Роль дидактических игр в детском саду. Дидактические игры в экологическом воспитании детей Игра: «Кто быстрее?»

Период дошкольного детства является, периодом интенсивного, сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание, служит для успешного умственного, физического, эстетического воспитания.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте, трудно переоценить. Именно этот возраст считается, благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Ведь, как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев: «Самые далеко идущие успехи науки и техники, рассчитаны не только на мыслящего, но и на

ощущающего человека».

По сенсорному воспитанию, для формирования у детей любых представлений о свойствах предметов, в результате действий восприятия, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, сравниваются свойства разнообразных предметов, в этом помогают созданные дидактические компьютерные игры.

Дидактическая игра является и игровым методом обучения для наших детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью для развития сенсорной культуры ребёнка. Основу дидактической игры составляет взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний, для расширения и углубления знаний предлагаются задания в виде сказок, загадок, вопросов. Обучение и игровая деятельность, направленны на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания, сравнения, для воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. Усложняются игры, за счет их вариативности, если у ребят угасает интерес к игре.

В своем детском саду в работе ставятся и решаются следующие задачи: продолжать создавать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, через игры с дидактическим материалом; формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве), воспитывать умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить до конца запланированную игру, стремиться к получению положительного результата.

В помощь в работе с детьми по сенсорному развитию использую следующие разработанные мною схемы. Первая схема по развитию понятия «Величина». На основе этой схемы были сделаны мною следующие игры:

Игра: «Кто быстрее?»

Задания этой игры в том, что нужно определить, кто первым из зайчиков доскачет до капусты и её сгрызёт. Можно повторить цвет дорожек.

Игра: «Найди одинаковых уточек»

Задание этой игры определить, по размеру одинаковых уточек, а большая исчезает. Можно определить цвет уточек и клювики.

Игра: «Кто выше?»

Задание заключается в том, чтобы определить Кто выше - Медведь или Зайчик, исчезает зайчик.

Игра: «Матрёшки»

Задание даётся на определение роста матрёшкам, соединение кружков и матрешек.

Игра: «Сравни предметы»

Анимация сделана на появление домиков. В игре дети сравнивают два квадрата, два домика определяя их по размеру.

Игра: «Чем отличаются»

Дети определяют прямоугольники по ширине, выполняют дальше задания при появлении Мишки и Буратины, определяют кто толстый и тонкий.

Мною разработана Схема Дидактические игры на закрепление понятия «формы».

Игра: «Из каких фигур состоит»

Дети рассказывают какие фигуры они видят в изброженной Кошке.

Потом называют, какие фигуры появляются.

Игра: «Найди только предметы круглой формы»

С детьми рассматриваем предметы, затем дети называют только круглые предметы. Исчезновение коврика квадратной формы и дорожный знак треугольной формы

Игра: «Сказка про Колобок»

Называют дети появившиеся фигуры,придумывают свою сказку про Колобок

Игра: «Найди предмет такой же формы»

Определяют предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Вместе с детьми находим 2 предмета одинаковые по форме.

Для закрепления цвета используется Схема Дидактические игры на закрепление понятия «цвета»

Игра «Прятки»

Появляется солнце, Тучка прячет солнце, капает дождь, вырастают грибы. Идет описание грибов по цвету, можно посчитать, сравнить по размеру.

Игра «Подбери пару»

Можно увидеть разные виды обуви, по цвету разные, убираем виды обуви, которые не могут создать пару и остается пара.

Игра «Радуга»

В игре такая красивая картинка Радуги, дети определяют цвет, а затем после применения называют все цвета, которые есть у радуги.

Игра «Цветные автомобили»

Сравнение автомобилей по цвету.

Очень хорошей для сенсорного развития и стала «Разработка системы полисенсорного развития детей с помощью дидактических пособий «Поляна», «Дракоша» сделанных родителями, для закрепления цвета, величины, формы, игр с пуговицами и развития мелкой моторики.

Коврик «Времена года» сделан сотрудниками детского сада и родителями.

Все мероприятия проходили с помощью дидактических игр и предметов коврика. Интерактивные выставки, представляющие собой особое игровое развивающее пространство, побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дети узнали о создании и предназначении предметов, играли и экспериментировали с представленными на коврике экспонатами и в процессе игры обогащали свой чувственный опыт. Оформление коврика сюжетное. Нами организованны игры по желанию детей.

В группе создана хорошая предметно-развивающая среда, имеется богатый дидактический материал по сенсорному воспитанию, помогали нам приобретать родители. Его мы применяем для игр на дидактическом столе.

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование, беседы, консультации, информационные листы, тематические выставки, праздники.

На диагностическом этапе, использовались игры на компьютере, с помощью которых выявлен исходный уровень развития зрительного восприятия. В зависимости от результата, определялась для каждого ребенка зона ближайшего развития, составлялась индивидуальную работу, предлагались определенные игры и задания.

