Европа 4 советы. Руководство и прохождение по "Europa Universalis"

Введение

данное руководство является вольным (и ужасно корявым) переводом. Оригинал .
Буду рад любым комментариям с советами по содержанию/форматированию.
Критика приветствуется, однако злобные комментарии без адекватных доводов будут удалены.


Приниматься за игру в Europa Universalis IV может показаться крайне сложным для новых игроков. Однако Paradox Interactive приложило все усилия и возможности, чтобы сделать игру более понятной для новичков. Руководство было разделено на пять частей для Вашего удобства:
  • Абсолютный начинающий: Те, кто никогда не играл в игры жанра 4Х* ("Никогда не играл в что-то подобное").
  • Начинающий Paradox : Те, кто никогда не играл в игры Paradox , однако знакомы с другими играми жанра 4Х. Например, Civilization 5 или серии игр Total War . ("Играл в что-то подобное, но от другого издателя).
  • Новый в Europa Universalis IV : Те, кто знаком с другими играми Paradox Interactive (Crusader Kings II , Victoria II , Hearts of Iron 3 ), но никогда не играли в игры серии Europa Universalis IV ("Знаю механику игр от Парадоксов, но хочу знать, чем Европка отличается от других игр").
  • Курс повышения квалификации (EU3 -> EU4): Те, кто играл в ранние версии Европки, такие как EU3, но хотят понять принципы EU4.
  • Часто задаваемые вопросы
Руководство будет подстраиваться под эти типы людей, где возможно.

*Жанр 4Х - видео и настольные игры, где игрок контролирует империю (королевство, герцогство, ханство и другие) и "исследует", "расширяется", "использует" и "уничтожает" (eX plore, eX pand, eX ploit, eX terminate)

Абсолютный новичок

Europa Universalis IV (EU4, Европка) - это игра, где Вы, как упоминалось ранее, исследуете, расширяетесь, используете и уничтожаете. Но прежде чем Вы начнете это делать, Вам лучше узнать основы игры. Хорошо, что Вы читаете это руководство, потому что Европка может быть устрашающим вызовом. Самая важная вещь это понять, что Вы играете за постоянного лидера страны, чей народ и армия будут следовать каждому приказу. Пока Ваша страна существует, Вы можете продолжать играть вплоть до 1821 года.

Europa Universalis IV - это огромная стратегия, которая отнесет Вас в потрясающее путешествие по альтернативной истории Земли. Игрок контролирует страну с армией, флотом (если есть выход к морю), военачальниками и специалистами в ее расположении. Хотя в начале игры все границы и события исторически верны, сразу же после того, как Вы снимете игру с паузы, Вы начнете путь по альтернативной истории, где игроки смогут влиять на судьбы наций.

Геймплей игры не сосредоточен на одном персонаже, как в Crusader Kings II . Главы государств будут стареть и умирать, а их наследники, если таковые имеются, взойдут на трон. Игроки являются абстрактными/отвлеченными управляющими страны, и они могут делать что угодно со своей страной до конца игры 2 января 1821 года. Во время партии игрок должен убедиться, что его страна не будет уничтожена или захвачена, так как это ведет к завершению игры.

В игре нет определенных условий для победы, хотя в правом верхнем углу экрана есть счет, показывающий кол-во набранных очков и место в рейтинге. Игроку предоставлена полная свобода выбора, в каком направлении влиять на историю своей страны. Игрок может взять маленькую страну, состоящей из одной провинции, и превратить ее в огромную всеразрушающую империю; или же взять огромную страну и спровоцировать ее распад с многочисленными предшествующими событиями.

Как работает игра?

