Дидактическая игра путаница цель. Дидактическая игра «Путаница

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников

Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с.)

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым...

Цель игры:Создать условия для контактов с детьми и друг с другом, наладить эмоциональные связи, формирование понятий большой – маленький, различие геометрических фигур,развитие слуха, вкусовых каче...

Сегодня мы с вами рассмотрим ещё одну увлекательную игру, в которую вы можете играть на любом празднике или просто так ради развлечения, которая называется “игра путаница”. Правила этой игры просты, но требуют участия нескольких игроков. В этой веселой игре участниками руководит ведущий, которого можно назначить по жребию. Возьми несколько веточек (если вы находитесь во дворе) по числу игроков и сделайте их одинакового размера кроме одной (её нужно сделать вполовину короче остальных). Зажми веточки в кулаке, так чтобы никто не мог увидеть их длину и дай по очереди вытянуть веточку каждому . Тот, кому достанется самая короткая веточка и будет вашим ведущим.

Если же вы находитесь в помещении, например игровой комнате или клубе, то можно жребий сделать при помощи бумажек. На одной из бумажек написать слово «ведущий», а остальные оставить пустыми. Все бумажки сложить в какую-нибудь емкость либо в шапку и дать вытягивать Теперь можно приступать к самой игре.

Игра путаница – очень веселая игра!

Вы с друзьями выстраиваетесь в одну шеренгу. Каждый участник кладет руки на плечи впереди стоящего. По команде ведущего «На прогулку разойдись!» – все разбегаются в разные стороны в полном беспорядке. А когда звучит сигнал ведущего «Все по местам!» все должны занять исходное положение, которое они занимали в шеренге первоначально.

А вот исходное положение может быть совершенно разным. Например, ведущий может в два ряда и предложить присесть или встать на колено. Причем для каждого участника должна быть своя фигура.

А можно построить всех по кругу так, чтобы каждый положил руки на пояс соседа и согнул свою ногу в колене.

Побеждает тот, кто быстрее и правильнее всех будет справляться с задачей – встать на свое место за тем игроком, за которым его поставил ведущий, и не забыть про заданную фигуру. Естественно не все смогут сразу правильно выполнить это задание. Вот так путаница может получиться!

Можно разнообразить, пригласив как можно больше участников. Чем больше игроков будет в игре – тем интереснее и веселее она станет.

Римма Цатурян (Глиган)
Дидактическая игра «Путаница»

Дидактическая игра «Путаница » для детей среднего дошкольного возраста

Цель : развивать логическое мышление детей, закреплять умение у детей собирать правильно растение из разрезанных частей цветка. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат игры. Воспитывать положительное и бережное отношение к цветам.

Материал : разрезные карточки с изображением частей цветка, готовый рисунок.

Игра для детей 4-5лет .

Описание игры :

В коробке лежит, готовый рисунки (цветы) и разрезные карточки с изображение частей цветка. Детям предлагается собрать из разрезанных частей готовый рисунок.

Игру можно усложнить, попросив детей собрать разрезные части цветка без готового рисунка.

Ход игры:

В коробочке у воспитателя лежит, готовый рисунок (цветок) и карточки с изображением частей цветка. Дети рассматривают готовый рисунок.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на этот рисунок, что здесь нарисовано.

Дети : Цветок. Сейчас вы будете складывать разрезные части так, чтобы у вас получился цветок, как вот на этом рисунке (педагог показывает готовый рисунок) . Кто первый соберет, тот и выигрывает.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Дорисуй-ка» Цель игры: учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Развивать творческое воображение. Материал: наборы карточек.

Конспект НОД по познавательному развитию детей 4–5 лет «Путаница» Цель: Развитие ценностного, гуманного отношения к диким животным. Задачи: Образовательные: - закрепить представления детей об особенностях.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Путаница» (средняя группа) Программные задачи: Воспитывать внимание, развивать выразительность речи и движений, эмоциональную раскрепощенность, развивать умение импровизировать.

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе «Новогодняя путаница» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №143» Нижегородской области г. Дзержинска СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТСКОГО.