Таким образом, благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства, при профессиональной компетентности педагогов и достаточном уровне педагогической культуры родителей воспитанников, осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.

Дидактические игры на уроках математики и во внеклассной работе Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя использовать такие методы обучения, которые способствуют поддержанию у учащихся интереса к изучаемому предмету, активности на протяжении всего урока. Важная роль при этом отводится дидактическим играм – одному из современных методов обучения и воспитания. Дидактические игры целесообразно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету. Включение дидактических игр в урок делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении и закреплении учебного материала, позволяет повысить эффективность интеллектуального труда. Во внеклассной работе игры стимулируют учеников к получению новых дополнительных знаний, учат ориентироваться в необычных ситуациях, развивают творческий потенциал школьников. Дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не следует рассматривать как удовольствие ради удовольствия. Это вид творческой работы, тесно связанный с другими видами учебной деятельности. Игровая форма занятий создается на уроках с помощью специальных игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к интеллектуальной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учеников подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. Если в игре общение учеников сделать целенаправленным, чтобы они почувствовали пользу от такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно получить положительные результаты как в обучении, так и в формировании личности. Взаимопомощь и взаимоконтроль одновременно и упрощают, и усложняют работу учителя. Упрощают потому, что получает возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на школьников. Усложнение работы учителя связано с необходимостью гибкого руководства познавательной деятельностью учащихся во время дидактических игр, удачного подбора команд, организации эффективного общения во время игры. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру. Основными ее компонентами являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Игровой замысел чаще всего выражен в названии игры. Он выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры или в виде загадки. Он придает игре познавательный характер. Каждая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение участников в процессе игры. Игровые действия, регламентируемые правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, знания, умения, навыки для достижения цели. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры включает технические средства обучения и средства наглядности: таблицы, модели, карточки. Результат игры придает ей законченность. Он является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний или в их применении. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает уровень организованности и эффективности игры. Ценность дидактических игр заключается в том, что в их процессе дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При проведении дидактических игр следить за сохранением интереса школьников к игре. Лучше проводить ее выразительно, эмоционально. Учитель в некоторой степени тоже должен включаться в игру, иначе его руководство и влияние не будут достаточно естественными. Математическая сторона содержания игры всегда должна выдвигаться на первый план. Тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их интереса математике. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумать следующие вопросы методики:  Цель игры (учебная, воспитательная и развивающая).  Количество играющих вообще, количество игроков в команде.  Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры.  Как познакомить учащихся с правилами игры с наименьшей затратой времени.  Регламент игры.  Как обеспечить участие всех учеников в игре.  Как организовать свое регулирование ходом игры.  Как обеспечить постоянный интерес и активность всех участников игры.  Какие выводы нужно сообщить учащимся в заключении. Целесообразнее использовать дидактические игры не при освоении новых знаний, а при проверке результатов обучения, закреплении навыков, формировании умений. При организации игр необходимо придерживаться следующих положений:  Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, их математическое содержание должно быть доступно пониманию учеников.  Игра должна проходить в деятельностном режиме.  Используемый дидактический материал должен быть удобен в применении.  Каждый ученик должен быть активным участником игры.  Контроль проведения игры должен быть открытым, ясным и справедливым.  В процессе игры необходимо следить за математической грамотностью рассуждений учеников, правильностью их речи. В игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе. В представляемый сборник дидактических игр по математике вошли авторские разработки для урочной и внеклассной работы.

Дидактическая игра - это еди-ная система воздействия, ко-торая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у ребенка познавательный процесс, совершенствовать интел-лектуальные умения и навыки, воспиты-вать сознательное поведение. Дидактическая игра пред-ставляет своеобразный способ обучения. Игрушки, используемые в такого рода занятиях, предназначены для развития психических функций и качеств, для воспита-ния цельной личности.

Игры - незаменимые спутники детства. В игровой деятельности дети претворяют свои впе-чатления от окружающей среды с по-мощью вспомогательных средств, являющихся одним из условий непрерывного развития. Игрушки удовлетворяют потребность малышей в разнообразных ви-дах деятельности. Развлекаясь, они не только своеобразным образом отражают общественный опыт взрослых, но и выполняют физические и умственные упраж-нения, стимулируя собственное становление. Именно потому для педагогов и родителей дидактическая игрушка может и должна превратиться в «орудие» воспита-ния. Для малыша игра равносильна учебе. Бла-годаря ей он обретает умение, сноровку, полезные навыки. Игра вводит ребенка в большой мир, намно-го легче усваивает первоначальные сведе-ния, привыкает думать, анализировать яв-ления окружающей действительности.

Классификация дидактических игр

  • Игрушки, которые ясно и наглядно отображают качества предметов.

