Подвижные игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Музыкальные игры для старшеклассников Карточки подвижных игр для старшего школьного возраста

«Подвижные игры для 9х-11х классов» на уроках физической культуры



"Сумей догнать"

  • Подготовка. В трёх шагах от углов зала ставят четыре стойки. Мальчики класса располагаются возле стен зала, растянувшись по всей его окружности. Они поворачиваются правым боком к стенам. Дистанция между игроками должна быть одинаковой.
  • Содержание игры. По команде "Марш!" все начинают бег против часовой стрелки, обегая стойки с наружной стороны. Задача каждого - не дать себя догнать и постараться коснуться рукой бегущего впереди. Остальные идут в центр зала, чтобы не мешать остальным.
  • В игре побеждают три самых выносливых ученика.
  • Правила игры: 1. Игра проводится раздельно между мальчиками и девочками. 2. Обязательно нужно осалить рукой игрока, бегущего впереди.

  • Капитан команды в шапочке Деда мороза должен оббежать вокруг стойки, вернуться, взять за руку второго игрока, добежать с ним до стойки, передать ему шапочку и остаться стоять у стойки, а второй игрок, надев шапочку, возвращается за третьим и. д., пока вся команда не переправится на другую сторону.

"Кто сильнее?"

  • Подготовка. Для игры нужно приготовить пять-шесть колец из толстой верёвки. Диаметр такого кольца 30 см. Играющие делятся на две команды. Посередине площадки отмечают пять-шесть кружков, в которые и кладут верёвочные кольца. В 2 м от кружков с каждой стороны проводят контрольные линии.
  • Содержание игры. По указанию руководителя по пять-шесть человек из каждой команды подходят к кружкам и, составляя пары, берут верёвочные кольца правой или левой рукой (о чём условливаются заранее). По общему сигналу каждый из составляющих пару игроков старается перетянуть соперника за контрольную черту, находящуюся сзади. Перетянувший получает для своей команды одно очко.
  • Команда, набравшая больше очков, выигрывает.
  • Правила игры: 1. При перетягивании нельзя умышленно отпускать руки. 2. Перетянутым считается тот, кто обеими ногами переступил контрольную линию.

"Мяч среднему"

  • Подготовка. Для проведения игры требуются два баскетбольных или волейбольных мяча. Играющие делятся на две равные команды, и каждая из них выстраивается по кругу на расстоянии вытянутых рук или пошире. Первые номера становятся в середину своих кругов с мячом в руках.
  • Содержание игры. По сигналу руководителя центральные игроки, находящиеся в кругах, бросают мяч вторым номерам, получают от них обратно, бросают третьим, также получают обратно и т.д. Когда центральный игрок получит мяч от последнего (по нумерации) игрока, он передаёт его второму игроку и меняется с ним местом. Второй игрок становится в середину круга и также начинает игру: перебрасывает мяч третьему игроку, получает от него, передаёт четвёртому и т.д. Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрового игрока.
  • Побеждает команда, первой закончившая переброску мяча.
  • Правила игры: 1. Передавать мяч можно любым заранее установленным способом: одной или двумя руками, снизу, от груди, из-за головы, с ударом мяча о землю, волейбольным пасом, передачей мяча ногой по земле. 2. Мяч перебрасывается всем игрокам в строгой последовательности. 3. Тот, кто уронит мяч или не поймает его, должен сам его поднять и продолжить игру. 4. Очередной центровой игрок может начинать передачу мяча, как только поймает его от предыдущего центрового.


"Гонка с выбыванием"

  • Подготовка. С помощью флажков размечается круг диаметром 9-12 м и на нём проводится линия старта - финиша.
  • Содержание игры. По сигналу все участники игры одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или двух кругов) из игры выбывает участник, который последним пересёк контрольную линию старта.
  • Постепенно менее выносливые отсеиваются.
  • Победителем объявляется тот, кто останется лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Бегать разрешается только по внешней части круга. 3. Участники могут бежать с набивным мячом, надеть пояса с отягощением, рюкзаки с грузом.

"Карусели"

  • Подготовка. Игра проводится в виде соревнований четвёрок. Первая из них располагается на одной половине площадки, вторая - на другой. Пары игроков в каждой четвёрке встают напротив, положив руки на плечи друг другу и сцепив ладони на шее. Вторая пара в таком же исходном положении встаёт под углом 90 градусов к первой паре, соединив руки под руками игроков первой пары.
  • Содержание игры. По общему сигналу вторые пары начинают движение по кругу. При этом другие пары кружатся по воздуху, как на карусели. Чем сильнее вращается одна пара, тем выше взлетает другая.
  • В какой четвёрке карусели вращаются дольше, та и побеждает, после чего игроки в четвёрках меняются ролями.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Руки расцеплять нельзя.

"Перемена мест"

  • Подготовка. Игроки двух команд, стоя в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (за линиями своих "домов"), приседают и кладут руки на колени.
  • Содержание игры. По сигналу все игроки, прыгая из глубокого приседа, продвигаются вперёд, стараясь быстрее пересечь линию противоположного "дома". Затем следуют прыжки в обратную сторону, но в игре не участвует тот, кто пересёк линию "дома" последним. игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся 2-3 самых выносливых прыгуна.
  • Побеждает команда, которая по окончании игры сохранила больше прыгунов.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Руки с колен убирать нельзя. 3. Прыгать разрешается только из положения глубокого приседа.

"Перестрелбол"

  • Подготовка. Игроки располагаются с двух сторон от сетки (как в волейболе). В команде 6-8 человек.
  • Содержание игры. Игра начинается с подачи одной из команд. Другая команда принимает мяч и разыгрывает его по всем правилам волейбола, переправляя третьим ударом на сторону противников, которые стараются принять мяч и также разыграть его.
  • Игрок, допустивший техническую ошибку, отправляется на противоположную сторону за линию плена. Команда теряет подачу. Игра возобновляется. Игра длится 10-15 мин. Побеждает команда, у которой по окончании игры в зоне пленных будет меньше игроков.



"Рывок за мячом"

  • Подготовка. Играющие делятся на две равные команды, которые выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки. Каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая черта. Руководитель с мячом в руках встаёт между командами.
  • Содержание игры. Называя любой номер, руководитель бросает мяч вперёд как можно дальше. Игроки, имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснётся мяча рукой, тот приносит команде очко. После этого мяч возвращается руководителю, который снова бросает его, вызывая новый номер, и.т.д. Играют установленное время.
  • Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.
  • Правила игры: 1. Начинать бег можно с высокого или низкого старта (по договорённости). 2. Если два игрока коснулись мяча одновременно, каждая команда получает по очку.

"Пятнадцать передач"

  • Подготовка. Для игры требуется набивной мяч весом 5 кг. Играть могут одновременно несколько команд, каждая из которых состоит из трёх игроков, имеющих номера 1, 2, 3. Они становятся в одну шеренгу на расстоянии 7-8 м друг от друга.
  • Содержание игры. Центральный игрок (номер 2) по сигналу преподавателя бросает набивной мяч своему партнёру слева (номер 1). Тот ловит мяч и бросает его вправо через центрального игрока номеру 3, который возвращает мяч обратно центральному игроку. Это считается одной передачей. Игра продолжается, пока не будет выполнено 15 передач, что приносит команде победное очко.
  • Выигрывает команда, набравшая за установленное время большее число очков.
  • Правила игры: 1. Центральный игрок каждый раз должен объявлять номер законченной передачи. 2. Если мяч у какой-либо команды упал, то она должна поднять его и начать передачу сначала. 3. Игроки не должны толкать друг друга руками.

"Бег пингвинов"

  • Подготовка. Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше колен) волейбольный или набивной мяч.
  • Содержание игры. По сигналу руководителя в положении мяч между ногами игроки должны обежать стойку (булаву, набивной мяч) и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды. Участники, закончившие пробежку, встают в конец колонны.
  • Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжать игру.