  • Игрок может выбрать между одиночной или многопользовательской игрой
    • Большинство новых игроков начинают одиночную игру
    • Если у Вас есть друг, который разбирается в игре, Вы можете начать играть с ним в мультиплеер, чтобы он показал Вам основы игры
  • Игрок может выбрать историческую дату и страну, выбрав одну из тех, представленных посередине внизу экрана, или выбрав страну на карте. Попробуйте начать простую игру, чтобы понять основы игры.
    • Игрок может выбрать дату (1444-1821)
    • Дополнительная информация представляется игроку, когда он меняет режимы карт (вверху посередине экрана). Политическая карта будет полезна, чтобы определить ситуацию в стране.
  • Изучите начальную позицию страны и, если хотите, потратьте изначальную казну на стратегически важные решения перед тем как снимать игру с паузы. Например, нанять советников или отправить купцов/дипломатов на задания.
  • Когда игра снимается с паузы, время течет быстро или медленно. Вы можете контролировать скорость течения времени с помощью кнопок + и - на клавиатуре или кликая на кнопки плюс и минус в правом верхнем углу экрана. Пробел ставит или снимает игру с паузы. Вы также можете нажать на стрелку в верхнем углу экрана, чтобы приостановить игру. Нажать на паузу в том же месте, чтобы запустить игру.
  • Игрок может управлять армией и флотом.
  • Наем армий/наемников или строительство зданий/флотов доступно в меню провинции, которое открывается после нажатия на провинцию.
  • Экономика, которая состоит из налогообложения, производства и прибыли от торговли, может быть изменена игроком, уменьшая кол-во затрат на армию, флот, колонистов и миссионеров или увеличивая доход другими способами. Также возможно взять заем, если казна опустела. Заем берется автоматически при нулевой казне.
  • Взаимодействие со странами происходит через панель Дипломатии.
  • Возможность управления технологическим развитием посредством Очков Монарха, чтобы открывать новые возможности и бонусы
  • В течение игры будут происходить события, которые могут дать игроку возможность выбора и повлиять на ход игры
  • Как ни крути, войны вспыхнут между державами. Война ведется на суше и на море и через осады и морские блокады. В конце концов, зависимо от того, кто выигрывает войну, предложения о мире могут быть предложены проигрывающей и выигрывающей стороной. Результатом мирного договора могут стать передача территорий, денег и других уступков. Игрок может зайти в меню войны в правом нижнем углу.
  • После войны игроку может потребоваться "отдых", чтобы пополнить поврежденные войска, восстановить число рекрутов, отремонтировать корабли и привести экономику в порядок. Может потребоваться некоторое время, чтобы справиться со сверхрасширением или улучшить отношения с соседями. Агрессивная нация может спровоцировать компьютер на формирование альянсов или даже коалиций против игрока. Так как после войны существует перемирие, рекомендуется дождаться даты окончания перемирия.
  • Через некоторое время игрок научится расширяться с помощью колонистов, укреплять свою религию миссионерами, усиливать торговое влияние купцами и поддерживать дипломатические отношения с помощью дипломатов.
Большая часть игры основана на этих пунктах. Геймплей может показаться довольно-таки спокойным, так как игру всегда можно поставить на паузу и начать действовать. Зачастую, останавливать игру, чтобы построить здания, нанять армию или отправить дипломатов на задания, полезно. Армия и флот могут получать приказы, пока игра остановлена, но они не будут двигаться.

Подобно напряженной партии в шахматы, Paradox Interactive хотели, чтобы равновесие в игре и тактические решения игрока были увлекательной частью игры. Важная часть игры это наблюдение за каждой шестеренкой огромной механизма страны. Игрока можно представить в виде кукловода с державой под руководством его пальцев.

Чем игра не является


Это не военная игра. Игроки, желающие отправить их войска на поле боя, не задумываясь о событиях в будущем, будут разочарованы. Хотя в игре есть акцент на ведение войны, это далеко не все, что есть в игре. Если Вы слепо пойдете на войны, Ваши армии будут разбиты, казна пуста, и соседи рассержены. Даже самые агрессивные правители должны уделять внимание тонкостям дипломатии и прагматизму экономики.

Это не ролевая игра. Здесь не будет разговоров по душам с Вашими советниками, и Вы не сможете увидеть других правителей, желающих ударить Вас в лицо поговорить с Вами. Хотя в игре есть династические браки и унии, они представляют чисто абстрактный характер. Не ждите романтических эпизодов.