Они рас-ширяют диапазон восприятия непосред-ственного окружения с помощью органов чувств, развивают органы осязания, вос-приятия и представления. С их участием ребенок учится вычленять из совокупного облика предмета отдельные составные свойства - цвет, форму, величину.

  • Игрушки способствуют умственному созреванию.

Они выдвигают перед ребенком ряд вопросов, требуя ответа и решения. Впервые сталкиваясь с необычными проблемами, играющий ищет выход: из создавшейся ситуации. Вещь, служащая для игры, создает условия для проявления мыслительных усилий, постепенно закрепляет привычку сопоставлять, различать, анализировать и синтезировать классифицировать и обобщать.

  • Игрушки расширяют знания о природе и общественной жизни.

Они уточняют представления о наиболее часто встречающихся животных и растениях, временах года и изменениях, наступающих при смене сезонов, учат различать виды ремесел и профессий, знакомят с правилами уличного движения, дают сведения об исторических событиях.

Классификация игр для детей разного возраста

Совершенно понятно, что каждому возрастному этапу присущи свои игровые потребности, которые определяются психофизическими особенностями ребенка.

Развитию малышей в возрасте трех-четырех лет способствуют подвижные игры которые помогают выработать критерии цвета, формы размера. Сюда относят куклы с разноцветными деталями одежде, пестрые кольца для нанизывания, стыкования, сборки. Интеллектуальный опыт ребят обогатят всевозможные наборы конструирования из двух-трех деталей. В этой категории также включены так называемые складные картинки с изображением бы-тующих в обиходе предметов. Они сосре-дотачивают внимание, обостряют наблю-дательность. Запас сведений о природной и общественной среде увеличат различно-го вида лото с рисунками домашних жи-вотных, а также моментов некоторых ви-дов деятельности.

Для четырехлетних-пятилетних ребяти-шек игрушки, само собой разумеется, дол-жны быть сложнее.

Они проектируются и вырабатываются с таким расчетом, что-бы навести на мысль о подразделении предметов по окраске, очертаниям, габа-ритам. Умственная практика предпола-гает оперирование комбинированными игрушками из четырех, пяти и более час-тей. А оно в свою очередь создаст зачат-ки элементарной математической грамо-ты, подтолкнет к формированию, соотне-сению, классифицированию. Во время иг-ры малыши подробно усваивают многие черты обитаемого пространства. Для рассматриваемой возрастной категории под-ходят игры, требующие группирования предметов около какого-либо одного образца - эталона.

В качестве примера можно взять игрушку „Клоун“, которая кон-центрирует внимание, заставляет сосредоточиться. Очень полезно составлять и раскладывать по порядку картинки - за-нятие с благоприятным воздействием на формирование логически правильной речи. Особый интерес вызывает у детворы „Геометрическое домино“, задуманное как пособие для овладения пространственны-ми формами и соотношением тел и фи-гур.

Оно ускоряет ответные реакции, реф-лексы, приучает к усидчивости.

Для детишек старше пяти лет главный ин-терес уже представляет сама по себе умственная задача и внимание в основ-ном привлекает ее качественное решение. Сообразительность, находчивость, лю-бознательность разовьют многочислен-ные разновидности домино, лото, такие игры, как „Кому сколько“, „Играю и считаю“ и прочие.

В шесть лет девочка или мальчик стано-вятся учениками. Но, несмотря на «серьезный» возраст, игра все еще продол-жает оставаться важным эмоциональным стимулом для плодотворного обучения. Существенное место в эту пору детства занимают так называемые программные игры, способствующие расширению кру-га знаний, закрепляющие информацию, полученную из области науки, техники, искусства, спорта.

Дидактические игры для среднего школь-ного возраста, между 9 и 14 годами , имеют воспитательный характер как в умствен-ном, так и в нравственном плане. Для раз-вития логического мышления положи-тельное значение приобретают игры типа головоломок. Электронные викторины развивают и закрепляют знания о приро-де и обществе. Немаловажную роль для нравственного воспитания ребенка приоб-ретают состязательные игры.

Умело подобранные и вовремя преподне-сенные ребенку содержательные игры расширяют и обогащают его кругозор, спо-собствуют вырабатыванию полезных черт характера, необходимых для формирова-ния всесторонне развитой гармонической личности.


Введение

1 Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения.

2 Понятие дидактической игры.

3 Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста о изобразительному искусству.

Заключение


Введение


Игровые технологии являются одной из уникальных форм организации воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению изобразительного искусства. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В художественно-дидактических играх этой целью является развитие. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. В связи с этим, обучая посредством игры, задача воспитателя построить занятие, чтобы не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Профессионально организованное занятие по изобразительному искусству поможет открыть в ребенке неповторимую индивидуальность и через это более полно реализовать себя в обучении, творчестве и в общении с другими.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры таким образом при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Педагогической обработкой дидактических игр занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.