Сценарий утренника в подготовительной группе «Новогодняя путаница» (часть первая)

Сценарий утренника в подготовительной группе «Новогодняя путаница» (часть вторая) Государственное Бюджетное Детское Образовательное Учреждение детский сад №49 г. Санкт-Петербург музыкальный руководитель Буракова Эльвира.

Сценарий выпускного праздника «Сказочная путаница» «Сказочная путаница» (выходят две ведущие) Ведущая №1 Идут года, летят мгновенья, Оставив за собою след. Разлука ждет нас к сожаленью,.

Ольга Андриановна Мартынова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №36 "Звоночек" корпус №2 "Радость"
Населённый пункт: город Чайковский
Наименование материала: дидактический материал
Тема: Игра "Путаница"
Дата публикации: 28.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 36 "Звоночек" корпус №2
Дидактический материал

Игра «Путаница»
для организации образовательной деятельности с детьми младшего возраста (описание, методика использования, результативность) Материал разработала и апробировала: воспитатель второй младшей группы: Мартынова О.А г.Чайковский 2016год
Рецензия на дидактический материал «Путаница» для детей младшего возраста МБДОУ Д/с №36 «Звоночек» Представленный для рецензирования дидактический материал «Путаница» Мартыновой О.А, воспитателем детского сада, предназначенного для развития у детей социально - коммуникативных навыков, с помощью русских народных сказок. Структура материала предоставлена пояснительной запиской, содержанием деятельности. Новизна представленного опыта заключается в разнообразии представленных вариантов игры. Содержание материала соответствует заявленным целям и задачам. Практическая ценность материала состоит в том, что у детей: развивается общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. В целом представленный материал соответствует требованиям, представляемым на конкурс.

Пояснительная записка
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливо сти и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Проблема: Всё чаще дети, приходя в детский сад, несут из дома не свою любимую книгу, а свой любимый диск с мультфильмами. Как-то раз я спросила у ребёнка: «Какую книгу он с мамой читал вчера дома?» Ребёнок задумался, а вот какие мультфильмы смотрел, он вспомнил быстро. Актуальность игры: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель:

(образовательная для воспитателя) развитие навыков совместной

игры; (для детей) формирование умений выполнять правила игры,

развитие внимания.

Задачи:
* учить слушать инструкцию воспитателя, действовать по правилам, стремиться к результату.
*
учить составлять модель знакомой сказки * закреплять знания детей о русских народных сказках *развивать речь детей, память, мышление, мелкую моторику рук.
Методика использования игры «Путаница» в совместной и

самостоятельной деятельности

Предварительная

работа.
Чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заинькина избушка». Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании дошкольника», анкетирование: «Какие сказки читаем дома?». По результатам анкетирования выяснилось, что дома дети проводят большую часть времени у телевизора. Поэтому решила разработать дидактическую игру на основе сказок. «Путаница» - это несложная игра, разработанная на основе сказок: «Колобок», «Теремок», «Заинькина избушка», «Репка». Предназначенная для группы детей. Если вместе собирается несколько ребят, то можно предложить им это развлечение - оно окажется и веселым, и интересным, и полезным для них. Играя в эту игру дети
расширяют словарный запас, правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка. Прогнозируемый результат: Слышать инструкцию воспитателя, действовать по правилам, стремиться к результату; Уметь составлять модель знакомой сказки Закрепить знания детей о русских народных сказках Развить речь детей, память, мышление, мелкую моторику рук Закрепление цвета; Закрепление элементарных математических представлений: счет, количество, ориентировка в пространстве; Развитие логического мышления, быстроты реакции, интереса к играм соревновательного характера.
Игровые правила:
1. Игра предназначена для детей 4-5 лет, для индивидуальных и подгрупповых занятий (1-4 человека) 2. Игра организовывается за столом 3. Играющие должны согласовывать свои действия для достижения правильного результата
Игровые действия:
1. Рассмотреть картинки 2. Выбрать картинки 3. Рассказать сказку по картинке
«Кто за кем»:

Цель игры:
учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Материал:
фигурки героев сказки.
Ход игры
: Ведущий просит разместить героев в определенной последова- тельности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а
затем собачку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить Жучку за внучкой, мышку - последней, кошку - между дедом и бабкой, за кошкой - разместить собачку и т.д.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель игры:
развитие внимания, наглядного мышления, связной речи.
Материал:
фигурки героев сказки.
Ход игры:
Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на поле сюжет какой-либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем один ребенок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две-три фигурки-шаблоны местами. Ребенок должен сказать, что изменилось Если дети успешно усвоили эту игру, попросите их самих продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.
«РАССКАЖИ О КАРТИНКЕ»

Цель игры:
расширение словарного запаса, развитие творческого мышления, наблюдательности.
Материал:
фигурки героев сказки.
Ход игры:
Ведущий берет фигурку одного из героев и описывает его: расска- зывает, как он выглядит, добрый он или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т.д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал. Затем ведущий берет другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись. Если это не получается, ведущий задает наводящие вопросы: во что одет дед; старый он или молодой; что делает; большой он или маленький и т.д.

«КТО САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ?»

Цель игры:
учить детей составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.
Материал:
фигурки к сказке.
Ход игры:
Ведущий выкладывает на игровом поле сюжет из сказки и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы.
Содержание игры:
ОО «Познание», ОО «Социализация», ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы».
Атрибуты

игры

(дидактический

материал):
Карточки к сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заинькина избушка».
Результат игры:
 Слушать инструкцию воспитателя, выполнять правила игры  Умеют выбирать в правильной последовательности картинки  Умеют правильно составить рассказ по сказке

Если мы хотим научить думать, то, прежде всего мы должны научить придумывать.
Дж. Родари

Нелепицы, небылицы, нескладушки… А они-то начинаются с детских перевёртышей и словотворчества наших малышей! Сколько позитива в этих детских высказываниях! И ведь они вполне серьезны и, главное, более точно выражают суть происходящего или предмета, чем наши «взрослые» слова.

— Мама, а ты зачем накудрилась? А ты посолила творог сахаром?

Так говорила моя маленькая дочурка.

Рассказывает одна знакомая:

— Едем в машине с трёхлетней дочкой. Навигатор женским голосом говорит: «Поверните направо…» Девочка спрашивает: «Это кто горовит?» Мама начинает ей объяснять, что говорит навигатор, он объясняет, куда нужно ехать. На следующий день мама не включила навигатор. Дочка спрашивает: «А почему никто не горовит? Как же мы поедем? Ладно, мамуля, я буду наригатором и буду тебе горовить, куда ехать»…

Моя приятельница, учитель первого класса Черданцева Галина Ивановна, рассказала, что на одном из уроков говорили о профессиях и её ученик сказал, что его дедушка работает в Москве пастухом. На вопрос: «Кого же он здесь пасёт?» Ответил: «Меня».

Нелепицы. Что это значит? НЕЛЕПИЦА (бессмыслица, нелепость), по определению Викисловаря - это «литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями». В Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремова написано: «Нелепица, нелепый, нелепость – бессмыслица, чепуха, неразумный, лишенный смысла».

Значит, синоним слова нелепица — бессмыслица. Нелепый – значит бессмысленный, нескладный, несвязный.

Так почему же нелепицы Чуковского К.И. до сих пор так нравятся детям? Почему педагог, автор более 60 книг по дошкольному обучению Колесникова Елена Владимировна использует нелепицы в своей методике, почему детские поэты и писатели сочиняют нелепицы для детей?

Аналог английской традиции – нелепицы, можно найти в русских сказках, фольклоре, в частушечных нескладушках. Хотя этот жанр считается специфически английским, его традиции оказали воздействие на всю мировую литературу. Многие авторы в своих произведениях использовали нелепицы, небылицы, перевертыши: Л. Кэрролл, А. Милн, Д. Хармс, К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, Э. Успенский, А. Усачев и др. Их произведения помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость. Дети не только с удовольствием слушают, но сами сочиняют различные перевёртыши, нелепицы и небылицы.

Многие педагоги, психологи, авторы учебных пособий для дошкольников, используют нелепицы в своих упражнениях и тестах. Например, Елена Владимировна Колесникова, автор пособий для дошкольников, показывает в своей методике применение нелепиц при развитии слухового внимания:

— Я прочитаю тебе стихотворение-путаницу, а ты скажи, что в нём неправильно.