Это не симулятор боевых действий. Хотя в игре есть панель боя, где можно увидеть как Ваши войска атакуют врага, Вы не сможете управлять ими. Игра сфокусирована на стратегически правильных решениях, а не на ведении боев.

Это не пошаговая игра. Время проходит с одинаковой для всех держав. Однако, так как игра может быть остановлена и скорость течения времени может быть изменена, это не стратегия в режиме реального времени.

Это не быстрая игра. Даже если максимально ускорить скорость течения времени, игры, начатые в 1444 году и законченные в 1821, длятся 12 часов. Это не та игра, если вы хотите пройти ее за десять минут и выиграть.

Это не игра из серии Civiliation. Много игроков незнакомых с играми серии Парадоксов зачастую сравнивают их с играми Civilization. Но это не тот случай. Единственное сходство игр это то, что вы играете за доброжелательных (или нет) людей, которые контролируют судьбы тех, кого Вы выбираете, но на этом сходства заканчиваются. Обе игры хороши по-своему, и каждому они нравятся по разным причинам, но сравнивать их бессмысленно.

Начинающий Paradox

Одиночная или многопользовательская?


Оба режима имею свои плюсы и минусы, однако рекомендуется начать одиночную игру с рекомендованной нацией, чтобы ознакомиться с игрой. Также можно начать закрытую многопользовательскую игру с другом, чтобы он помог Вам разобраться с игрой и показать то, что не было в туториале.

Если Вы никогда не играли в игру, подобную этой, или даже если вы закаленный игрок EU3, все равно рекомендуется пройти туториалы, чтобы ознакомится с основными чертами игры, как война или экономика, и с нововведениями EU4.

Выбор страны


Одним из первых выборов в игре является выбор страны, за которую Вы будете играть. В отличие от Crusader Kings II , где рекомендуется взять страну по-меньше, чтобы не быть вовлеченным в глобальные проблемы Европы, в этой игре лучше взять страну по-больше. Это из-за того, что большие державы любят пожирать маленькие страны, о чем Вы узнаете после нескольких часов (иногда даже минут) игры. Даже если кажется, что управлять страной, состоящей из одной провинции будет легче, это совсем не так. Даже опытные игроки находят это сложным.

Хорошим выбором будут Кастилия или Португалия (прим. от авт.: не советую Португалию - Франция или Оттоманы). Обе находятся на краю Европы, и даже если они попадут в отдаленную войну, их огромный флот сможет защитить их родные провинции.

Страны для первой партии

  • Оттоманская Империя: ...которые в 1444 году являются источником силы и мощи на восточном побережье Средиземного моря, в Восточной Европе и в Ближнем и Среднем Востоке. Их громадные размеры позволяют допустить несколько ошибок в игре, не боясь проиграть партию.
  • Франция: ...которая в 1444 году является отличной страной для вассализации и захвата маленьких соседних стран. Она с легкостью может отбить нападение англичан с севера и продолжить свои завоевания в Европе из-за ее огромной качественной армии.
  • Кастилия: ...которая в 1444 году является возможно самой доминантной страной Иберийского полуострова, хотя ее враги все еще держат территории на юге (Гранада, Марокко и т.д.). Также у Кастилии есть множество интересных событий и миссий: краткосрочные миссии по Реконкисте и формированию Испании, и долгосрочные по колонизации. Испанию также не коснутся другие религии как Реформатство или Протестантизм.

