Что развивает сюжетно ролевая игра. Что такое сюжетно-ролевая игра? Растём и узнаём новое

(для младшего школьного возраста)

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий (на расстоянии 5 – 6 м). Задача играющих как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Игроки двигаются под слова водящего: «тише едешь, дальше будешь. Стоп». Все игроки замирают. Водящий поворачивается и смотрит, если кто пошевелился – отправляется за черту. Выигрывает тот, кто первый дотронется до водящего.

Что такое сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Ролевые игры являются долгосрочными (проводятся от нескольких часов до целой смены).

Уровень творческой активности ребенка зависит от уровня сложности игры, характера игры, отношения к ней ребенка, позиции взрослого.

Характеристика содержания деятельности организатора

на разных этапах игры

    Подготовительный этап. Постановка целей, определение предмета игры и предметного поля.

    Ввод в игру. Выбор ролей; определение полномочий; определение механизма интегрирования событий в игре.

    Игровое взаимодействие. Контроль и коррекция игрового процесса; реализация игровой идеи.

    Выход из игры. Завершение ролевого взаимодействия; достижение игровой цели.

    Анализ игры. Подведение итогов, игровое моделирование.

ВАРИАНТЫ ТЕМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР:

    Хоббитские игры

    Машина времени

    Звездой стать легко

    Город-лабиринт

    Морская регата

    Подвески королевы

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

    Игру можно взять уже готовую в том случае, если вы проводите ее впервые;

    В основе сюжета игры может лежать любое литературное произведение, которое содержит большое число разнохарактерных героев;

    Четко определить правила игры для каждой группы героев. У каждого героя должна быть своя задача, определенная сюжетом или им самим;

    В ходе игры должны быть предусмотрены движущие силы игры (интриги, непредсказуемый ход и т.д.).


Сегодня я маг и волшебник, а завтра …

ень17смены

Вечерняя речевка:

Все: День отшумел,

И, ночью объятый,

Лагерь готов ко сну.

Мальчики: «Доброй вам ночи, – девчата!»

Девочки: «Доброй вам ночи, – ребята!»

Все: Завтра нам снова в путь!

Считалка:

Тара-Мара в лес ходила, шишки ела, нам велела.

А мы шишки не едим, Таре-Маре отдадим.

Сюжетно-ролевая игра «Игроград»

Схема игры «Игроград» в объединениях:

    Вечер легенд, изготовление реликвий;

    Определение системы власти, ролей (хранитель реликвий, хранитель очага, посол и т.д.);

    Знакомство с правилами игры.

Ход игры:

    «торжище» (обмен информацией о реликвиях, представление послов и старших народов);

    обмен послами, налаживание экономических и дипломатических отношений, поиск реликвий;

    приемы делегаций, работа мастерских и увеселительных заведений;

    общий сход народов;

    вручение знаков.

Подготовительный период. До начала общего действия игры народ пишет свою легенду, распределяет роли, изготавливает реликвии, готовит представление своего народа на открытии города.

Начало игры. «Торжище». Народы собираются на площади города, чтобы рассказать об истории своего народа. Здесь же верховный Маг сообщает о том, что темные силы похитили главные реликвии и раздали их другим народам. Верховный Маг устанавливает время, к которому реликвии должны быть добыты. В противном случае народ прекращает свое существование.

Как можно вернуть реликвии? Во-первых, их можно купить (у каждого народа в казне есть 100 «бликов»). Во-вторых, их можно выменять на не нужную вам реликвию либо на «нити жизни». В-третьих, их можно добыть в честном бою на ристалище.

Игра. Действие игры начинается со сбора информации. Ко всем народам отправляются делегации с целью сбора информации. Каждый народ имеет свой квартал, где располагается правительство, мудрецы, хранители очага. Здесь принимаются послы, заключаются союзы, подписываются договоры, происходит обмен реликвиями.

Маги. Это сверхъестественные существа, которые обладают магической силой. В зависимости от обстоятельств маги могут быть добрыми к народу или наоборот. Во всех спорах между людьми маги выступают судьями. Они отвечают за свои поступки только перед Верховным Магом. Маги располагают ценными сведениями и информацией, которую можно у них попросить, купить или выменять.

Волшебные вещи «Игрограда»

    Карта города;

    «График настроения» магов (действует 3 часа, потом меняется);

    Заклинание (выучив его, человек может воспользоваться им лишь однажды; произнеся заклинание, можно задать Верховному Магу любой вопрос и рассчитывать на честный ответ);

    Кольцо бессмертия (имеющий его может принимать только одно, любое, решение, отменить которое не может даже Верховный Маг);

    Ристалище – место, где происходят поединки. Проигравший в поединке лишается «нити жизни» и уходит в Страну мертвых;

    «Страна мертвых» . Здесь находятся люди, лишившиеся «нити жизни». По истечению одного часа Маг возвращает жизнь;

    «Нить жизни» есть у каждого жителя. Лишившийся ее человек попадает на один час в Страну мертвых. «Нити» при обменах на вещи и ценности остаются у народа, и он вправе сам ими распоряжаться.