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?

Л. Станичев.

Детям очень нравятся такие упражнения. Они выполняют их с удовольствием. И очень радуются, когда находят в тексте нелепицу.

В тесте на образно-логическое мышление, у Елены Владимировны есть такое упражнение:

— Отметьте на картинке крестиком то, чего не могло быть на самом деле. Объясни, почему это не так, и скажи, как должно быть на самом деле. Пересчитай крестики.

Потом даётся оценка полученных результатов.

В пособии Колесниковой Е.В. «От слова к звуку» (4-5 лет), даётся такое задание:

— Послушай стихотворение З. Александровой. Скажи, чего не могло произойти на самом деле?

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Или такое задание:

Найди ошибки в стихах и рисунках.

Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.

На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

При работе с нелепицами, Елена Владимировна советует: «Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами»!

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.

В. Бурыкина.

Такие упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.

Чуковский К.И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»…

Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.

Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава».

У меня в первом классе учился мальчик Антон М.. Казалось бы, простой ученик, со своими плюсами и минусами. Но он очень резко отличался от всех детей тем, что постоянно сочинял небылицы: на перемене, на прогулке, на уроках, после уроков.… То про свою собаку, летающую на ракете, то про игрушки, которые разговаривают и живут своей жизнью ночью, или о настоящих роботах, посещающих его ежедневно, про летающие тарелки и инопланетян. Он рассказывал всем окружающим о ковре-самолёте, о говорящей ёлочке, о необыкновенной ручке, у которой есть глазки…

Антон очень сильно обижался, если кто-то ему не верил. И старался доказать, что всё о чем он говорит – не вымысел, а правда. Он так вживался в свои рассказы, он был их главным героем и горячо верил во всё, о чем говорил! Учился он хорошо и замечательно читал стихи! Педагоги и окружающие взрослые понимали, что сочиняя нелепые истории, ребёнок начинает фантазировать и создавать новые образы, опираясь на старые знания, услышанные или увиденные. Пользуясь его богатым воображением, старались давать ему на уроках и внеурочной деятельности побольше творческих и логических заданий.

Учителя знали, что не нужно останавливать ребенка, что нельзя запрещать говорить нелепицы и рифмовать бессмысленные стихи. Ведь, таким образом, ребенок осваивает окружающий мир, развивая образное мышление и воображение.

Вообще, психологи выделяют различные виды воображения:

  • воссоздающее воображение;
  • творческое, когда возникают новые, собственные образы по образу и подобию;
  • неуправляемое воображение, называемое «буйной фантазией».

Многие дети не понимали Антона, потому что, не были похожи на него. А его «буйная фантазия», граничащая с творческим воображением, просто фонтанировала! Сейчас Антон закончил четвертый класс и успешно снимается в «Ералаше».

Воображение и фантазия – это виды мышления, которые направлены на умение представлять то, чего нет на самом деле, приукрашивать реальные события, добавляя новые персонажи. При помощи воображения постепенно развивается творческий процесс, который направлен на создание новых «картинок», на основе полученных знаний.

Почему дети так легко могут придумывать сюжеты каких-то фантазийных событий и нелепиц? Это можно объяснить тем, что процесс фантазирования не ставит перед ребёнком никаких рамок и ограничений, его возможности безграничны…

Отсутствие ограничений — стимул к нахождению нестандартных решений. Кто – то сказал, что «без воображения нет соображения».

Антон М. действительно часто отличался тем, что при решении задач по математике и логике находил нестандартные решения, которые были непосильны другим детям. Когда-то Дж. Родари заметил: «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Нелепицы, перевёртыши и небылицы, помогают развивать фантазию ребенка с самого раннего возраста. Ведь одной из образовательных задач в педагогике является развитие творческой личности. Поэтому детские поэты, педагоги, авторы детских пособий сочиняют нелепицы и включают их в свои пособия. А при определении психологической готовности дошкольника при подготовке к школе, детям даётся тест с заданием: на картинке найти нелепицы за определённый отрезок времени. Так психологи и педагоги проверяют элементарно-образные представления об окружающем мире и умение устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Одним из педагогических приёмов является дидактическая игра, основанная на небылицах, которая помогает закреплять определенные понятия, расширяют словарный запас, развивать речь и фонематический слух.