Управление государством


Самая важная кнопка находится в левом верхнем углу экрана. Она будет выглядеть как щит с флагом Вашей страны. Когда Вы нажмете на эту кнопку, откроется меню, которое покажет Вам действующего короля и свободные места для советников. Перед тем как нанять советников, рекомендуется ознакомиться с Вашей экономикой в третьей вкладке. Большинство стран начинают игру в плюсе и прибылью. Проверяйте эту вкладку время от времени, чтобы убедиться, что с Ваша страна получает прибыль. Когда Вы убедитесь, что Вы получаете прибыль, Вы можете нанять советников. Доступно три типа советников: администратор (обозначен бумагой и пером), дипломат (обозначен белым голубем) и военный советник (обозначен двумя скрещенными мечами). Вы можете иметь только одного советника каждого типа. Если Ваша прибыль составляет менее 3 дукатов в месяц, Вам не советуется нанимать советников. Если же вы получаете меньше 30 дукатов в месяц, рекомендуется нанять одного советника первого уровня. Это из-за того, что стоимость советников возрастает квадратично в зависимости от их ранга. Пока неважно какого советника Вы выберите. Только потом Вы можете решить нанять советника для определенных целей, а в первой игре рекомендуется взять самых дешевых.

Территории и армии


Теперь, когда Вы наняли советников и Ваша казна пополняется, пришло время посмотреть на Вашу страну. Ваша страна состоит из одной или более провинций. Ваша страна состоит только из земельных провинций. Никто не владеет морем, однако Вы можете контролировать торговые точки и пути с помощью флота.

В Вашей стране всегда будет столица. Нахождение столиц часто совпадает с современными: Лондон - столица Англии и так далее. Также у страны есть торговая столица, но она часто находится в самой столице.

Вы можете заметить маленькие фигурки в Вашей стране, как 3D солдатиков или 3D кораблики. Это юниты, с помощью которых Вы будете вести войны. У Ваших соседей тоже есть похожие. Чтобы создать юниты, Вам потребуется время, поэтому всегда готовьтесь к войне заранее (или всегда). Если Вы зайдете в меню, в котором Вы недавно были, и нажмете на вкладку Армий, то Вы сможете увидеть, сколько у Вас есть наземных и морских сил и какой у Вас лимит таковых. Лимит обозначает максимальное кол-во юнитов, которых Вы можете иметь без дополнительной платы. Каждый превышающий лимит юнит будет стоить все больше и больше. Вы можете нажать на юнит, чтобы выбрать его, или выделить территорию (нажать и держать), чтобы выбрать несколько юнитов.

Движение юнитов в дружелюбную провинцию обозначается желтой стрелкой. Движение во вражескую или осажденную - красной. Если Вы оставите юнит выделенным, пока он движется, Вы увидите индикатор продвижения из одной провинции в другую. Вы можете отменить продвижение в другую провинцию, пока юниты не прошли половину пути. От отмены приказа ничего страшного не произойдет, кроме того, что, если Вы захотите опять пойти в ту провинцию, то Вам придется начинать все сначала. Движение может приносить другие эффекты. Например, истощение из-за нехватки продовольствия в провинции, холодов или из-за нахождения на вражеской территории.

Другие страны


Если Вы посмотрите вокруг, то увидите провинции цветов, отличных от Вашего. Эти провинции не Ваши. Пока. Они принадлежат соседним странам. Хотя это не просто пустые места. Они управляются компьютером и будут вести переговоры с Вами и другими странами, чтобы выполнить их цели. Кстати о целях, Ваша страна тоже может выполнять задания, если Вы хотите. Кончено, игра попытается наставить Вас в правильном направлении, но Вы все равно вольны делать что угодно. Вы можете найти задания в панели Заданий в меню государства.
Давайте вернемся во вкладку экономики. Вы должны увидеть ползунки в правой части панели. Они позволяют менять кол-во затрат на армию, флот, колонистов и миссионеров. Как правило, ползунки колонистов и миссионеров должны стоять на максимуме, чтобы позволить им выполнить свою работу быстрее. Следующий ползунок отвечает за флот. Вы можете себе позволить опустить его до 75% или даже 50%. Это значительно уменьшит затраты на Ваш флот, но за счет понижения морали и управления торговлей легкими судами. Будет полезно повысить затраты на флот до максимума перед войной, чтобы восстановить мораль и не потерять все Ваши корабли сразу. Стоит отметить, что снижая затраты на флот и легкие суда, которые влияют на доход от торговли, может негативно повлиять на Вашу экономику, если у Вас много легких судов. Наконец, последний ползунок отвечает за армию. Это ползунок, который Вам придется чаще менять, и во время перемирия он может быть сдвинут на 50%-75% процентов. Это повлияет на мораль армии и скорость ее пополнения. Юниты с низкой моралью не так эффективны в бою, что может быть рискованным, если Ваша стоит на границе с потенциальным врагом, или там, где повстанцы из соседней провинции могут начать атаку. Однако снижая содержание армии до 50-75% может быть полезно в начале игры, чтобы заработать денег.

