных и фольклорных произведений, изучения терминов, антонимов и синонимов к известным им словам. Параллельно осуществляется тренировка интонации.

Для развития коммуникативной активности детей воспитатели используют слушание сказок, стихов, скороговорок, организуют инсценировки с элементами диалогической речи, подвижные игры, викторины, конкурсы чтецов стихотворений, задания на воспроизведение различных слов и рассказов.

Продуктивные виды деятельности в ДОУ

Практика использования продуктивных видов деятельности в детском саду обеспечивает формирование у детей усидчивости, выдержки, внимательности, терпения, навыков аналитической работы, структурного оценивания возможностей предметов, системного подхода к окружающей действительности. Такие формы активности закладывают фундамент для успешной творческой самореализации детей. Продуктивная деятельность опирается воспроизведение увиденного ранее с творческим компонентом и добавлением уникальных элементов.

Чаще всего продуктивная активность в условиях детского сада реализуется посредством конструирования: младшие дошкольники создают простейшие конструкции из кубиков, выделяя отдельные части постройки, достраивая или перестраивая их, оборудуя конструкции со свободным пространством внутри. В среднем дошкольном возрасте воспитанники расширяют свои представления о размерах, форме и фактуре предметов, а потому учатся создавать постройки по словесным указаниям воспитателя, а не собственным представлениям и визуальному примеру. Для возведения конструкций дети используют простейшие сооружения, для чего объединяются в группы, чтобы строить еще более объемные фигуры. В старшем дошкольном возрасте дети могут реализовать задания любой сложности, сконструировать постройку заданной тематики или формы, могут реализовывать продуктивные виды деятельности в ДОУ по ФГОС самостоятельно по инструкции.

Однако спектр продуктивных видов деятельности в детском саду не ограничивается конструированием, а потому воспитатели используют и другие формы детской активности, среди которых особое место занимают:

  1. Рисование (мелками, красками, карандашами или другими изобразительными средствами). У детей развивается абстрактное и творческое мышление, а руки готовятся к письму, если они систематически рисуют на специальной доске, бумаге, асфальте или холсте.
  2. Лепка - лучший метод работы над мелкой моторикой рук. Использование пластичных материалов (глины, кинетического песка или пластилина) оптимизирует координацию движений детей, формирует усидчивость, осознание пропорций и положения тел в пространстве, внимания к деталям, пространственного мышления.
  3. Аппликации, поделки из природных и подручных материалов, тканей способствуют творческому самовыражению детей, переосмыслению отдельных событий, явлений и предметов.

Тематические выставки детских работ, украшение помещений и мероприятий к праздникам результатами творчества воспитанников открывает перед детьми осознание значимости художественного труда, обеспечивая широкие возможности для самореализации. К сожалению, в последнее время дети все чаще теряют интерес к традиционным видам продуктивной деятельности, а потому воспитателям необходимо находить новые, более современные формы активности, которые следует включать в воспитательный процесс. Практика российских и зарубежных детских садов доказывает, что дети увлеченно вовлекаются в скрапбукинг, оригинальные оформительские техники (тиснение, контуринг), с интересом создают иллюстрации из журнальных вырезок, учатся азам плетения, что открывает безграничные возможности для внедрения практических видов деятельности в педагогический процесс ДОУ.

Трудовые виды деятельности в ДОУ по ФГОС

Чтобы дети с самого младшего возраста могли самостоятельно удовлетворять свои базовые физиологические потребности, более уважительно относиться к своему и чужому труду, систематически укреплять здоровье, важна практика привития трудовых навыков. Именно поэтому в детских садах практикуются различные виды трудовой деятельности, которые положительно влияют на развитие у воспитанников ДОУ чувства ответственности и самостоятельности, осознанного подхода к продуктивной деятельности.


К элементарному труду детей приобщают последовательно, учитывая возрастные и физиологические возможности дошкольников, а потому:

  • в первой младшей группе трудовая деятельность дошкольников заключается в умении одеваться и раздеваться самостоятельно, мыть руки после прогулки и перед едой, пользоваться горшком, использовать ложку и вилку;
  • во второй младшей группе воспитанники детского сада расширяют спектр имеющихся умений и навыков, учатся оказывать посильную помощь воспитателям и няням;
  • в средней группе дошкольники 4-5 лет учатся оценивать свои способности и объем работы, достигать поставленных целей, доводя начатое дело до конца, что прививает способность к саморегуляции (воспитателям при этом стратегически важно поощрять трудовую инициативу детей, их желание оказывать помощь);
  • старшие дошкольники должны контролировать состояние и расположение личных вещей, игрушек, учебных принадлежностей и прочего;
  • в подготовительной группе дошкольники должны без труда ухаживать за своей одеждой и обувью согласно инструкциям педагога.