"Подвижный ринг"

  • Подготовка. Толстую верёвку или канат (длиной 3-5 м) связывают свободными концами и кладут в середине площадки. Игроки условно распределяются по весовым категориям на четвёрки. Первая четвёрка подходит к канату с разных сторон и, взяв руками, поднимает и натягивает его, как бы образуя ринг. В трёх шагах за спиной каждого игрока кладут по набивному мячу.
  • Содержание игры. По сигналу "Тяни!" каждый игрок старается первым дотянуться до мяча и коснуться его ногой. Тот, кому это удастся, побеждает и отходит в сторону. Оставшаяся тройка игроков снова берёт канат и тянет его уже по трём направлениям, стремясь выполнить то же задание. Победитель занимает второе место. Таким же образом разыгрывается третье место: игроки тянут в разные стороны. Мячи каждый раз переставляются в определённое положение, для чего на площадке заранее можно сделать метки. Затем соревнуется вторая четвёрка, после неё - третья и т.д., в финале встречаются победители.

  • В финальной борьбе между победителями выявляется лучший, он и считается выигравшим.
  • Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Обязательно надо коснуться ногой набивного мяча.

Это вариант всем известной игры "Шарики", только в этот раз - для группы. Соответственно, приготовить для конкурса нужно надувные шары, которые в процессе привязываются к ноге каждого участника. Можно привязать на щиколотку один, а если не жалко - два шарика. Все зависит от того, сможете ли вы себе позволить столько материалов. Дается сигнал - и все учавствующие начинают борьбу, в которой нужно сохранить свой шар целым (или целыми), но в то же время полопать все чужие. Побеждает тот, кто последний остается с целым шариком. Веселье, движение и адреналин обеспечен всем!

Эстафета

Это конкурс по типу эстафеты: нужно на скорость пробежать определенную дистанцию. Но пробежать ее надо так: два игрока становятся спиной к спине, а так же берутся за руки. Такой парой они должны пробежать дорогу туда, а так же назад. Запрещается поднимать и нести на спине второго партнера или падать - в таких случаях конкурсанты выбывают.

Накормить яблоком

Выбираем из зала несколько пар. Завязываем им всем глаза и ставим друг напротив друга. Каждому дается по яблоку (следите, чтобы они были более-менее равными по размеру). Задача - накормить того, кто стоит напротив, как можно быстрее.

Снять шапку

В этом конкурсе могут участвовать минимум двое, максимум - две команды по несколько человек. На земле нужно начертить круг. Участникам одеваем на голову шапку, а левую руку привязываем к телу. Задача: снять шапку у второго игрока и не дать снять свою, и все это в черте круга, за границы которого нельзя заходить. Для команды каждая снятая шапка - очко, для единичного случая победитель - тот, кто сохранит свой головной убор.

Посмотри и запомни

Подготовьте поднос, на который положите различные предметы: карандаш, отвертка, часы - все, что в голову придет. Предметы можно как убирать, так и возвращать на место в процессе конкурса. Человек с завязанными глазами должен отгадать все, что лежит на подносе.

Вырезать буквы

Выбранные люди делятся на две команды, которым вручаются: веревка, карандаши, булавки, ножницы и несколько листов бумаги. Ведущий дает сигнал и двое из каждой команды должны натянуть веревку, а остальным нужно вырезать из бумаги буквы и прицепить их к веревке так, чтобы получилась интересная и красивая фраза из двух слов как минимум. Побеждают либо те, кто сделал это первыми, либо те, у кого фраза получилась оригинальной.

ИГРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 2-х КЛАССОВ

«МЫ ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА»

Количество играющих: от 10 до 40 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. на расстоянии 15 - 20 м чертятся две параллельные линии. Это «дом». В центре площадки становится водящий, а все остальные располагаются за линией одного из «домов».

Описание игры. По сигналу руководителя дети говорят хором:
Мы. весёлые ребята,
Любим бегать м играть.
По попробуй нас догнать!
После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом». Водящий пытается, догнав их, коснуться рукой. Запятнанные отходят в сторону. После этого игра повторяется вновь.

Правила: 1) перебегать можно только после слова «догнать»; 2) нельзя забегать обратно за линию «дома»; 3) ловить перебегающих можно только до линии противоположного «дома».
Методические указания. Стихотворение необходимо предварительно выучить. Водящих следует менять через 3 - 4 перебежки. Вместе с новым водящим в игру входят и запятнанные.
Педагогическое значение игры. Игра способствует совершенствованию навыков бега с изменением направления, воспитывает смелость, сообразительность, быстроту реакции и ориентировки.

ВОЛК ВО РВУ


Место: зал, площадка.
Подготовка. В центре площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 60 - 80 см одна от другой. На противоположных сторонах зала отмечаются линиями два «дома». Выбираются 1 - 2 водящих - «волки», которые занимают место во «рву». Остальные играющие - «козы» - располагаются за линией одного из «домов».

Описание. По сигналу «козы» перебегают в другой «дом», перепрыгивая на ходу через «ров». «Волки» стараются запятнать прыгающих. Пойманные отходят в сторону. После этого перебегание повторяется. Выигрывают те, кто не будет пи разу пойман.
Правила: 1) Перебежки разрешаются только по сигналу; 2) наступать на «ров» нельзя; 3) «волки» не имеют права выбегать из «рва»; 4) задержавшиеся перед «рвом» должны обязательно по команде руководителя перепрыгнуть его, иначе они считаются пойманными.

Методические указания. При большом количестве играющих перебежки проводятся несколькими группами. Расстояние между линиями и количество «волков» во «рву» можно увеличить.
Варианты: 1) прыгать через «ров» с места (толчком одной и двух ног); 2) после подсчёта запятнанные продолжают играть.
Педагогическое значение игры. Игра способствует совершенствованию навыков бега и прыжков в длину, развивает ориентировку, сообразительность, смелость.

«ДВА МОРОЗА»

Количество играющих; 20 - 30 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. На противоположных сторонах зала отмечаются двумя параллельными линиями два «дома». Два водящих - «морозы» - становятся посередине площадки. Остальные располагаются за линией «дома».

Описание. Два «мороза» но команде руководителя обращаются к играющим со словами:
Мы два брата молодые.
Два мороза удалые:
Я - мороз красный пос.
Я - мороз синий нос*.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети им отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
*Третью и четвёртую фразы водящие произносят по очереди.

С этими словами дети начинают перебежку в противоположный «дом». «Морозы» пятнают их - «замораживают». Пойманные остаются на том месте, где до них дотронулся «мороз».
При обратной перебежке, выполняемой после той же команды, играющие пытаются выручить запятнанных, дотрагиваясь до них. «Морозы» мешают этому.
После нескольких перебежек водящие меняются. Выигрывают те, которые не были пойманы.

Правила: 1) перебегать можно только после слов «и не страшен нам мороз»; 2) нельзя возвращаться в «дом»; 3) нельзя выбегать из «дома», чтобы освободить пойманных.
Методические указания. Слова нужно выучить до начала игры. Водящих лучше располагать друг за другом, очертив зону их действия. К судейству следует привлечь помощников.
Педагогическое значение игры. Игpa требует от играющих быстрой ориентировки, ловкости, смелости. Она помогает воспитанию чувства товарищеской взаимопомощи, способствует совершенствованию умения бегать бистро, легко изменяя скорость и направление движений.

«ЗАЯЦ БЕЗ ЛОГОВА»


Место: зал, площадка.
Подготовка. Играющие рассчитываются по тройкам (четвёркам или пятёркам). Два игрока берутся за руки, между ними становится «заяц». Выбираются двое водящих - «охотник» и «заяц». Все играющие равномерно распределяются по площадке.
Описание. По сигналу «охотник» начинает ловить «зайца», который убегает от него. Спасаясь от преследования, «заяц» забегает в чей-нибудь «дом». Хозяин «дома» вынужден сам убегать от «охотника». Если «охотник» успевает дотронуться до убегающего, то они меняются ролями.
Правила: 1) нельзя пробегать сквозь «дом»; 2) стоящий в «доме» должен сразу же выбегать, чтобы освободить место «новому зайцу»; замешкавшегося «зайца» можно пятнать; 3) нельзя мешать «зайцу» вбегать в «дом».
Методические указания. Стоящих в парах нужно менять с убегающими, установив правило обязательно сменять прибежавшего игроками, образующими «дом». Не следует разрешать долго ловить одну пару играющих.
Варианты: 1) передвигать «дома» по площадке; 2) закрывать «дома» по сигналу.
Педагогическое значение игры. Игpa способствует совершенствованию быстроты реакции, ориентировки, ловкости, воспитывает находчивость, решительность.