Правила игры и игровые моменты, конечно же, могут быть изменены, исходя из особенностей играющих.

Маги: маги бога Меркурия (бога торговли) Шелест и Звон, маг правосудия, маги страны мертвых Бездна и Коварство, маг ристалища Амальгама, маг информации Соломбо, маги засекреченные Мируар и ведающий общим «графиком настроения» всех магов Клорида, заведующий кольцом бессмертия Анироз и др.

Сюжетно-ролевые игры нужны прежде всего для удовлетворения потребностей детей в интересном досуге.

Причем такой досуг может стать полезным, способствовать индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей, но это уже во многом зависит от позиции создателя (или создателей) игры. Через игру педагог может достигать воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно Цель является той отправной точкой, с которой начинается создание игры.

Цель сюжетно-ролевой игры для детей до 6 лет заключается в преодолении страхов, самоидентификации, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовки к школьной жизни.

Цель любой игры лежит за пределами игровой ситуации, но для того, чтобы достичь цели необходимо правильно организовать взаимодействие детей. Перед началом игры воспитатель должен чётко, кратко объяснить правила игры, сообщить название игры, рассказать о её содержании, дети должны выбрать роли. Необходимо помнить, что в играх не должно быть отрицательных ролей, т.к. дети склонны переносить игровую ситуацию в реальную жизнь и отношение к сверстникам в группе.

Задачи сюжетно-ролевой игры:

  • 1. Развивает интерес и уважение к разным профессиям.
  • 2. Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
  • 3. Обогащает словарь, развивает речь детей.
  • 4. Развивает коммуникативные навыки.
  • 5. Обучает основам адаптации.
  • 6. Приобщает к взрослому миру.
  • 7. Доносит специфические знания.
  • 8. Планомерно обогащает жизненный опыт.
  • 9. Передает детям игровой опыт, игровые умения.
  • 10. Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта
  • 11. Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.

Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра "Магазин". На первый взгляд, ничего, кроме того, что "магазин" - примитивная сюжетно-ролевая игра для детей, сказать о ней и нельзя. Сюжетно-ролевая игра, действующая по сценарию типа "магазин" чрезвычайно важна для развития навыков общения у маленьких детей. Ход игры способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения. Когда один ребенок настойчиво предлагает другому что-то приобрести, а другой находит способ отказаться, будьте уверены, последний в жизни уж точно не пропадет.

Цели сюжетно-ролевой игры "Магазин":

  • 1. Сформировать навыки поведения в общественных местах;
  • 2. Научить обращению при покупке и продаже товаров;
  • 3. Закрепить слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т.д.);
  • 4. Научить описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки;
  • 5. Развить умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности;
  • 6. Обогатить словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т.д.
  • 7. Упражнять в счете

Я считаю, что необходимым и обязательным элементом воспитания и обучения детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Она помогает обрести ребёнку большинство качеств, которые впоследствии способствуют его благополучному росту. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. В результате игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появляются такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Верхотурова Татьяна Анатольевна
«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)

Деятельность по самообразованию

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

Корчан Янош.

Тема по самообразованию : «Актуализация сюжетно- ролевой игры

Игра детей -это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я» и самооздоровление себя через игру, и координация взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок» , «ребенок-взрослый» .

Владимир Даль в своем словаре дает следующею интерпретацию слову «играть» - это значит : шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время с потехой, заниматься чем – либо для забавы от безделья и скуки.

Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимает сюжетно – ролевая игра , так как только она включает в себя имитацию чего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх, также проверяют, уточняют свои социальные знания, готовятся к будущей жизни.

Я изучила много методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и определилась с темой по самообразованию "Актуализация сюжетно ролевой игры в социализации личности ребенка". Изучая материал, я выделила взгляды многих учённых, современных педагогов и психологов которые говорят о том, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это, связано с тем, что взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что играя современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты , заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т. д., а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что и в моей группе дети также не умеют играть в сюжетно-ролевые игры . Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты , самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей . Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.

Выбирая для себя роли, желаемых партнеров, в процессе игры , сюжет часто принимал агрессивный характер, что опять говорит о том, что или у детей просто нет опыта игры или они переносят те наблюдения и знания из семьи, ближайшего окружения. Вот поэтому я и решила научить детей играть правильно, и организовала кружок «Почемучка» на бесплатной основе, ведь только в детстве в процессе игры можно научиться правильно взаимодействовать в социуме.