В режимных моментах, во время прогулок, проведения занятий и мероприятий, дежурств под контролем воспитателя дети осуществляют базовые виды трудовой деятельности. Для этого педагоги привлекают детей к уходу за цветами, растениями на участке, сбору природного материала и изготовлению из него предметов декора, которые в дальнейшем используются для украшения пространства группы, к созданию кормушек для птиц, уборке листьев или снега и другим простым развивающим заданиям.

Музыкально-художественные виды деятельности детей в ДОУ по ФГОС

Дошкольников всех возрастов активно приобщают к миру музыки, что способствует развитию эстетического восприятия мира, эмоциональной сферы, исполнительских способностей, ритмики, а потому создает возможности для всестороннего развития личности ребенка. Воспитатели на занятиях и во время прогулок, а музыкальные руководители на занятиях музыкой активно знакомят детей с различными музыкальными произведениями, что развивает у них чувство прекрасного и музыкального вкуса.

Поскольку речь и музыка имеют схожую интонационную природу, регулярная практика исполнительства способствует развитию коммуникативных навыков, овладением темпом, высотой, силой речи, служит профилактикой речевых дисфункций и нарушений. Среди 9 видов деятельности в ДОУ по ФГОС музыка занимает одну из ключевых позиций, поскольку эта форма активности интегрирована с другими образовательными областями, включая изучение народного творчества и художественного слова. Дети всех возрастов прослушивают сказки, стихотворения, фольклорные произведения, участвуют в творческом фантазировании и инсценировках. Воспитателям на этом этапе важно всячески способствовать привитию любви к художественному слову, народным и академическим музыкальным произведениям, понятиям морали и этических норм, азам критического мышления.

Личная инициативность и вклад воспитателя во многом определяют педагогическую работу по восприятию художественного и музыкального творчества детьми, поскольку именно от педагога и музыкального руководителя ДОУ зависит, смогут ли дети приобщиться к прекрасному посредством знакомства с музыкой и литературой, почувствуют ли у себя потребность в продолжении изучении мира искусства. В контексте этого ключевое значение приобретают интегративные виды творчества, объединяющие различные формы активности, например, театрализованные и музыкально-дидактические игры, инсценировки и импровизации, постановки танцевальных номеров или художественных произведений с музыкально-песенным сопровождением и прочее.

Детские виды двигательной деятельности по ФГОС в ДОУ

Потребность в движении заложена физиологией детей, однако по причине массового распространения современных технологий и изменения принципов организации семейного досуга двигательная активность дошкольников не удовлетворяется в полной мере. Именно поэтому в детском саду воспитатели и инструкторы по физическому воспитанию стремятся максимально наполнить режимные и досуговые моменты различными формами активности, что позволит укрепить здоровье детей, заложить основы здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью. Регулярное совершенствование физических способностей дошкольников служит залогом гармоничного развития подрастающего организма.

Организация двигательной активности осуществляется с оглядкой на возраст воспитанников и их физиологические возможности:

  1. В младших группах дошкольникам необходимо освоить упражнения с мячом (бросание и катание), непрерывный бег в течение 30 секунд, прыжки на месте, выполнение имитационных упражнений (например, олений бег или прыжки кузнечиком), подвижные игры и умение забираться на первые рейки шведской стенки.
  2. В средней группе детского сада воспитанники выполняют упражнения на тренировку равновесия, силы, координации движений, развивают базовые двигательные навыки, бег, прыжки.
  3. Старшие дошкольники расширяют амплитуду движений и спектр двигательных навыков посредством сочетания различных упражнений. Под контролем воспитателя выполняются закаливающие процедуры, а в досуговых формах активности используются соревновательные моменты, спортивные игры и эстафеты.
  4. В подготовительной группе наряду с различными видами образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС используются хороводные и спортивные игры, во время которых развиваются различные группы мышц, практикуются простые и сложные формы активности, тренируется ловкость, сила, выносливость.

Среди всех форм двигательной активности наиболее эффективными являются строевые и подвижные игры, хороводы, танцевальные упражнения, зарядка, утренняя гимнастика, азы пешеходного туризма, катание на велосипедах, санках и самокатах.

Как мотивировать детей на реализацию различных видов образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС?