ПТИЦЫ И КЛЕТКА

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. Играющие делятся на две подгруппы. Одни, взявшись за руки, образуют круг - «клетку». Другие располагаются с внешней стороны круга. Игру лучше проводить с музыкальным сопровождением, для чего подбираются две мелодии.
Описание. По сигналу руководителя стоящие по кругу под музыку начинают двигаться в одну сторону. Другая часть играющих - «птицы», - расставив руки в стороны, движется в противоположном направлении. Затем мелодия меняется, стоящие по кругу останавливаются и поднимают руки вверх. «Птицы» вбегают и выбегают из «клетки». По второму сигналу музыка прекращается, стоящие по кругу приседают и опускают руки вниз. Те, кто оказываются внутри «клетки», считаются пойманными и становятся в общий круг. Так игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «птицы».
Правила: 1) нельзя опускать руки («закрывать клетку») до сигнала; 2) пойманными считаются те, у кого в момент сигнала голова окажется внутри клетки; 3) во время второй мелодии все «птицы» должны пробегать через клетку.
Методические указания. Направление движений играющих нужно менять. Продолжительность мелодии должна быть различной. Необходимо следить, чтобы при задерживании дети не применяли силы.
Варианты: 1) передвигаться танцевальными шагами; 2) подобрать несколько мелодии, требующих различных способов передвижения.
Педагогическое значение игры. В игре совершенствуется быстрота реакции, развивается музыкальный слух, ритмичность движений, воспитывается решительность, творческая активность.

«УГАДАЙ, КТО»

Количество играющих: 10 - 20 человек.
Место: зал, коридор, площадка.
Подготовка. Играющие образуют круг. Внутри круга становится водящий.
Описание. По указанию руководителя водящий закрывает глаза. Один из играющих подходит к водящему, дотрагивается до него и, изменив голос, называет его имя. После того как игрок вернётся на своё место, руководитель разрешает водящему открыть глаза и назвать подходившего. Если он угадает, то его место занимает названный игрок.
Правила: 1) нельзя открывать глаза без разрешения руководителя; 2) возвращаться нужно только на своё место.
Методические указания. Водящего, который несколько раз не угадал, нужно заменить другим. Можно разрешить играющим не произносить имени, а подражать животным и птицам.
Педагогическое значение игры. В этой игре дети учатся бесшумно передвигаться. У них развивается слух, наблюдательность, Игра типична для заключительной части урока.

ЭСТАФЕТА ЗВЕРЕЙ

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. Играющие распределяются по командам с равным количеством игроков. Каждый номе р получает название животного: «лев», «медведь», «слон» и т. д. Вce команды выстраиваются в колонну за линией старта. На расстоянии 5 - 8 м проводится другая линия.
Описание. По команде первые номера всех команд начинают движение к противоположной линии. При этом они имитируют передвижение тех зверей, которых они изображают. Добежав до линии и коснувшись её рукой, они возвращаются обратно. Прибежавший первым приносит своей команде очко. После этого по команде начинают бег вторые номера и т. д.
Правила: 1) начинать движение можно только по команде «Марш!»; 2) добежав до линии, нужно коснуться её рукой; 3) во время бега обязательно имитировать движения животного.
Методические указания. Не следует выбирать слишком сложные способы передвижения. Нужно следить за сохранением строя и дисциплины играющих. В необходимых случаях можно построить занимающихся не в колонны, а в шеренгу. После каждой перебежки нужно объявить общий счёт.
Вариант: внезапный вызов номеров.
Педагогическое значение игры Игра содействует развитию быстроты, ловкости, силы, воспитывает ответственность за свои действия перед коллективом.

ЭСТАФЕТА С МЯЧАМИ

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место и инвентарь: зал; 4 - 6 мячей, столько же булав.
Подготовка. Играющие делятся на четыре-шесть команд, которые располагаются в колоннах за линией старта. На расстоянии 4 - 6 м от линии старта против каждой команды в круг ставится булава. Перед каждой командой кладётся мяч.
Описание. По сигналу первые игроки бросают или катят мяч по полу, стараясь попасть им в булаву. После этого они быстро бегут за мячом и возвращают его второму игроку. Упавшую булаву ставят в круг. Второй игрок повторяет действия первого. За сбитую булаву команда получает очко. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету (за это она получает 10 очков) и собьёт больше булав, т. е. наберёт больше очков.
Правила: 1) сбивать булаву можно только указанным способом; 2) при бросках не заступать за линию; 3) нельзя мешать игрокам подбирать свой мяч или булаву; 4) не разрешается бросать мяч следующему игроку, не добежав до линии старта.
Педагогическое значение игры. В игре совершенствуются навыки метания, развивается ловкость и точность движении.

«СТОЙ!»


Место и инвентарь: зал, площадка; малый мяч.
Подготовка. Водящий получает мяч и становится внутрь круга Остальные играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров.
Описание. По сигналу руководителя водящий бросает мяч в пол и называет любой номер. Вызванный игрок бежит в круг и старается поймать мяч. В это время остальные играющие разбегаются по площадке. Поймав мяч, игрок кричит: «Стой!». Все останавливаются на том месте, где их застала команда. Водящий бросает мяч в кого-нибудь из играющих, которые могут увёртываться от мяча, не сходя с места. Если мяч попадёт в игрока, то ему засчитывается штрафное очко и игра начинается снова. Если же бросок неудачен, то водящий бежит за мячом и, поймав его, вновь командует: «Стой!».
Правила: 1) не разрешается сходить с места после команды «Стой!»; 2) нельзя сильно бросать мяч.
Методические указания. После неудачного броска водящего все играющие должны вернуться на свои места в круг. Нельзя разрешать прятаться друг за друга и в какие-нибудь укрытия Игра проводится до определённого количества штрафных очков
Варианты: 1) каждому играющему дать номер или название животного; водящий, бросая мяч, должен правильно назвать этого игрока; 2) включить правило о «приёме мяча» от водящего. Игрок, принимающий мяч. становится водящим. Эти варианты пригодны для детей старших возрастных групп.
Педагогическое значение игры. Игра способствует закреплению навыков ловли и метания малого мяча, содействует воспитанию быстроты реакции, ориентировки, умения быстро переключаться с одного действия на другое.

ИГРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4-х КЛАССОВ

«ДЕНЬ И НОЧЬ»

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. В середине площадки намечаются две параллельные линии. Все играющие делятся на две команды, которые располагаются вдоль линии напротив друг друга. Сзади них, в двух-трёх метрах от стены, чертят линии «домов». Одна команда получает название «день», другая - «ночь».
Описание. Руководитель называет одну из команд. Названная команда ловит игроков другой команды, которые, повернувшись, убегают в свой «дом». После подсчёта запятнанных команды возвращаются па свои места, и игра повторяется вновь. Выигрывает команда, поймавшая больше играющих.
Правила: 1) начинать бег только по команде; 2) ловить убегающих только до черты «дома»; 3) нельзя убегать от преследующих, изменяя направление бега.
Методические указания. Вызывать команды нужно неожиданно. К судейству следует привлекать помощников.
Варианты: 1) использовать различные исходные положения для играющих; 2) предлагать играющим выполнять различные задания - упражнения.
Педагогическое значение. В игре совершенствуется быстрота реакции на слуховые сигналы.

