Бизнес будущего: зачем нужны футурология и трендсеттинг. Использование Timeline на уроках литературы Какими ИКТ-ресурсами удобнее всего пользоваться

Учителям словесности известно: при изучении литературы современных школьников особенно затрудняют задания, связанные с пониманием культурно-исторического контекста, установлением причинно-следственных связей между культурными явлениями и событиями. Чтобы эффективно решать эти задачи, полезно включить в учебный процесс использование технологии таймлайна.

Timeline (лента времени) - это графическое описание последовательности произошедших событий в хронологическом порядке. Техника, давно известная учителям: это отличный способ наглядно представить себе историю развития личности, эпохи, какого-либо художественного стиля или культурного явления.

В эпоху до Интернета педагоги склеивали вместе листы бумаги и изображали на них временную шкалу; сегодня, к счастью, для работы с хронологией можно использовать ИКТ-технологии.

Для каких задач удобно использовать таймлайн на уроке литературы?

Во-первых, для того, чтобы представить себе эпоху, в которой творил тот или иной писатель или поэт. Во-вторых, чтобы сопоставить эпоху развития литературы в России и в мире; вообще - при решении любых задач, связанных с обобщением и систематизацией знаний.

Какие материалы из курса литературы удобно представлять в виде временной шкалы?

    Хронологию выхода в свет произведений одного и того же автора;

    Пересечение биографий писателей-современников;

    Основные события биографии поэта или писателя, с наложением на ключевые события эпохи;

    Выход на широкий культурный уровень: сопоставление литературы, архитектуры, живописи, музыки определенной эпохи;

Материалы данного методического пособия помогут учителю в организации преподавания литературы в 7 классе по УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной. Раскрыты основные принципы и подходы к изучению литературы в 7 классе; дано примерное тематическое планирование курса; представлен вариант развернутого поурочного планирования с указанием основных видов деятельности учащихся на уроке и методическими рекомендациями для учителя.

В чем преимущество использования ИКТ при работе с временной шкалой?

Во-первых, электронную временную линию можно использовать многократно, в нужный момент возвращаться к ней при повторении пройденного. Можно по одной и той же линии вести уроки в разных классах.

Во-вторых, таймлайн в электронном ресурсе может параллельно редактировать сколько угодно участников: отличное решение для групповой проектной работы.

В-третьих, это очень просто и удобно: не требуется устанавливать специальные программы, хорошо разбираться в технологии. Процесс обучения работе с таймлайнами занимает не больше часа.

Наконец, электронная временная шкала позволяет сочетать различные типы материалов, систематизировать различные виды информации, создавать актуальный для данной работы дизайн - в общем, пользователь не зажат ни в какие рамки.

Какими ИКТ-ресурсами удобнее всего пользоваться?

На заметку учителю: Learningapps.org - доступный и удобный русскоязычный сервис, при помощи которого можно создать удобные упражнения с использованием временной линии. TimelineJS - сервис, который имеет в основе Google-таблицу. Заполненные таблицы легко преобразовать в ленту времени.

Книга адресована учителям, работающим по УМК под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, также она может быть использована в работе с любым другим учебно-методическим комплексом по литературе. Пособие содержит разработки уроков литературы в 8 классе, которые включают анализ произведений, вопросы и задания к учащимся, работы со словарем, творческие, а также проверочные работы, составленные в соответствии с демонстрационными версиями ЕГЭ по литературе.

Универсальный алгоритм работы над электронной лентой времени:

    Определяемся с темой : что именно мы представляем на таймлайне? Какие ставим перед собой задачи?

    Подбираем нужный материал , скорее всего - в Интернете, но можно и обратиться к привычным учебникам.

    Располагаем единицы материала в хронологическом порядке . В качестве черновика можно использовать word-документ.

    К каждому событию подбираем иллюстративный материал - это может быть картинка, фото, видеофрагмент, аудиозапись. Лучше сразу адаптировать все материалы: обрезать слишком большие фрагменты видео, выбрать щадящее разрешение картинок и т.д.

    Собираем все материалы в отдельную папку на своем рабочем компьютере.

    Создаем описания к выбранным материалам (опционально);

    Заходим в электронный сервис по созданию таймлайнов, проходим регистрацию и размещаем подготовленный материал в окнах сервиса.

    Публикуем готовую работу в Интернете.

Обратите внимание, подобную работу могут выполнить самостоятельно даже ученики 5-6 классов.

Важно! Используйте технологию временной шкалы свободно. Совсем необязательно, чтобы в задании учебника звучало слово «линия времени». Таймлайн - это технология, которую можно смело использовать при выполнении самых разных заданий из разных учебников. Практически любая исследовательская работа по литературе может быть воплощена в этой технике.

Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект по литературе для 9 класса авторов Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой, Е. Л. Ерохиной. Комплект также соддержит учебник-хрестоматию в двух частях и методическое пособие для учителя. В тетради представлена система практических заданй, направлденных на развитие разных видов компетенций учащихся, их творческих способностей. Тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может использоваться и на занятиях в классе. Выполнение предлагаемых заданий на уроке позволяет осуществлять дифференцированное обучение. Соответствует ФГОС (2010 г.).

О том, как генерировать конкретные идеи для развития компании, используя всю команду и карту трендов – рассказывает генеральный директор exeStation Юлия Воликова.