В дошкольном воспитании ключевое значение имеет правильное распределение образовательной нагрузки на детей. Неустойчивое внимание дошкольников, которое обусловлено физиологическими и возрастными факторами, провоцирует закономерные сложности в процессе реализации образовательной деятельности при переходе от одного вида детской деятельности к другой

Опытные педагоги, которые не привыкли надеяться на не поддающиеся контролю факторы, разработали комплекс методик, позволяющих с легкостью мотивировать детей на смену вида активности. Чаще всего они используют:

  1. Беседы - метод, позволяющий актуализировать внимание дошкольников, облегчая переход к коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой или музыкально-художественной деятельности. Воспитатели практикуют создание картотеки бесед, которую в дальнейшем можно применять в ходе реализации образовательно-воспитательного процесса с детьми разного возраста.
  2. Загадки - увлекательный способ воздействия на воспитанников, который не требует значительных временных затрат на занятии, однако вносит элементы развлекательного и соревновательного характера. Загадывание обеспечивает простой переход от творчества, трудовой или продуктивной деятельности к, например, образовательной.
  3. Стихотворения - служат стимулирующим фактором перехода к трудовой и двигательной активности, выполнению простых поручений, реализации исследовательско-познавательной, изобразительной и игровой деятельности.
  4. Сказки - помогают мотивировать детей на образовательную или трудовую активность, объясняют природу вещей, окружающий мир и особенности взаимоотношений в нем простыми и доступными словами. Фантазийные сказочные сюжеты уместны в процессе реализации практически всех видов деятельности в ДОУ по ФГОС.
  5. Средства визуализации (картинки, плакаты, схемы) настраивают дошкольников на продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную и музыкально-художественную активность.

Связующим звеном в процессе перехода на другой вид деятельности может служить игровая, наиболее характерная воспитанникам ДОУ и отвечающая их возрастным потребностям. Именно ее можно использовать и как основной инструмент интеграции, если возникает необходимость обеспечить комплексную подготовку детей к многокомпонентной образовательной работы с максимальным вовлечением.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о нормативно-правовом регулировании образовательной деятельности ДОО, разработке основной образовательной программы дошкольного образования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО»

Интеграция видов деятельности в ДОУ по ФГОС

Ключевой тенденцией последних лет в сфере дошкольного образования стало увеличение объема образовательной нагрузки, что обуславливает важность интеграции основных видов деятельности в ДОУ по ФГОС. Дети с раннего возраста сталкиваются с необходимостью освоения значительного объема информации, а для большинства родителей кажется абсолютной нормой организация содержательного досуга любимых чад в школах раннего развития, на курсах иностранных языков, в танцевальных и спортивных студиях. Как следствие - большое количество воспитанников демонстрирует низкую концентрацию внимания, что значительно усложняет реализацию программного содержания. Дошкольная педагогическая практика нуждается в новых организационных решениях, и в свете этого интеграция различных видов активности малышей становится оптимальным организационным решением.

К интегрированной воспитательной деятельности независимо от формы ее организации - в форме занятий или нерегламентированной активности - предъявляется ряд требований, к числу которых следует отнести:

  1. Строгая продуманность, четкость структуры с лаконичным включением каждого отдельного компонента. Интеграция предусматривает необходимость некоторого снижения объема каждого из видов детской деятельности в ДОУ по ФГОС для обеспечения общего показателя результативности учебной работы.
  2. Четкая, легко прослеживаемая взаимосвязь между отдельными компонентами, которая достигается только при условии тщательной проработки материала.
  3. Значительная информативность, доступность информации, разъяснение которой проводится в границах установленного времени.

Успешная организация интегрированных занятий в детском саду обуславливает отказ от традиционных методов взаимодействия воспитателя и детей в пользу ведения поисковой, исследовательской, эвристической деятельности, последовательного анализа, поиска ответа на проблемные вопросы. Задача педагога - научить малышей изучать все характерные черты отдельного предмета или явления, что способствует последовательному выполнению всех видов деятельности, предусмотренных ФГОС ДО, и удовлетворения возрастных психофизических потребностей.

Важно отметить, что для всех видов детской активности характерно поступательное развитие в рамках пяти этапов: свободное экспериментирование, возникновение затруднения, работа вместе со взрослым (формирование навыка), деятельность совместно или рядом со сверстниками (тренировка навыка), самодеятельность с включением творческого элемента (закрепление навыка и его последующее расширение). Каждый из этих этапов является важным, но ключевым остается именно процесс взаимодействия ребенка со взрослым, и в рамках интегративной деятельности ему уделяется максимальное количество времени. Практика показывает, что такая педагогическая модель способствует быстрому обогащению личного опыта дошкольников, а потому ее включение в организацию воспитательного процесса признается целесообразным.

Пройдите тест на тему "Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО"

Только треть ваших коллег проходит этот тест без ошибок