«ВЫЗОВ»


Место: зал, площадка.
Подготовка. Па противоположных сторонах площадки чертятся линии «домов». Играющие делятся на две команды, которые располагаются за линиями в одну шеренгу.
Описание. По назначению капитана одной из команд кто-либо из играющих бежит к «дому» «противника». Участники вытягивают руки вперёд, повернув ладони вверх. Прибежавший игрок три раза касается ладоней одного или трёх разных играющих. После третьего касания игрок бежит к своему «дому», а вызванный им участник старается поймать его. Если ему это не удаётся, то он становится в затылок за вызвавшим его игроком, а в случае удачи убегавший переходит в «плен» к другой команде. После этого капитан противоположной команды назначает своего игрока для вывоза «противника». Побеждает команда, имеющая больше пойманных игроков.
Правила: 1) нельзя начинать бег до третьего касания;
2) ловить можно только до линии «дома»; 3) пойманный переходит на противоположную сторону и становится «пленником» вызвавшего его игрока; 4) «пленного» можно выручить.
Методические указания. Не следует разрешать капитанам высылать для вызова подряд одних п тех же игроков. Игру нужно проводить без больших пауз, требуя от играющих быстроты действий.
Педагогическое значение. Игра способствует воспитанию быстроты реакции, скорости бега, смелости и взаимовыручки.

КАРАСИ И ЩУКА

Количество играющих: 30 - 40 человек.
Место: площадка, зал.
Подготовка. На противоположных сторонах площадки проводятся две линии «дома карасей». Водящий - «щука» - становится в середине площадки, остальные играющие - «караси» - располагаются в одном из домов.
Описание. По команде руководителя «караси» начинают перебежку в противоположный «дом». «Щука» пытается их поймать. Запятнанные отходят в сторону, а затем, когда их будет 5 - 6 человек, берутся за руки и образуют «сеть». «Щука» становится сзади «сети». Теперь при перебежке «караси» обязаны пробегать через «сеть». Пойманные позже образуют круг - «корзину», а затем - «вершу», став в две шеренги лицом друг к другу. Побеждает тот, кто будет пойман последним.
Правила: 1) перебежка разрешается только по команде;
2) «караси» обязаны пробегать через все «сети» «рыбаков»;
3) игроки, образующие «сеть», не должны мешать пробегающим «карасям»; 4) «щука» не может забегать в «сеть» (играющие могут поймать её).
Методические указания. При большом количестве играющих могут быть два водящих. Участников следует побуждать к активным, решительным действиям.
Педагогическое значение. Игра содействует воспитанию быстроты, ловкости, ориентировки, смелости, коллективности действий.

«ГОНКА МЯЧЕЙ ПО КРУГУ»

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место и инвентарь: зал, площадка; два больших мяча.
Подготовка. Играющие образуют круг и рассчитываются на 1 - 2-й. Первые номера составляют одну команду, вторые - другую. Направляющим обеих команд - капитанам - даётся по баскетбольному или волейбольному мячу.
Описание. По сигналу капитаны пасуют мяч ближним игрокам своей команды. Причём заранее обусловливается, что одна команда передаёт мяч по часовой стрелке, а другая - в противоположном направлении. Мяч поочерёдно передаётся каждому игроку команды и возвращается обратно капитану. Выигрывает команда, сумевшая раньше передать мяч определённое количество раз по кругу.
Правила: 1) мяч можно передавать только через одного игрока; 2) нельзя выходить со своего места; 3) упавший мяч нужно поймать и, вернувшись на своё место, передать следующему игроку.
Методические указания. Если играющих много, то образуется несколько кругов. В каждом круге должен быть свой судья. Передавать мяч следует только определённым способом.
Варианты: 1) передачи выполнять в положении сидя;
2) перед началом игры мячи давать игрокам, находящимся на противоположных сторонах круга; 3) передачи мяча обеим командам выполнять в одну сторону. Игра заканчивается, когда один мяч догонит второй.
Педагогическое значение. В игре совершенствуются навыки ловли и передачи мяча, развивается быстрота реакции и ориентировка, воспитывается чувство коллективизма.

«ПЕРЕСТРЕЛКА»

Количество играющих: 20 - 25 человек.
Подготовка. Играющие делятся на две команды. Площадка разделяется линией на две половины. Па противоположных сторонах площадки намечаются две линии в 2 - 3 м от стены зала. Все играющие располагаются внутри поля, каждая команда на своей стороне.
Описаниe. Одна из команд по жребию получает мяч. По сигналу игроки этой команды начинают мячом пятнать игроков, расположенных на противоположной стороне площадки. Игроки этой команды не выходят за пределы поля, стараются избежать попадания мячом. Мяч, отскочивший от площадки или игрока, они ловят и, в свою очередь, начинают пятнать «противника». Запятнанный игрок выходит из игры. Выигрывает команда, сумевшая быстрее выбить игроков противоположной команды.
Правила: 1) запятнанным считается игрок, в которого мяч попадёт с лёта; 2) нельзя переступать за линии площадки;
3) ловить мяч разрешается, но если мяч не будет пойман, то игрок считается запятнанным; 4) нельзя бегать с мячом в руках (без мяча можно свободно передвигаться).
Методические указания. В каждой команде следует назначить капитана. Длина поля не должна быть слишком большой, так как это затруднит действия играющих. Способы бросков лучше определить заранее и добиваться их применения. Не бросать мяч сильно, не целиться в голову убегающих.
Варианты: 1) запятнанные переходят в плен между двумя линиями на стороне противника. Их можно выручить, перебросив им мяч; 2) разрешить броски в игроков только из двух-трёх точек на средней линии. Игрокам в этих точках мяч можно передавать.
Педагогическое значение Игра - типичный образец командных игр, в которых необходима высокая согласованность действий участников. Она способствует закреплению и совершенствованию навыков в метании мяча, развитию быстроты, ориентировки и реакции, воспитанию коллективизма и взаимопомощи.

ЗАЩИТА УКРЕПЛЕНИЯ

Количество играющих: 12 - 15 человек.
Место и инвентарь: зал, площадка; большой мяч, три гимнастические палки.
Подготовка. В центре зала чертится круг. Играющие равномерно располагаются за его линией. В центре круга устанавливается «укрепление» - три связанные палки. Выбирается водящий, который становится рядом с «укреплением».
Описание. По сигналу играющие стараются попасть мячом в «укрепление». Водящий мешает этому. Игрок, который попадает в цель, меняется местом с водящим.
Правила. 1) бросать мяч, не заходя за линию круга; 2) водящий не имеет права держать руками укрепление; 3) менять водящего только после того, как «укрепление» будет сбито (или защитник сам уронит его).
Методические указания. Следует регулировать расстояние между укреплением и бросающими в соответствии с возможностями учащихся. Нужно всячески стимулировать коллективные действия, отдавая предпочтение передачам мяча.
Варианты: 1) вместо «укрепления» ставить в круге несколько булав, которые водящий имеет право устанавливать вновь после падения; 2) водящему защищать играющего, входящего в нешр круга.
Педагогическое значение Игра содействует совершенствованию навыков метания, ловли и передачи мяча, воспитывает смелость, быстроту ориентировки н решения.

«НЕ ДАВАЙ МЯЧ ВОДЯЩЕМУ»

Количество играющих: до 10 человек.
Подготовка. Играющие образуют круг диаметром в 8 - 10 м. В центр круга становятся 2 - 3 водящих. Одному из стоящих по кругу даётся мяч.
Описание. По сигналу играющие начинают передавать мяч друг другу. Водящие пытаются перехватить мяч или коснуться его. Если им это удаётся, то игрок, допустивший ошибку, занимает место водящего, который переходит в круг.
Правила: 1) водящий имеет право касаться мяча не только в воздухе, но и в руках у играющих; 2) нельзя бегать с мячом в руках; 3) не разрешается перебрасывать мяч через голову водящих.
Методические указания. Необходимо обратить внимание играющих па важность применения отвлекающих движений с мячом н согласованность действий водящих. Чтобы приучить играющих сохранять своё место, можно расставить их по начерченному кругу.
Педагогическое значение. Игра относится к числу подготовительных к баскетболу, ручному мячу. В ней учащиеся осваивают навыки техники и тактики этих игр.