Для начала любой работы необходимо поставить цель, я её определила так «Создание условий для успешного развития и социализации детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру »

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи :

1. Изучить научно - теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей каждой возрастной группы;

2. Создать развивающую предметно-игровую среду;

3. Привлечь внимания взрослых к игровой деятельности детей : (проведение консультаций, создание базы - совместно с родителями изготовление материалов к сюжетно ролевым играм ).

Игра не увлечёт детей не вызовет эмоций не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обращение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Процесс руководства сюжетно -ролевой игрой мной строится так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочетался с обучением и воспитанием.

Исходя из этого выделила 3 группы методов, по которым строю свою работу :

Первая группа - методов связанна с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

К ним отнесутся наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, экскурсии, игры-имитации , в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей, разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.

Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре

Играя с детьми я стимулирую к самостоятельному и совместному созданию игровой обстановки с учетом темы и воображаемой ситуации, вовлекаю в изготовление игрушек – самоделок и предметов – заместителей до игры или по ее ходу . Это способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые , литературные и фантазийные события. Совместно с детьми мы придумываем ситуации взаимодействия между людьми, событиями, помогаю зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков. Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета . В начале игры побуждаю детей называть свою роль до начала игры , обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием)

Приглашение взрослого в игру – знак великого доверия ребенка. Я непосредственно включаюсь в игру и принимаю на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры , когда дети испытывают затруднения в реализации роли. Способствую самостоятельному выбору, или оказываю небольшую помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию) .

Третья группа методов – это использование изобразительной или продуктивной деятельности (театральные программки, билеты, открытки)

Вместе со мной дети 2 ой младшей группы строят из разных деталей игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы» , «поезда» , «корабли» и отправляются в общее «путешествие» . Используя кубики, конструктор, создают простые постройки, дают им название, это «башня» , это «гараж» , используют постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме» ). Дети осваивают использование простейших построек в игровом сюжете , развивают сюжет при помощи постройки («Построим детский сад» , «Улицы нашего города» ).

Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжать создавать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Ведь игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому и столь актуальна для нас педагогов м родителей потому как игра ориентирует детей на соблюдение определённых правил взрослой жизни, воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Сюжетно- ролевые игры помогают формировать черты характера, логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, а гиперактивные дети требующие особого подхода также учится управлять своими действиями, поведением в игре, учатся отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.

План по самообразованию.

Цель : повысить профессиональную компетентность в вопросе о роли сюжетно- ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста.

Задачи :

1. Расширить и систематизировать теоретические и практические знания по актуальным вопросам сюжетно - ролевых игр в воспитании ребенка.

Изучение специальной методической литературы по данной тематике.

Изучение опыта работы воспитателей других ДОУ.

Ожидаемые результаты :

Проявление чётких представлений о материалах (играх, пособиях, диагностике) по сюжетно - ролевым играм в социализации личности ребенка.

Приобретение дополнительных теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по социализации личности ребенка дошкольного возраста по средствам сюжетно- ролевых игр .

2. Сотрудничество с педагогами МА ДОУ ДС г. Благовещенск №28 корпус -3 :

Консультация для педагогов «сюжетно- ролевые игры в жизни ребенка »

Беседы с воспитателями по социализации личности ребёнка через сюжетно-ролевую игру .

- совместная деятельность : подборка материалов, упражнений, игр по данной тематике.

Ожидаемые результаты :

Проявление навыков профессиональной взаимопомощи;

Обмен опытом между педагогами по данной теме;

Укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах сюжетно - ролевых игр в социализации личности ребенка для улучшения качества работы с детьми .

3. Практическая работа с детьми :

Планирование кружковой работы с детьми , направленной на приобщение детей к сюжетно -ролевым играм как средство социализации личности ребенка;

Переход от простых игр к увлекательным и занимательным приключениям через сюжетно-ролевую игру .

Ожидаемые результаты :

Приобщение детей к сюжетно -ролевой игре как естественной составляющей общей социализации личности ребёнка.

4. Практическая работа с родителями :

Родительское собрание «Какие сюжетно-ролевые игры нужны детям

Индивидуальные консультации для родителей по социализации личности ребенка через сюжетно-ролевую игру .

Оформление попок передвижек по теме;

День открытых дверей.

Ожидаемые результаты :

Становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;

Активное участие родителей в жизни МАДОУДС.

5. Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта ;

Участие в мероприятиях по данной теме;

Отчет по теме «Актуализация сюжетно-ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста».

Ожидаемые результаты :

Использование в своей практике лучшего опыта педагогов , работающих в данной области .