  • Небылицы и перевёртыши из жизни.

Сочинение небылиц, основанных на собственных ошибочных действиях. Например, ваш малыш может «надеть ошибочно варежку на ногу»… так, может появиться история-небылица или рифмованное стихотворение – нелепица. Однажды моя маленькая дочка подбежала ко мне словами: «Мама, мама, меня сова укусила!» Сова – это оса! Так у нас появился рассказ о сове-осе, который мы вспоминаем до сих пор.

  • Ситуации.

Наряду с игрой «Чего не бывает на свете», можно поиграть в игру «Ситуации». Взрослый предлагает определенную ситуацию, а ребёнок должен ответить, может ли это быть на самом деле. Лучше, конечно, поочередно предлагать реальные и несуществующие ситуации.

  • Картотека.

Вместе с ребёнком можно нарисовать картинки по определённому сюжету (на заборе медведь, в берлоге кошка, собака в будке, дятел на насесте, корова на лугу и т.д.). Сделать картотеку нелепых картинок и играть. Ребёнок должен определить, на какой картинке нарисована правда, а на какой – вымысел.

  • Противоположности.

По очереди с ребенком придумывайте одно-два предложения о каких-либо событиях: реальных и нереальных. Если ребёнку трудно самостоятельно придумать предложение, то эту игру можно провести другим способом: взрослый говорит предложение, отражающее, например, реальное событие, а ребёнок говорит противоположное, с нереальным событием. Или наоборот.

  • Бывает – не бывает.

Расскажите ребёнку маленький рассказ. А потом попросите малыша проанализировать его с точки зрения небылиц: бывает – не бывает. Или взрослый говорит, например, предложение: «Ученик несёт портфель», а ребёнок меняет местами слова в предложении и получает то, чего не бывает.

  • Игра Путаница.

Прочитайте стихотворение Фр. Галаса «Мир наоборот».

Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пуголо пугали,
Ела кошку колбаса…
Хулиганов били стёкла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это всё в один присест
За шесть лет я сочинил
Пока я голову чинил.

Теперь, когда ребёнку понятно, что такое путаница, можно с ним поиграть. Договоритесь, что вы придумываете слова, отвечающие на вопрос «ЧТО?», а он на вопрос «ЧТО ДЕЛАЕТ?». Если вы организуете игры с группой детей, то их можно разделить на две команды. Затем берутся слова от каждой команды и составляются пары – словосочетания. Например: кот спит, черепаха поёт и т.д. Обсуждают, что не так, где же возникла путаница?

Другой вариант игры. Придумываются предложения-перевёртыши. Ведущий читает предложение, дети придумывают перевёртыши. Например, прямое предложение «В магазине продают сыр». Перевёртыш – «Сыр продаёт магазин» и т.д. Конечно, это смешно и такого быть не может!

  • Что не так.

Определите тему рисунка. Например, осень. И рисуйте с ребёнком тематический рисунок, потом поменяйтесь и пусть каждый расскажет, что же на рисунке не так, как в жизни.

  • Рисование противоречий.

Прочитайте стихотворение «Ералаш».

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
(автор неизвестен)

Предложите детям нарисовать, какие противоречия и нелепицы они запомнили. Чуковский К. И., мастер нелепец, отмечал: «Переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор».

Если в вашей семье подрастает «маленький фантазёр», не спешите упрекать его в нелепых выдумках, поправлять, требуя только реалистического восприятия мира. Некоторые психологи отмечают, что у тех детей, у которых не развита или подавлена фантазия, часто бывают капризными. Если бы знали об этом родители, то они бы приложили максимум усилий для развития воображения ребёнка.

И если Вы до сих пор не обращали внимания на «бесполезный детский лепет» и бессмысленные рифмовки, то, пожалуйста, прислушайтесь, включитесь в словесную игру, и вы получите колоссальное удовольствие от общения со своим ребенком на ещё одном, понятном только вам и вашему малышу собственном языке нелепиц.

Смейтесь, радуйтесь, фантазируйте, воображайте и открывайте новые миры своего маленького гения!