«БОЙ ПЕТУХОВ»

Количество играющих: 20 - 40 человек.
Место; зал, площадка.
Подготовка. Играющих распределяют по парам в соответствии с их возможностями. В каждой паре играющие становятся друг против друга на одной ноге, согнув другую ногу, руки за спину.
Описание. По сигналу играющие стремятся толчком плеча вывести из равновесия «соперника», заставив его стать на две ноги. За каждую удачную попытку насчитывается одно очко. Выигрывает набравший больше очков.
Правила: 1) нельзя толкать руками; 2) нельзя менять ногу без команды.
Методические указания. Площадка для игры должна быть ровной, без ям н выбоин. В зале нельзя допускать скученности играющих, что может привести к травмированию.
Педагогическое значение. Игра используется главным образом в вводной части урока. Она способствует развит/по силы, ловкости, быстроты реакции.

«КЛАСС, СМИРНО!»

Количество играющих: 30 - 40 человек.
Мест о: зал, площадка.
Подготовка. Играющие строятся в одну шеренгу.
Описание. Руководитель подаёт различные команды. Нужно выполнять те из них, перед которыми будет сказано слово «класс». Ошибающиеся делают шаг вперёд, по продолжают играть. В конце игры отмечают самых невнимательных.
Правило: игрок, не выполнивший команду с предварительным словом, а также тот, кто выполнит команду без предварительного слова, делают шаг вперёд.
Методические указания. Нужно делать паузу между следующими друг за другом командами. Игру не обязательно проводить стоя на месте.
Педагогическое значение. Игра помогает усвоить строевые команды и перестроения, воспитывает внимание и быстроту реакции.

ИГРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 - 8-х КЛАССОВ

«БОРЬБА В КВАДРАТАХ»

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. В середине зала чертятся три квадрата.
один размером 10X10 м и два 5X5 м. Все играющие становятся в большой квадрат.
Описание. По сигналу начинается борьба. Каждый стремится остаться в большом квадрате. Оказавшиеся за линиями переходят в следующий квадрат. Через определённое время по сигналу руководителя борьба прекращается. Перешедшие в следующий квадрат готовятся там к продолжению борьбы. Выигрывают те, кто сумеет остаться в большом квадрате.
Правила: 1) во время борьбы разрешается захватывать «соперника» только за руки и туловище; 2) нельзя нападать па игрока сзади; 3) выбывшим считается тот, кто двумя ногами перейдёт через ограничивающие липни.
Методические указания. Игра рекомендуется только для мальчиков. Время борьбы нужно строго дозировать (не более 1 мин.). После этого следует перерыв на объяснения и переходы. В каждом квадрате должен быть свой судья. Необходимо требовать от играющих честной борьбы, исключающей нападение сзади и вдвоём на одного.
Вариант: поочерёдно вызывать в квадрат одну-две пары. За победу в паре команда получает очко.

ВСТРЕЧНАЯ ЭСТАФЕТА С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПРЕПЯТСТВИЙ

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. В 3 - 4 м от степы па противоположных сторонах зала чертятся две параллельные линии. В середине устанавливается перевёрнутая гимнастическая скамейка, в 5 - 6 м от линий ставятся гимнастический конь и козёл.
Играющие делятся на 2 команды, которые, в свою очередь, разделяются на две половины. Одна часть команды располагается на одной половине зала, другая - напротив неё (рис. 2).
Описание. По сигналу направляющие колони, расположенных на одной из сторон, начинают бег к противоположной колонне. По пути они перепрыгивают через козла, пробегают по рейке, гимнастической скамейке, подлезают под конём. Затем направляющие касаются очередного игрока на линии старта, который повторяет весь их путь, а сами становятся за последними в колонне. Игра может закончиться, когда все игроки поменяются сторонами или вновь вернутся на свои места.
Правила: 1) начинать бег можно только после касания очередного игрока; 2) за нарушение способа преодоления препятствий играющие штрафуются очками.
Методические указания. При распределении играющих по командам необходимо учитывать их силы. К судейству следует привлечь помощников, которые бы подсчитывали штрафные очки. Можно заранее определить для победителя сумму очков, из которой в дальнейшем вычитать штрафные очки.
Педагогическое значение. В игре совершенствуются навыки преодоления различных препятствий, развивается ловкость, чувство равновесия, координация движений, воспитывается ответственность за свои действия перед коллективом.

«ЧЕЛНОК»

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. В центре зала проводится линия 3 - 4 м. Играющие, разбившись на две команды, располагаются в двух противоположных шеренгах. Капитаны команд по жребию определяют, какой команде начинать игру (рис. 3).
Описание. Назначенный капитаном игрок со стартовой линии прыгает вперёд. На месте приземления по его пяткам судья проводит черту. С этой черты в обратном направлении прыгает игрок другой команды. И так игра продолжается, пока не прыгнут все участники. Побеждает команда, последний игрок которой перепрыгнет через линию старта. После этого команды меняются ролями.
Правила: 1) при прыжках нельзя наступать на линию; 2) отметка длины прыжка делается по ближайшему касанию к линии старта; 3) каждый имеет право прыгнуть не более одного раза.
Методические указания. Игру лучше проводить па мягком грунте. При проведении игры в зале можно использовать маты. До начала игры полезно повторить технику прыжка с места. Чтобы избежать споров, желательно производить точные измерения с помощью рулетки, метра и пр.
Педагогическое значение. В игре совершенствуется навык прыжка в длину с места. Одновременно развивается сила, прыгучесть, воспитывается сосредоточенность, настойчивость, ответственность за свои действия.

«ГОРОД ЗА ГОРОДОМ»

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место и инвентарь: зал, площадка; лапта и маленький мяч.
Подготовка В непосредственной близости от стены зала чертится линия «города». В остальной части поля намечается 3 - 4 круга диаметром 1 -2 м.
Играющие делятся на две команды. По жребию одна команда получает право играть в «городе» и становится за линией, а другая располагается под «городом», в остальной части площадки (но не в кругах). В каждой команде выбирается капитан (рис. 4).
Описание. Капитан команды, играющей в поле, берёт мяч и, став в «город», подбрасывает мяч перед собой. Игрок другой команды ударяет по мячу лаптой.
После этого пробивавший выбегает из «города» в первую станцию и, если предоставляется возможность, забегает в остальные станции и возвращается обратно. За это команде начисляется очко.
После удара играющие в поле пытаются поймать летящий мяч. Если это им удаётся, то команды меняются ролями. Если же поймать мяч нельзя, то игроки стараются запятнать мячом перебегающего игрока. Игра продолжается до тех пор, пока не истечёт положенное время или не будет набрано определённое количество очков. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила: 1) перебегать можно только тогда, когда мяч находится в поле; 2) каждый игрок имеет право па одну подачу мяча, капитан может подавать три раза; 3) игрок, в которого попали мячом во время перебежки, может взять мяч и сразу же пятнать игроков противоположной команды; 4) попадание мячом и ловля «свечи» дают право на переход в «город». Смена проводится и в том случае, если у команды в «городе» некому подавать мяч.
Методические указания. В игре обязательно использовать помощников - счётчиков очков. Необходимо обратить внимание капитанов команд на правильную расстановку участников в зависимости от их возможностей.
Педагогическое значение. Эта игра представляет собой один из вариантов широко распространённой игры в лапту. Ценность её заключается в активном воздействии па весь двигательный аппарат занимающихся. В игре закрепляются навыки бега, метания и ловли мяча, совершенствуется быстрота, точность и ловкость движений, воспитывается чувство товарищества и коллективизма.