Участие детей дошкольного возраста в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Актуальность проблемы использования игровых технологий в процессе обучения изобразительному искусству определяется необходимостью повышения уровня и качества современного образовательного процесса, развития важнейших психических свойств ребенка в учебной, трудовой и творческой деятельности.

Объект исследования - игра как средство обучения изобразительному искусству детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста с использованием художественно-дидактических игр на занятиях по изобразительному искусству.

Систематизировать художественно-дидактические игры, используемые при изучении учебного материала на уроках изобразительного искусства.


1.1 Психолого-педагогический аспект изучения в литературе использования дидактических игр в процессе обучения

дидактический игра обучение дошкольный

Исторические, культурологические, этнографические, психологические исследования показывают, что игра является непременным и верным спутником развития человека, а её использование в качестве средства воспитания подрастающего поколения имеет богатые исторические традиции.

Начало изучения теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей как Л.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др., предпринявших попытки обоснования взаимодействий игр с умственным, трудовым, нравственным восприятием. В своих фундаментальных трудах «Великая дидактика» (1657), «Всеобщий свет об исправлении дел человеческих» (1666) Я.А. Каменский уделил внимание игре как необходимому средству воспитания и обучения детей. По его мнению, украшением игры является подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с таким толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью.

Одним из первых квалифицировал игру как педагогическое явление немецкий педагог Ф. Фребель (1782-1852), доказавший способность игры решать задачи обучения ребёнка. В данный период (XIX в.) попытку систематического изучение игровой деятельности предпринял немецкий психолог К. Гросс, который рассматривал игру как изначальную школу поведения. По его мнению, сущность игры заключается в некотором снисходительном отношении взрослых к поведению детей в условиях игры. Русский педагог В.П. Вахтеров соглашался с ним в том, что игра представляет собой «средство естественного самовоспитания детей» , но возражал против положения о целях игры, заключающихся в подготовке ребёнка к предстоящей ему практической деятельности. Он видел предназначение игры в стремлении детей развить с её помощью способности, задатки, дарования. Однако мы не должны забывать, что в первую очередь детей в ней привлекает удовольствие от самого процесса.

В России в к. 19-20 в. издавалось немало различных руководств и сборников игр. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал их значение для развития ребёнка, выделяя одну из существенных особенностей детской игры, позволяющей использовать её в качестве прожективной методик: «Дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». Кроме того, в игре, по его мнению, ребёнок предстаёт зреющим человеком, проявляет самостоятельность, ответственность. Его ценные замечания подчёркивают значимость игровой деятельности в развитии и воспитании детей.

На воспитательное значение игры указывали и классики советской педагогики Н.К. Крупская: «Игра - есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка.»

Сухомлинский утверждал, что духовная жизнь ребенка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, а А.С.Макаренко подчеркивал: «В детском возрасте игра-это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизни».

Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды попутно касались и игры, как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, - возникновения эстетического наслаждения, которое доставляется игрой. Введение Ф. Шиллером наслаждения как констатирующего признака, общего для эстетической деятельности и игры, оказало влияние на дальнейшую разработку проблемы игры. А. Г. Спенсер свои взгляды по поводу игры излагает в следующих положениях: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетической деятельностью одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают, сколько - ни будь прямым образом процессам, служащим для жизни».

Великий польский педагог - гуманист, общественный деятель Я. Корчак отводил игре значительное место в духовном совершенствовании, поиске своего «Я» в обществе, в мире, в формировании у каждого воспитанника умений, навыков самооценки, самопознания, само регуляции и т.д. «Игра становится единственной возможностью для ребенка проявить свое я, показать себя таким, какой он есть, независимо от нас, он считал, что для детей игра - это тоже их работа».

Существенный вклад в рассмотрение и изучение психологии аспектов игры внес А.С. Выготский, акцентирующий внимание на социальном характере игровой деятельности: «Ребенок видит деятельность окружающих его взрослых людей, подражая ей и переносит ее в игру, где овладевает основными социальными отношениями и проходит школу своего будущего социального развития». Он также подчеркивает развивающее воздействие игры на личность ребенка в целом: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения, в игре он как бы на голову выше самого себя. Не менее ценным представляется взгляд на нее как на источник «зоны ближайшего развития». Ребенок в игре действует не по непосредственному импульсу, а по пути наибольшего сопротивления, что способствует развитию волевых качеств: настойчивости, упорства, решительности, организованности и др. Подчинение игровым правилам дает ему возможность получить максимум удовольствия и они становятся для воспитанника правилами внутреннего самоограничения и самоопределения. Кроме того, А.С. Выготский отмечал эффективность становления и развития личности в условиях коллективного взаимодействия.