Приложение

Я хочу показать вам рассказ, который сочинила моя дочь много-много лет назад. Она училась в первом классе. Ей повезло. У неё были замечательные воспитатели в детском саду, она училась в замечательной школе, а её первая учительница, Капылова Елена Вячеславовна, не жалея сил, старалась сделать из каждого ребёнка творческую личность. С первого класса все дети, под руководством учителя, писали стихи, сочиняли загадки, играли в слова, писали сочинения на заданные темы. Сегодня моя дочь – это взрослая девушка, которая выбрала творческий жизненный путь, связанный с рисунками, анимацией и дизайном.

Невероятные приключения Оксаны, Наташи, кошки Маши и вороны Даши.

Эта история произошла со мной и моей подружкой прошлым летом. Однажды, в жаркий и знойный день мы решили устроить пикник на полянке, в тени зелёных деревьев. Мы нашли поляну, на которой росло много красивых полевых цветочков. Она нам очень понравилась. Мы стали собирать цветы, чтобы сплести из них веночки на голову. С собой мы взяли мою кошку Машу. Она очень заинтересовалась беленьким цветочком и не отрываясь смотрела на него. Мне стало любопытно, я подошла и хотела сорвать цветочек, но вдруг внутри увидела три маленьких зелёненьких глазика. Лепестки цветочка потянулись ко мне, и он сказал: «Не рви меня, девочка, я могу исполнить твои три желания». Не успела я вымолвить и слова, а только подумала, как появилась маленькая фея Динь-Динь из сказки про Питера Пена. Фея кружилась вокруг меня и осыпала волшебной пыльцой. Вдруг я медленно стала подниматься вверх. Я успела схватить за руку Наташу, а Наташа Машу, а Маша корзинку с едой. Так мы долетели до облаков.

Мы сели, свесив ножки, на голубенькое, мягонькое, воздушное облачко. Пока мы смотрели вниз на землю, наша Маша уже начала обед и успела съесть целую связку сосисок, две курицы, три палки докторской колбасы, два окорока, салат, четыре упаковки «Вискаса», пакет молока, килограмм шоколадных конфет, большой торт с кремом, два банана и шесть апельсинов. А нам остались только два «Чупа-чупса» (и то уже облизанных Машей) и одно яйцо. Когда мы хотели съесть это яйцо, оно вдруг завертелось, закружилось и разломилось на две части. На дне корзины сидела красненькая ворона. Мы накормили её «Чупа-чупсами» и назвали Дашей. Ох, и здорово же было на облаке!

Мы решили устроить соревнования по бегу по облакам с прыжками. Мы бегали туда-сюда с Наташей и Машей. А Даша осталась в корзине. Когда я прыгнула за Дашей, то вдруг провалилась в дырку, которая образовалась почему-то в облаке. За мной полетела Наташа, а следом за ней Маша и Даша. Сразу же исполнилось второе желание. У меня раскрылся парашют.

Я поймала Наташу, а Даша успела схватить Машу. Так мы благополучно приземлились прямо в Тихий океан. Мы мирно покачивались на голубых волнах океана. И вдруг увидели, что на нас несётся акула с разинутой зубастой пастью. Только я хотела загадать третье желание, как вдруг Маша сказала: «Кто выключил свет?» Мы уже ничему не удивлялись. Как же нам увидеть солнце? Тогда Маша встала на Дашу, я на Машу, Наташа на меня. Но солнца мы не увидели.

Вдруг ни с того ни с сего мы попали на водный фонтан. Когда осмотрелись, то увидели, что сидим у кита на спине. Тогда-то мы поняли, что совсем недавно находились внутри акулы. Но она выплюнула нас, потому, что ей было щекотно от Наташиных кудрявых волос на голове. Ведь она упиралась головой прямо в нёбо акулы и в поисках света вертела головой. Это и спасло нас.

Третьим желанием было – поскорее попасть домой. Кит пересадил нас на подводную лодку Капитана Немо, потом на машину Рона Уизли, где Гарри Поттер уступил нам свою метлу «Молнию». На ней мы долетели до восточного экспресса, на одном из перронов нас встретила лошадь Спирит, которая довезла нас до такси, на котором мы благополучно доехали до дома.

Вот это было приключение!