«ПЕРЕПРАВА»

Количество играющих: 20 - 30 человек.
Место и инвентарь: зал; гимнастические снаряды, набивные мячи.
Подготовка. Па противоположных сторонах зала чертятся линии «города». Играющие делятся на команды по 6 - 8 человек. Выбираются капитаны. Каждая команда занимает место в «городе» и получает в своё распоряжение одинаковые средства переправы - скамейки, набивные мячи и пр.
Описание. По сигналу все команды начинают переправу на противоположный «берег реки». Для этого используются имеющиеся у них снаряды. При передвижении нельзя касаться пола. Команда, которая быстрее и с меньшими потерями решит эту задачу, выигрывает.
Правила: 1) коснувшийся пола выбывает из игры; 2) при переправе все могут помогать друг другу (кроме выбывших из игры).
Методические указания. Перед началом игры нужно дать время командам па обдумывание плана своих действий. Выбираемый для игры инвентарь не должен быть слишком тяжёлым и громоздким. За каждой командой наблюдает свой судья. В некоторых случаях можно назначить помощников для страховки играющих.
Выбывшие из игры занимают заранее отведённое им место. Они не должны своими подсказками мешать игре.
Педагогическое значение. Эта игра типа «задания» очень полезна. Она способствует развитию творческой инициативы, смекалки, взаимопомощи, коллективизма играющих, а также совершенствует равновесие, точность движений и укрепляет силу.

ЭСТАФЕТА С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

Количество играющих: 30 - 40 человек.
Место и инвентарь: зал, площадка; несколько баскетбольных мячей.
Подготовка. Играющие разделяются па несколько команд и располагаются в колоннах на противоположных сторонах площадки. Каждая команда получает мяч (рис. 5).
Описание. По команде направляющие быстро ведут мяч к противоположному щиту и бросают в кольцо. Подобрав отскочивший мяч, они ведут его обратно и передают следующему участнику, а сами становятся за последним игроком в колонну. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету и наберёт наибольшее количество очков.
Правила: 1) ведение начинается только с линии площадки; 2) очко засчитывается за попадание мяча в кольцо; 3) за нарушение правил ведения и передвижения с мячом назначается штрафное очко.
Методические указания. Эстафету можно использовать при изучении ведения и бросков мяча в кольцо. Бросающим мяч в кольцо можно разрешать несколько попыток. За каждой командой должен наблюдать судья - счётчик очков. Способ выполнения передач н бросков мяча должен быть обусловлен.
Педагогическое значение. Эстафета способствует закреплению навыков ловли, передачи, ведения и бросков мяча в кольцо.

«БОРЬБА ЗА МЯЧ»

Количество играющих: около 20 человек.
Место и инвентарь: зал, площадка; большой мяч.
Подготовка. Для игры используется разметка баскетбольного поля. Играющие делятся на две команды. Каждая команда надевает майки или повязки одного цвета.
Описание. По сигналу руководителя капитаны команд разыгрывают мяч. Команда, овладевшая мячом, старается сохранить мяч у себя и сделать при этом возможно больше передач. Другая команда стремится отобрать мяч и не дать сделать много передач. Овладев мячом, эта команда, в свою очередь, старается сохранить мяч в своих руках. Игра продолжается определённое время или до указанного количества очков. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила: 1) с мячом не разрешается делать больше 3 шагов и заступать за линии площадки; 2) игроков нельзя задерживать руками, толкать и пр.; 3) перехваченный мяч вводится в игру из-за линий; 4) нельзя передавать мяч между одними и теми же игроками более двух раз; 5) при каждой новой передаче капитан команды обязан назвать счёт.
Методические указания. При большом количестве играющих нужно создать четыре команды, играющие на своих половинах поля. Судят игру помощники, а руководитель следит за счётом и временем игры. Организуя действия играющих, важно обратить их внимание на правильную игру в защите, основанную па держании одного определённого игрока.
Педагогическое значение. Игра является подготовительно» к баскетболу и ручному мячу. Занимающиеся усваивают технические и тактические элементы этих спортивных игр.

ИГРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 - 10-х КЛАССОВ

«КРУГОВАЯ ЭСТАФЕТА»

Количество играющих: 15 - 20 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. В середине площадки намечается коридор шириной 5 - 6 м. На расстоянии 8 - 10 м от коридора устанавливаются четыре стойки для игроков. Команды располагаются в колоннах напротив друг друга (рис. 6).
Описание. По сигналу руководителя направляющие обеих команд занимают место на линии старта. По команде «Марш!» они начинают бег до стойки, обегают её и направляются в противоположную сторону. Обогнув вторую стойку, они вбегают в коридор, где передают эстафету очередному участнику. Выигрывает команда, которая раньше закончит бег.
Правила: 1) передавать эстафету только в коридоре; 2) нельзя держаться на повороте за стойки и мешать пробегающему участнику.
Методические указания. Необходимо следить за правильностью передачи эстафеты. Следует менять направление бега играющих.
Педагогическое значение. В игре совершенствуются специальные легкоатлетические навыки (передача эстафеты и бег по дистанции), развивается сила и быстрота, воспитывается ориентировка и точность движений.

«ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ»

Количество играющих: 15 - 20 человек.
Место: зал, площадка.
Подготовка. Играющие подразделяются на несколько команд, каждая из которых выстраивается в колонну. Па площадке размечаются места старта каждой команды (рис. 7).
Описание. По команде направляющие каждой команды начинают бег по часовой стрелке. Причём каждый старается догнать и запятнать впереди бегущего. Обежав круг, направляющие касаются очередных участников, которые продолжают состязание. Выигрывает команда, игрок которой первым догонит впереди бегущего «соперника».
Правила: 1) не начинать бег до касания; 2) нельзя мешать бегущим игрокам других команд; 3) при беге строго соблюдать разметку дистанции.
Методические указания. Путь движения играющих лучше обозначать с помощью каких-нибудь предметов (стоек, набивных мячей). В ожидании старта очередной участник должен располагаться за второй линией. Если силы команд равны и догнать никого не удаётся, то игру следует прервать, сделав паузу для отдыха.
Педагогическое значение. Игра способствует совершенствованию быстроты бега н выносливости, воспитывает ответственность перед коллективом за свои действия.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА

Количество играющих: 20 - 30 человек,
Место и инвентарь: зал, площадка; канат.
Подготовка. В середине зала чертится линия старта и две линии финиша, отстоящие от линии старта на 1 - 2 м.
Играющие подразделяются на две команды в строгом соответствии со своей силой и возможностями (рис. 8).
Описание, Играющие берут канат и ста ловятся по обе стороны линии старта. Причём отметка на канате находится строго на линии старта. По команде играющие стараются перетянуть «противников» на свою сторону. Выигрывает команда, которая за «время» игры сумеет большее количество раз перетянуть «противника».
Правила: 1) тянуть только по команде руководителя; 2) игра останавливается, как только отметка на канате пересечёт линию финиша одной из команд; 3) нельзя резко отпускать канат в момент перетягивания.
Методические указания. Большое значение имеет подбор состава команд и назначение хорошего капитана, который правильно бы расставил участников. Играющие обязательно должны быть в спортивной обуви. После каждой попытки нужно делать маленькую паузу, чтобы выполнить несколько упражнений па расслабление.
Педагогическое значение. Игра способствует развитию силы, укрепляет чувство товарищества и коллективизма. Её можно проводить как на учебных занятиях, так и на перемене, физкультурных праздниках и т. д.

«ЛАПТА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ»

Количество играющих: 12 - 20 человек.
Место и инвентарь: зал, площадка; волейбольный мяч.
Подготовка. Играющие делятся на две равные команды, одна из которых становится подающей, другая - принимающей подачу. Обе команды располагаются на противоположных сторонах волейбольных площадок (рис. 9). По сигналу первый игрок подаёт мяч условленным способом иа сторону противника, а сам быстро бежит вокруг площадки и возвращается на своё место. Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают между собой, стараясь сделать как можно больше точных передач мяча за время бега игрока, подававшего мяч. Как только он вернётся на своё место, розыгрыш мяча прекращается и мяч передаётся очередному игроку для выполнения подачи. Так продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят перебежку. После этого подсчитывается сумма очко», начисляемых за каждую передачу, и команды меняются ролями. Выигрывает команда, игроки которой сумеют набрать больше очков.
Правила: 1) подавать мяч только по сигналу; 2) бегущий игрок не имеет права вбегать в пределы площадки и для изменения направления захватывать игроков противоположной команды, дотрагиваться до мяча; 3) для выполнения подачи даётся две попытки. Если после второй попытки мяч не будет правильно подан, то противоположной команде начисляется 5 - 10 очков; 4) при пасовке нельзя повторно передавать мяч одним и тем же игрокам; мяч каждый раз следует посылать другому игроку; 5) розыгрыш мяча прекращается после завершения перебежки, после падения мяча на пол и после технической ошибки, допущенной при передаче мяча.
Методические указания. Игру можно использовать после того, как занимающиеся овладеют техникой подачи и передачи мяча. Можно играть не только на волейбольной площадке, но и в необорудованном помещении. Для ведения игры обязательно выделить счётчика очков. Способ подачи и передачи мяча необходимо обусловить заранее.
Педагогическое значение. Игра способствует закреплению и совершенствованию технических приёмов игры в волейбол, содействует развитию быстроты действий и скорости бега, воспитывает, собранность и ответственность перед командой за свои действия.