Положения, связанные с игрой, как специфическим типом деятельности, рассматривались С.Л. Рубинштейном, который доказал, что игра выражает определенные отношение личности к окружающей действительности. Если содержание игровых действий для ребенка не значило, он может войти в игровое состояние, не пережить соответствующих эмоций. В игре совершаются значимые по цели и внутреннему содержанию действия, в чем автор видит основную осторожность игровой деятельности и сравнивает ее с высшими формами творчества.

Игра, ученье и труд представлялись в 1940-50-х гг. как ведущие типы деятельности. Им отводилось определяющая роль в психическом, личностном развитии ребенка (А.Н.Леонтьев, С.Л Рубинштейн).

В 70-80 е. годы вышла фундаментальная работа Д.Б.Эльконина «Психология игры » содержащая методологические положения о социальном содержании, о природе игровой деятельности. Оценку значения игры в жизни ребенка он выразил вследующим высказывании: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельно интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется сам механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения». Однако автор предупреждал об опасности универсализации значения игры для психического развития, стремлении приписать ей разнообразные образовательные и воспитательные функции.

Таким образом, в исследованиях отечественных педагогов и психологов были рассмотрены значение дидактических игр, их роль в обучении и воспитании; проанализировано их влияние на развитие школьников.

Так в 1994 году вышла монография С.А.Шмакова «Игры учащихся - феномен культуры», которая синтезирует опыт предыдущих исследователей, обобщает научные, методические, практические подходы к данной проблематике.

Итак, как история педагогики, так и современная практика свидетельствуют о том, что условие естественного развития личности и гуманистический принцип ненасилия и свободы выбора наиболее полно реализуется в игровой деятельности.

Существование же разнообразных теорий игры, мнений исследователей о ее сущности и значении для развития и воспитания, образования ребенка лишь подчеркивают феноменальность, многомерность данного явления - игровой деятельности. По мнению профессора Л.Б.Ительсон, «здесь пока есть столько же теории, сколько существует теоретиков».

Проблема игры - одна из самых сложных, требует особого внимания психолого-педагогической науки, так как от ее правильного решения, возможно, зависит весь процесс воспитания подрастающего поколения.


1.2 Понятие дидактической игры


Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Обязательным компонентом игры являются и ее правила. благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем.

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других - внимания, в третьих - мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Л.С. Выготский отмечал: чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее... факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и. труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.


1.3 Особенности использования дидактических игр при обучении детей дошкольного возраста о изобразительному искусству


Все игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Использование этих игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др.

В игровой форме детей учат овладевать инструментами, чувствовать материал, развивать память и легкость руки, формировать изобразительные навыки, художественный вкус, учат обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.

Не стоит усложнять игры излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, следует четко выделить дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.

Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно с усложнением форм организации. Обычно, роль ведущего в игре педагог берет на себя. Его активность выражается не в подсказывании способов решения детям, и тем более, не в выполнении заданий за них, а в тактичном управлении деятельностью детей, в умении не подавлять их инициативы и творчества, в умении вовремя заметить, в чем они затрудняются, выделить причину, найти способ, как помочь, сохранить детскую самостоятельность, поддержать в ребенке интерес, эмоциональную активность. При этом нужно стараться, чтобы включение элементов игры не нарушало естественного хода изодеятельности.

Игра в изобразительной деятельности в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею. Поэтому в руководстве игрой в изодеятельности выделяют три этапа:

· Появление художественного замысла в игре;

· Его реализация (исполнительская часть деятельности);

·Воплощение игрового замысла (создание художественно-изобразительного образа).

В детском рисунке и игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка и преломленная через его индивидуальность. В нем сосуществует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство перевоплощения. Но зачастую педагогу приходится сталкиваться с тем, что ребенку трудно проанализировать свои чувства, а затем перевести их в зримые образы. Это происходит в том случае, если ребенок имеет какие- либо проблемы в эмоциональной сфере.

Чтобы помочь ребенку поверить в свои силы, развить его творческие способности, необходимо вести работу в нескольких направлениях, представленных в виде следующих блоков игр, направленных на создание эмоционального благополучия:

Первый блок игр, направлен на создание ситуации успеха, поэтому главная его задача - помочь ребенку поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке; а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать различные изобразительные приемы.

В рамках этого блока можно использовать игры типа "Дорисуй предмет", "Рисование по опорным точкам", "Монотипия", "Штриховка", "Фроттаж" и др.

В изодеятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение, игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета. Так, в игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Они объединены в блок игр по снятию неуверенности. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, обозначать предметы символами, значками, снимают напряжение.