Есть удивительный инструмент – карта трендов (нажмите, чтобы открыть карту в новой вкладке ). Она дает представление о том, каким будет наш мир в перспективе на 50 лет.

Как работать с картой трендов

Как известно, есть макротренды, или глобальные тренды, которые наблюдаются и применяются во всех отраслях. А есть более мелкие, отраслевые тренды, которые характерны, например, только для фармацевтики или роботостроения. Все они обозначены на карте трендов, которая охватывает период до 2050 года. Кстати, отчет координат ведется с 2010 года, так что вы сможете наглядно проследить, насколько ее данные правдивы.

Эта карта дает общее представление о некоторых трендах и технологиях, которые известны сейчас или прослеживаются в будущем. Материалы для карты взяты из множества источников (включая Future files и What’s next, Futuretrendsbook.com, Nowandnext.com). Создана она была Ричардом Уотсоном из Nowandnext.com с участием Бенджамина Фразера из Snap.


Фрагмент карты


Визуально этот инструмент напоминает карту метрополитена. Чтобы не заблудиться и продуктивно ее использовать, предлагаю несколько простых шагов.

  1. Для работы с картой соберите разноплановую команду, члены которой так или иначе связаны с продвижением вашего продукта. Например, она может состоять из продавца, технического специалиста, директора по развитию и т.д.
  2. В качестве разогрева поставьте перед командой нестандартную задачу. Например, придумать самый необычный бассейн или прачечную. Главное, чтобы за основу брались какие-то очень понятные и традиционные сферы бизнеса, в которые, на первый взгляд, внедрить что-то новое уже невозможно.
  3. Каждому участнику дайте задание – выбрать с карты два-три тренда, которые, по его мнению, будут оказывать влияние на вашу сферу бизнеса. После этого проведите генерацию идей с накладыванием трендов на продукт или услугу, которые вы производите. Допустим, вы выбрали такой тренд индивидуализации. И, допустим, вы производите обувь. Это значит, что у вас может быть производство изделий по индивидуальному дизайну заказчика или из какого-то уникального материала.
  4. Чтобы ничего не упустить, запишите все идеи, которые возникнут у вас в процессе работы. Среди них обязательно окажется что-то действительно важное и ценное именно для вас.

Кроме всего прочего, такая карта – отличный инструмент для командной работы. По моим подсчетам, на все действия – от знакомства с картой до формулировки конкретных задач - небольшой компании понадобится около 18 часов.

Просыпайтесь! Пора посмотреть в лицо будущему.

На этот раз обратим внимание на стилизации. Используя принципы, заложенные в карте (напомню — акцент на отображение взаимосвязей между элементами), дизайнеры фантазируют как могут. Итак, смотрим:

250 главных фильмов всех времён:

Карта развития рок-н-ролла и наиболее важные рок-н-ролл группы в истории


Карты трендов — это вообще отдельная песня.

Есть целые сайты, которые посвящены современным трендам. К слову, trendhunter.com отличный сайт, а его основательДжереми — вообще не вылезает из лекций по всей америке — 175 лекций распланированы вперёд на целый год! Кстати, у него есть книжка Exploiting Chaos , можно скачать 1ю главу бесплатно .

Тренд-сеттеры стараются завладеть нашими умами, а гонка новинок иногда заставляется задуматься — а есть ли тренд, или же есть лишь хаотичное блуждание от одного стиля к другому?

Карта — это нечто, имеющее в своей основе взаимоотношение элементов. А какие соотношения могут быть в трендах? Тем интереснее разглядывать и изучать, но не следует забывать — что каждый раз это всего лишь экспертное, а иногда и трендсеттерное, мнение.

Карта трендов в интернете 2007 года:


Карта трендов (кажется, это 2008й год). Делали замечательные ребята из information architects . За основу взяли оценки стабильности и успешности в основных сегментах.



В 2010 году эти же ребята сделали новую карту: на этот раз основой карты выступили данные twitter — кто обладает бОльшим влиянием в интернете — тот оказался ближе к центру.


Микс трендов в 2007 году:


Микс трендов в 2008 году:


Временная линия трендов и технологий в 2010 году:


Есть в подобных визуализациях и чистый арт — визуализация идеи через графический стиль карт Underground. Не могу сказать что мне нравятся подобные «прямолинейные» эксплуатации стиля.

К примеру: карта приближения к свадьбе. Здесь я не могу полностью согласиться с автором в реализации идеи — потому что он описывает последовательность, а в карте временных последовательностей нет.

Резюме русского дизайнера и арт-директора Владимира Шмойлова: Может использоваться только в интерактивном режиме, а поэтому практически лишено качеств простоты и того, что называют «понять одним взглядом».


Кстати! Помните пост про визуализацию кино? Вот туда же ещё картинка: «Крёстный отец». Гениально вписан логотип фильма.

Крестный отец фильм — визуализация

Карта взаимосвязей возможностей и проблем современного мегаполиса. На узлах — не станции метро, а такие понятия как «вредные выбросы», «уровень криминала», «развитие парков» и «городские праздники». Спорить о том, как именно взаимо переплетены тут элементы можно много — но главное, что есть о чем спорить. Визуализация помогает иногда если и не прийти к единому выводу, то хотя бы начать диалог, дискуссию.

Ну и напоследок, «просто красивая карта» от дизайнерши Su Yue.


«Просто красивая карта»