ПРЫГУНЫ

Количество играющих: 20 - 40 человек.
Место и инвентарь: зал, площадка; стойки и планки для прыжков.
Подготовка. Из играющих создаются две команды, игроки которых имеют различия в форме. Команды выстраиваются перед местом для прыжков (рис. 10).
Описание. По сигналу прыжки начинают первые участники из каждой команды. Они должны преодолеть установленную высоту, чтобы участвовать в дальнейшем соревновании. Каждый выполняет две попытки в общем потоке. Если в одной из попыток высота будет взята, участник продолжает соревнование.
При выполнении прыжка начисляются очки за правильность отталкивания и приземления. За отталкивание от линии «3» - 3 очка, от линии «2» - 2 очка, от линии «1» - одно (в соответствии с разметкой). То же самое за приземление. В лучшем случае за прыжок участник может получить 6 очков. Игру проводят либо до условленной суммы набранных очков, либо до определения наибольшего количества оставшихся участников.
Правила: 1) все прыжки выполняются определённым способом, по сигналу; 2) не взявшие высоту выбывают из соревнования.
Методические указания. Необходимо чётко разметить места отталкивания и приземления. Очередной прыжок выполнять только после полной подготовки места соревнования. К судейству привлекаются несколько человек: счётчиков очков, судей у линий, у планки и в яме для прыжков.
Педагогическое значение. Основное назначение этой игры - закрепление навыков легкоатлетических прыжков в высоту, воспитание умения соревноваться и помогать коллективу в достижении победы.

«ЗАЩИТА ВОРОТ»

Количество играющих: 26 человек.
Место и инвентарь: зал, площадка; стойки для прыжков, мяч для игры в гандбол.
Подготовка. В центре площадки чертится круг радиусом 6 м. Через него намечается средняя линия, которая делит площадку пополам. В центре круга на расстоянии 3 м одна от другой устанавливаются стойки для прыжков. Играющие распределяются по командам. Каждая команда состоит из 13 человек - одного вратаря, G нападающих и 6 защитников. Команды по жребию выбирают половину поля и начало игры. Каждая команда на своей половине поля оставляет 6 нападающих, а па сторону противника отсылает вратаря и 6 защитников. Вратарь занимает место в воротах, а защитники располагаются по радиусу круга (рис. 11).
Описание. По сигналу команда, владеющая мячом, начинает атаку. Передавая мяч и передвигаясь, нападающие стараются забросить мяч в ворота. Защитники мешают им и, перехватив мяч, передают его па противоположную сторону своим нападающим. Те, в свою очередь, начинают атаку ворот противника. Игра продолжается до определённого времени или счёта очков.
Правила: 1) нельзя заходить за среднюю линию, за пределы площадки и в центральный круг; 2) не разрешается держать мяч больше 3 сек. и бежать с ним больше 3 шагов; 3) запрещается задерживать, толкать игроков, вырывать у них мяч из рук. За все эти нарушения у команды, владевшей мячом, мяч отбирается и передаётся нападающим противоположной команды, а защищавшаяся команда наказывается свободным броском с места нарушения (при этом защитники не могут располагаться ближе чем в 3 м oт мяча).
Методические указания. Количество играющих может быть различно. На первых этапах обучения желательно проводить игру в малочисленных командах. Причём нападающих должно быть больше, чем защитников. В дальнейшем это соотношение постепенно уравнивается.
Педагогическое значение. Игра используется в занятиях по ручному мячу. Она содействует закреплению и совершенствованию элементов техники и тактики этой спортивной игры. Этот вариант игры можно проводить в малых залах, причём в нём одновременно может участвовать почти подкласса.

ЭСТАФЕТА ЛЫЖНИКОВ

Количество играющих: 15 - 20 человек.
Место и инвентарь: зал. площадка; стойки.
Подготовка. Размечаются линии cтарта и финиша. В середине площадки устанавливается несколько специальных стоек (по 5 для каждой команды) на расстоянии 2 - 3 м одна от другой. Играющие распределяются по командам (из 3 человек каждая) и становятся за линию старта (рис. 12).
Описание. По сигналу направляющие бегут, обегая каждую стойку, к линии финиша и возвращаются обратно. На линии старта их за пояс берут вторые номера команды. Теперь эту дистанцию они преодолевают вдвоём, затем втроём. Вернувшись на линию старта в третий раз, они быстро изменяют построение: двое принимают положение упора лёжа, а третий берёт их за голеностопные суставы. В таком положении они продвигаются в коридоре между стойками до линии финиша. Здесь они вновь изменяют положение: двое крайних переносят повисшего между ними среднего участника. Выигрывает команда, первой закончившая дистанцию и получившая меньше штрафных очков.
Правила: 1) нельзя сбивать стойки и нарушать построение; 2) не разрешается начинать и заканчивать бег преждевременно - до прихода партнёра п до пересечения линий. За все эти нарушения начисляются штрафные очки.
Методические указания. Игру лучше проводить на местности, на склоне. В качестве стоек могут быть использованы ветки деревьев. Расстояние между стойками может быть изменено в соответствии с подготовленностью участников. Расстояние между линией старта н финиша не должно быть более 20 м.
К судейству привлекаются помощники, подсчитывающие ошибки каждой команды.
Педагогическое значение. Игра способствует приобретению необходимых лыжнику двигательных качеств, выносливости. быстроты и силы, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, коллективизм и согласованность действий. Игра может применяться в подготовительном периоде тренировки юных лыжников.

«СНАЙПЕРЫ»

Количество играющих: 15 - 20 человек.
Место и инвентарь: зал, специально оборудованная площадка; футбольный мяч.
Подготовка. На противоположных сторонах площадки (на расстоянии не более 30 м) намечаются две параллельные линии. На линии «города» отмечается место подачи. Все играющие делятся па две команды, одна из которых занимает место в «городе», другая - в поле. Команде в «городе» даётся мяч (рис. 13).
Описание. По сигналу одни из играющих с места подачи ударом отправляет мяч в поле, а сам сразу же устремляется в противоположный «город». Игрока команды, действующей н поле, принимают этот мяч и ударом по мячу ногой стараются запятнать перебегающего участника. Если последнему удастся пробежать незапятнанным, то его команда получает очко. В противном случае команды меняются местами. Выигрывает команда. которая сумеет за определённое время набрать больше очков.
Правила: 1) мяч при подаче должен лететь с невысокой траекторией и обязательно удариться в поле; 2) не разрешается останавливать мяч руками; 3) нельзя мешать перебегающему игроку; 4) перебегающий после удара обязан во всех случаях выбежать в поле. Обратно он может вернуться только после пересечения линии противоположного «города»; 5) мяч, вышедший за пределы поля или в «город», переходит к другой команде; 6) игрок, не подавший мяч, лишается перебежки. После двух неудачных подач команды меняются ролями.
Методические указания. Игра проводится в специально оборудованном помещении с защищёнными окнами или на площадке. Удары по мячу, остановки должны проводиться определённым способом.
Педагогическое значение. Игра способствует совершенствованию техники игры в футбол, развивает быстроту, смелость, решительность действий.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR),
форматирование и ёфикация - творческая студия БК-МТГК.

— Проведение конкурсов, создание праздничной атмосферы в коллективе;

— развитие творческих способностей учащихся;

— формирование навыков общения юношей и девушек.