Формированию стремления к самосовершенствованию, эмоциональному осознанию и регулированию поведения ребенка помогают игры, включенные в блок "Снятие враждебности". Здесь детям можно предложить изобразить увиденное в окружающей жизни ("Красивое и безобразное", "Удивительное рядом") и передать свои эмоции в цвете: черный цвет - боль, злость; желтый - радость; серый - грусть. Предлагаю детям нарисовать самого себя: "Какой ты сейчас", "Каким тебя хотят увидеть родители", "Каким ты хочешь стать".

Для снятия тревожности у детей применяют игры, развивающие уверенность в себе, снимающие эмоциональную напряженность, страхи и негативные переживания. В таких играх, как "Пластилиновая живопись", "Превращение завитков", "Рисование спиралеобразных линий", "Соединение единой линией двух предметов", "Изображение своего настроения", совершенствуются движения руки, формируется активная личностная позиция.

Кроме того, используются другие дидактические игры, направленные на решение конкретных образовательных задач на занятиях, и на создание условий для эмоционального благополучия воспитанников. Эти игры также рекомендуют использовать воспитателям в совместной изобразительной деятельности с детьми, при обучении способам изображения предметов, явлений, передачи формы, пропорций, выразительности образа и т.д. Эти дидактические игры объединяют в следующие группы:

· Игры - путешествия.

· Игры - поручения.

· Игры предположения.

· Игры - загадки.

· Игры - сказки.

Например, "В далеком космосе", "Научи кисточку рисовать", "Хоровод красок".

В развитии социальных эмоций (сочувствие, сопереживание, радость общения, доверие); в умении распознавать состояние и чувства других людей; в сплочении детского коллектива и создании групповой поддержки, а также в развитии воображения, фантазии, эстетического восприятия обычно применяют творческие игры: развивающие, игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого. В них создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек ("Королева Кисточка", "Веселый карандаш"), а также дети и взрослые выступают в той или иной роли: "Зайчик", "Волшебники", "Народные мастера".

В играх по ознакомлению с искусством обычно даются задания: "Кто больше заметит и назовет", "Узнай художников", "Составь узор".

Очень хорошо помогают снятию психического перенапряжения; повышению общей работоспособности; эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии, пластические или двигательно-оздоровительные игры. К ним относятся всем известные физминутки и пальчиковые игры. При их проведении мною активно используются метод отождествления себя с тем, что рисуют дети. Здесь уместно привести высказывание древнего китайского художника: "Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом". Хорошие результаты дает и расслабление, приятное контролируемое фантазирование, то есть релаксация. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать, воображать, неординарно мыслить и творить.

Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погружаться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками, карандашами мелками, глиной и пластилином, бумагой, природным материалом, с различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания, типа: "Выложи из собранных листьев картинку", "Раскрась красиво перышки для картинки "Сказочная птица"" и др.

Как показывают наблюдения, целенаправленное использование игр в изодеятельности значительно способствует созданию условий для духовного развития и душевного комфорта ребенка, которые лежат в основе психического здоровья, как неотделимого компонента здоровья вообще, наряду с социальным и физическим.


Заключение


Проблема использование игры в процессе обучения и воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: игровая деятельность действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за нею стоит не только развитие творческого начала личности, но и формирование интересов у воспитанников.

Значение использования игр в дошкольном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу. Чем интереснее игровые действия, которые воспитатель использует на занятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

Если систематически использовать игровые методы и приемы в образовательном процессе, учитывать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста и создавать комфортные психолого-педагогические условия, для становления гармонично-развитой подрастающей личности, то развитие творческого начала дошкольников средствами игры будет наиболее эффективно.

Игровой метод включения дошкольника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как воспитанника. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Художественные дидактические игры и упражнения направлены на сенсорное развитие детей, совершенствование их мышления и речи, произвольного внимание, наблюдательности и памяти. Она снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Успех в изобразительном искусстве зависит от множества условий, в частности от индивидуального подхода к каждому воспитаннику, от формы подачи материала, технических средств обучения и т.д.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка - это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

В работе с дошкольниками использование игры является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогает создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни.


Список использованных источников


1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по ИЗО: 1-4 классах / М.А.Абрамова. - М.: Гуманистическое издательство центр ВЛАДОС, 2003.-128с.

Адарченко, Л.Н. Дидактика в схемах и понятиях / Л.Н.Адарченко, Л.Н. Городецкая. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005.-- 2-е изд. - 49 с.

Беган, Б.А. Воспитание искусством / Б.А.Беган. - М.: Просвещение,1981.

Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / - А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. -- М.: Просвещение, 1979.- 175с.

Внешкольные учреждения: пособие для работников дошкольных учрежденеий: учебн. пособие / под ред. В.Т. Кабуша. - М.: Педагогика, 1978.

Волков, И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения / И.П. Волков.-М.: Просвещение, 1990.- 159 с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991.-93с.

Газман, О.С. В школу с игрой / О.С.Газман, Н.Е. Харитонова - М.: Просвещение, 1991.-1996с.

Давыдова, Г.Н. Детский дизайн / Г.Н.Давыдова. - М.: «Скрипторий 2003», 2006. - 80 с.

Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда: Прогр. и мет.рек. / В.Н. Данилов.-- Минск: БГПУ, 2004.-87с.

Кабуш, В.Т. Игра - средство воспитания / В.Т.Кабуш // Праблемывыхавання 2006 №1

Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - М.: Просвещение, 1998.-190с.

Кудейко, М.В. Вместо кисточки - рука. Забавные уроки с Кляксой Алей / М.В.Кудейко. - Мозырь: «Содействие», 2006.- 35с.

Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1984.

Кузин, В.С. Основы обучения изобразительного искусства в школе / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1977.

Лежнева, Ю.А. Игра - средство развития / Ю.А.Лежнева // Человек среди людей 2006 №10

Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1980.

Михейшина, М. Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет/ М. Михейшина. -- Минск: Полиграфмаркет, 1999-96с.

Нефедова, К.П. Дом. Какой он? / К.П.Нефедова. - М.: «Гном», 2004

Никитин, Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры /Б.Л. Никитин. - М.: Просвещение, 1989.-160с.

Островская, Л.Ф. Игрушки и пособия для детского сада / Л.Ф. Островская. - М.: Просвещение, 1987.-- 175с.

Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1980. -- 239 с.

Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 576 с.

Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Трофимова, М.В. И учеба, и игра, и изобразительное искусство / М.В. Трофимова, Т. Тарабарина. - Минск.: Полиграфмаркет, 1999.-130с.

Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Минск: Полиграфмаркет, 1998.

Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1989.-336с.

Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. -- 240с.

Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т.Я. Шпикалова. -- М.: Педагогика, 1979.

Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. / В.С. Щербаков. -- М.: Педагогика, 1969.

Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин.- М.: Педагогика, 1989.-560с.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983

Юсов, Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б.П. Юсов, Н.Д. Минц. - Минск.: Нар.асвета, 1986. - 167 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дидактическая игра, как средство обучения младших школьников

Харибутова Ю.Н.,

учитель начальных классов,

МКОУ «Уксянская средняя общеобразовательная школа»,

с. Уксянское, Далматовкий район, Курганская область

Одним из эффективных средств, которое помогает школьникам усваивать новые знания, закреплять умения и навыки, сложные для детей, развивать интерес к учебному предмету, является дидактическая игра.

Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный, под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить .

Вслед за К.Д. Ушинским русский педагог В.А. Сухомлинский, говоря о необходимости применения дидактической игры, говорил, что: «Без игры нет полноценного умственного развития, сил. Игра пробуждает творческое воображение, без которого нельзя представить полноценное обучение» .

Ученые убеждены в том, что игра – это не развлечение, а деятельность, в которой лучше усваивается и воспроизводится социальный опыт, в данном процессе совершенствуется личность ученика, игра − один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе .

В педагогике нет единой классификации игр. У каждого ученого свой взгляд на разновидности игры, использующиеся в процессе обучения.

Например, Б.Г. Мещеряков классифицирует игры как: ролевые, с правилами, режиссерские, дидактические.

Г.М. Коджаспирова делит игры на: предметные, символические, сюжетные, ролевые, компьютерные, развивающие, дидактические.

Несмотря на имеющуюся разницу в классификациях, ученые выделяют и подробно рассматривают дидактическую игру – как вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи, для усвоения, закрепления материала.

Дидактические игры впервые были введены в педагогику Ф. Фребелем и М. Монтессори для детей дошкольного возраста. Для начальной школы это понятие ввел О. Декроли.

В середине прошлого столетия дидактические игры стали применяться в отечественной педагогической практике, сначала только в начальных классах, а позднее – и в средних, и в старших.

Одни педагоги дидактические игры относят к методам обучения, другие же выделяют их в особую группу, так как, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических приемов, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют присущие только им особенности:

а) они специально создаются или приспосабливаются для целей обучения;

б) правила, создаются учителем с целью обучения и воспитания детей;

в) эффективное средство умственного развития ребенка;

г) они помогают формировать не только конкретные знания, но и учат творческому применению знаний;

д) занимательная форма, которая интересна для детей .

Современные ученые считают, что дидактическая игра состоит из нескольких компонентов и обладает определенной структурой. К компонентам дидактической игры относят следующее:

а) игровой замысел;

б) игровые действия;

в) познавательное содержание или дидактические задачи;

г) оборудование;

д) результаты игры.

Игровой замысел содержится в названии игры и находится в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Игровой замысел придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам обусловленные требования в отношении получения знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе дидактической игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правила создают условия для формирования умений учащихся. С помощью правил дети могут управлять своим поведением.