Оборудование: коробки с бумагой, полосками ткани, целлофана, газеты, призы для победителей.

Подготовка к проведению конкурса: За несколько дней до вечера определяются 3-5 пар юноша-девушка, выбираются 1 или 2 ведущих, избирается жюри.

Ход вечера:

Ведущий: Уважаемые девушки и юноши! Представьте, что для совместного проведения праздника вы отправились в путешествие на теплоходе, зашли в бар выпить чашечку кофе. Юноша, желая расположить к себе девушку, рассказывает ей анекдоты.

Конкурс 1 – на лучший анекдот

Ведущий: Вот вы пьете кофе, слушаете музыку, и вдруг – ваш теплоход терпит крушение. Течением вас выбрасывает на берег. Вы осмотрелись на острове и поняли, что остров необитаем. Здесь вас ждут самые необычные приключения. Обычно девушки очень эмоциональны, но в экстремальных ситуациях юноши чаще впадают в панику.

Конкурс 2 «Без паники, друг!»

Ведущий: Вам, милые девушки, нужно найти необходимые слова и успокоить вашего друга.

Ну вот, вы успокоились, взяли себя в руки. Огляделись вокруг, убедились, что остров действительно необитаем, и вам придется устроиться на ночлег.

Конкурс 3 «Моя хата с краю»

Ведущий: Юноши должны нарисовать проект жилища, а девушки – модели одежды. Ведь ваша одежда пришла в негодность.

Каждая пара выбирает, из какого материала изготовит одежду – из бумаги, полосок ткани, из целлофана…

Демонстрируются и комментируются проекты жилищ и модели одежды.

Ведущий: Как известно, путь к сердцу мужчины лежит через желудок.

Конкурс 4

составить меню на один день из того, что растет и бегает вокруг

Ведущий: Теперь, когда вы сыты, у вас уютное жилище, подходящая одежда, вы, уважаемые юноши, заметили, какая у вас замечательная подруга – и вкусно готовит, шьет, поддерживает вас, и вы уже влюблены в нее.

Конкурс 5 «О, свет очей моих!»

«О, свет очей моих!» — объяснение в любви (можно предложить юноше поздравить девушку с праздником и преподнести подарок – цветок, сувенир, и т. п.)

Ведущий: Пока влюбленные объяснялись в любви, начался шторм и ваш остров затапливает водой.

Конкурс 6 – танец на газете

Пары танцуют на газете, газета складывается вдвое, затем вчетверо, и т. д.

Ведущий: До сих пор все складывалось благополучно, но оказывается, на острове есть хозяева. Они давно за вами наблюдали и хотели познакомиться с вами поближе.

(Выход папуасов – танец)

Но ваши намерения им неизвестны, может быть, им хочется вас зажарить и съесть, или, наоборот, пригласить на костер дружбы.

Конкурс 7 «Мой твоя не понимать»

Необходимо объясниться с местными жителями танцем, песней, пантомимой.

Ведущий: Но, к счастью, папуасы оказались общительными и добрыми, и вы прекрасно нашли общий язык.

Конкурс 8 «Крик души»

Ведущий: Удачно складывается ваша жизнь на острове. Все-то у вас здесь есть: хорошее жилище, любимая девушка, много друзей… Но вы все чаще стали вспоминать о комфорте цивилизации. И, когда увидели пароход, у вас запела душа.

Исполняется песня.

Подводятся итоги, победители награждаются призами.

Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышения общей физической подготовленности, а также для специальной спортивной подготовки подростков.

Следует помнить, что в 15-17-летнем возрасте (10-11 классы) продолжается рост и развитие организма. Процессы окостенения скелета, нарастания мышечной силы и развития внутренних органов ещё не заканчиваются. В деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некоторая неуравновешенность, повышенная возбудимость. Выносливость организма юношей и девушек 15-17 лет меньше, нежели у взрослых.

Вес тела у юношей прибавляется главным образом благодаря увеличению мышечной массы; у них не отмечается отставания в развитии мышечной силы по отношению к весу. Мышечная система девушек развивается медленнее, чем у юношей (в частности, слаба мускулатура плечевого пояса). Вес тела девушек увеличивается за счёт длины туловища, развития тазового пояса и жировых отложений.

Сравнительная оценка соотношения длины туловища и ног девушек 15-17 лет, показывает, что у них при относительно большей длине туловища ноги короче, чем у юношей; поэтому длина шага у них меньше. А данные сопоставления веса тела и жизненной ёмкости лёгких обнаруживают, что эти показатели у девушек более низкие.

У школьников старшего возраста значительно возрастает способность к абстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. У многих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям по преимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры, позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.

Вполне доступными и интересными для них становятся усложнённые по взаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполнении приёмов и действий, значительных по трудности.

Систематически организуемые подвижные игры при правильном проведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития и совершенствование двигательных способностей занимающихся.

Принимая во внимание, что в этом возрасте развитие костно-мышечного аппарата ещё не закончилось, в играх нельзя допускать длительных односторонних силовых напряжений. Также противопоказаны повышенные нагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которые могут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однако в целях повышения общего физического развития и совершенствования двигательных навыков вполне возможно проводить игры с многократно повторяющимися активными действиями участников в течение довольно длительного времени. При этом необходимо учитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующих проявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем у юношей.

Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трёх или нескольких играющих за место, время, результат), в которых каждый участник может непосредственно влиять на действия другого, лучше проводить таким образом, чтобы состязались "соперники" одного пола. Однако в таких играх-упражнениях, где необходимо проявить силу, скорость или координацию движений при условиях попеременного выполнения заданий без непосредственного сближения с "противником", могут принимать участие команды игроков и в смешанном по полу составе. При этом с целью уравнивания шансов на победу до проведения игры желательно установить меньшие по трудности и сложности требования для девушек.

Руководителю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобы количество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным. Таким образом обычно достигается некоторое равенство команд по силам. Но, иногда, в зависимости от характера подвижной игры и тренированности играющих, равные по силе команды могут быть составлены и при неодинаковом соотношении юношей или девушек в каждой.

В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные с сильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокой силовой нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Девушкам надо воздерживаться от участия в подвижных играх (тем более от соревнований по играм) в дни менструального цикла.

Руководитель должен воспитать у учащихся старших классов такое отношение к занятиям подвижными играми, чтобы они воспринимались ими как серьёзное дело. Следует объяснить, что та или другая игра включается в урок целенаправленно и имеет учебно-тренировочное значение. Сознательно выполняя игровые задания, ученики будут заниматься подвижными играми с повышенным интересом и лучшей дисциплиной.

В случае неудачного выполнения того или другого технического приёма, тактического действия надо побуждать занимающихся к повторным попыткам, приучая их таким образом в упорной, настойчивой тренировке добиваться положительных результатов.

Юноши и девушки 15-17 лет иногда смущаются активно проявлять себя в играх, индивидуально выполнять, когда подойдёт их очередь, те или другие задания. Особенно часто это происходит при занятиях в группах, смешанных по полу. Одни из боязни показаться неуклюжими или нерасторопными иногда специально играют "не во всю силу" или в ответственные моменты игры намеренно допускают "неловкие" движения, чтобы вызвать смех и тем самым отвлечь внимание товарищей от должной оценки своих действий в игре; другие же просто избегают "опасных" положений в играх или играют неактивно. Руководитель должен проходить к таким занимающимся достаточно тактично и не ставить их в неудобное положение перед товарищами, а предлагать им посильные и доступные роли и задания. Отстающих же игроков необходимо побуждать к совершенствованию своих игровых действий, к активному поведению во время игры. В этом отношении на одного хорошо подействует ободряющее слово, сказанное руководителем, для другого полезен поединок с лучшим игроком, намеренно организованный руководителем, третий отреагирует на замечание, сделанное строгим тоном, и.т.д.

Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видам спорта, полезно давать им рекомендации по самостоятельному использованию подвижных игр, занятия которыми могут содействовать закреплению и совершенствованию умений и навыков в выбранном виде спорта.

Список использованной литературы:

  1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.