Ядром (основой) дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной задачи.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО (технические средства обучения): аудио, видео, мультимедиа и другое, дидактический раздаточный материал и другое.

Итог игры подводится сразу по ее завершению. Это может быть подсчёт баллов; определение игроков, успешнее других выполнивших игровую задачу; определение команд-победителей и другое. Всегда важно в игре оценить ее результат .

Говоря о необходимости применения дидактической игры, ученые рассматривают несколько ее функций:

а) образовательная (дидактическая игра помогает получить ученикам новые знания по изучаемому предмету);

б) воспитательная – это одна из основных функций дидактической игры, которая дает ребенку возможность научиться различать добро и зло, правду и ложь, помогает выявить индивидуальные особенности детей;

в) развивающая определена тем, что в основе игровой деятельности находится, по мнению психологов, интрогенное поведение (поведение обусловленное внутренними факторами личности: потребностям, интересам);

г) функция эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности школьника называется многими учеными ведущей функцией дидактической игры. Значение этой функции заключается в том, что дидактическая игра в качестве эмоционально-ценностного стимула поддерживает и закрепляет смыслообразующий мотив деятельности учения, то есть не только «обязан», но и «хочу». Это способствует формированию общественно ценностного мотива учения;

д) функция оптимизации учебного процесса. Дидактическая игра является инструментом снятия противоречия между потребностью школьника к самостоятельности в учении и внешним педагогическим руководством, основанном на выполнении нормативных требований. Она позволяет ученику самому добыть новые знания, закрепить умения и навыки. Учитель только с помощью игры наводит ученика к этим действиям. Он грамотно подбирает дидактическую игру, чтобы ребенок усвоил, закрепил умения и навыки;

е) диагностическая: каждый человек проявляет себя в игре на максимальном уровне физических сил, интеллекта, творчества. С помощью дидактической игры можно диагностировать сформированность тех или иных личностных качеств у игроков, уровень знаний и умений, характер взаимоотношений в коллективе, интересы детей;

ж) коммуникативная: в процессе дидактической игры происходит развитие речи, дети узнают новые слова, которыми пополняют свой лексикон;

з) развлекательная: данная функция связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов личности;

и) коррекционная: данная функция вносит позитивные изменения, дополнения в гибкую структуру личностных показателей учащихся. Процесс коррекции происходит естественно;

к) профориентационная: состоит в том, что дидактическая игра знакомит детей с различными профессиями, и их спецификой .

Говоря о значении дидактических игр в процессе обучения детей, ученые указывают на следующее:

а) значительно растет познавательный интерес к предмету;

б) каждый урок становится более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

в) активизируется учебно-познавательная деятельность;

г) развивается мотивация учения, с положительной стороны, произвольное внимание, увеличивается работоспособность .

До настоящего времени не сложилась единая классификация дидактических игр.

Благодаря многокомпонентности, особенностям структуры, большому количеству функций каждый ученый, исследуемый дидактическую игру, создает свою классификацию, ориентируясь на то, что на его взгляд важно для процесса обучения и воспитания детей.

Например, А.И. Сорокина классифицирует дидактические игры, как: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Л.И. Федорова выделяет дидактические игры: по характеру использованного материала, по виду деятельности, по предметной области, по этапу педагогического процесса, по игровой методике, по количеству участников.

Е.Э. Селецкая подразделяет дидактические игры на: репродуктивные, частично-поисковые, поисковые.

М.М. Захаров выделяет дидактические игры на: игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

А.А. Смоленцева – подготовительные, творческие.

Многообразие дидактических игр позволяет педагогу выбирать любую приемлемую для учащихся и его класса. Педагог, выбирая ту или иную дидактическую игру, анализируя процесс обучения,со временем приходит к выводу, какой вид игры в большей мере помог добиться положительного результата.

Дидактическая игра имеет большой воспитательный потенциал: благодаря ей ребенок приобретает высшие нравственные достижения, которые со временем становятся для него нормой.

Дидактическая игра не только позволяет детям глубже понять изучаемые явления, действия, но и помогает добыть им новые знания, правильно логически размышлять.

Дидактическая игра – необходимый элемент процесса обучения, который развивает у детей воображение, мышление, память, дает ребенку психологическую стойкость, формирует ориентировку в жизненных ситуациях, служит созданию и сплочению детского коллектива.

Список использованных источников

1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения [Текст] / В. Н. Аванесова. – М. :Просвещение, 1992. – 215с.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. :Академия, 2003. – 176 с.

3. Серова, А. А. К.Д. Ушинский о роли русского языка в воспитании человека [Текст] / А.А. Серова // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №2. – с.15-16.

4. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.

5. Чен, Н. В. Дидактическая игра – основа развития воображения и фантазии [Текст] / Н. В. Чен // Методическая копилка. Пилотный выпуск. – 2011. – С. 6-10.