Новичок в Europa Universalis IV

Основные советы

  • Европка может показаться сложной игрой, где каждое дипломатическое и военное решение должно быть сделано вовремя без права на ошибку, но это не тот случай. Да, это правда, что есть некоторые аспекты игры, требующие внимание, и которые не были упомянуты в туториале, однако после нескольких часов игры, Вы будете на пути к завоеванию мира за Рюкю (одно из самых сложных достижений в игре).
  • Полное завоевание требует времени, опыта и практики. Даже опытные игроки, просидевшие несколько сотен часов за игрой, находят это сложным заданием.
  • Это правда, что туториал не объясняет Личные Унии, Колонизацию или коалиции. Поэтому полезно прочитать wiki (которую я перевожу для Вас).
  • Есть очень много ужасных событий в игре, но предотвратимых, такие как восстание крестьян или становление младшим партнером в Личной Унии. Однако, есть события, которые нельзя предотвратить, такие как Война Роз или Пролет Кометы, но не стоит завершать и удалять игру из-за того, что Вы потеряли одно очко стабильности.
  • Знайте свои сильные стороны и слабости. Начинать войну с Россией бессмысленно без союзников в Европе и Азии, которые могут тратить бесчисленные дукаты, чтобы захватить одну провинцию. Но в общем, это просто плохая идея идти в войну с Россией из-за кол-ва земель, которые она занимает, особенно если у нее получится Вестернизироваться.
  • Начинайте играть с легких стран, как Франция, Кастилия или Оттоманская Империя, перед тем как переходить к большим ребятам, как Австрия, Московия или Польша.
  • Следите за Вашей экономикой! Ключ к успешной империи лежит через стабильную экономику. Много новых игроков удивляются, когда, играя за Австрию, их экономика падает, чтобы они не делали. Главная причина это то, что у Австрии есть золотодобывающая шахта в Тироле, которая приносит 10 дукат ежемесячно. Подождите, разве это плохо? Одно слово... инфляция. Каждый месяц шахта приносит Вам 0,15% инфляции. Выглядит немного, но за 7 месяцев инфляция доходит до 1,05%. Но это не навсегда. После того, как Вы откроете определенную технологию, Вы сможете строить конторы, чтобы уменьшать инфляцию ежемесячно. Таким образом, построив достаточно контор, Вы сможете получать 10 дукатов без инфляции.
  • Хорошим способом уничтожить страну будет ее разделение пополам, или забрав территории или освободив страну. Страна, разделенная пополам, не сможет транспортировать армии из одной части в другую, только если у них нет права прохода со страной, которая их делит. Если в одной части страны начнется восстание, этой стране будет сложно создать и отправить войска в ту часть страны, чтобы остановить восстание. Однако делить страны пополам может быть сложным, так как Вам нужно будет немного (чаще сильно много) расшириться.

Перед стартом партии


Даже перед тем, как Вы снимите игру с паузы, Вам нужно сделать несколько вещей. Проверьте карту. Посмотрите на некоторые режимы карты и поймите, что происходит с Вашей страной. Базовые знания географии и истории помогут Вам, так как игра старается следовать теми же дорогам, что и история. Тем не менее, странные вещи тоже могут произойти: Франция, проигравшая войну Испании, освобождает страны, занимающие половину ее территории, разделение страны пополам. Новым игрокам нужно посмотреть на все панели карт, чтобы узнать, что происходит в их стране.
  • Посмотрите, что Вы видите на карте. Какие у Вас есть провинции? Какие соседние морские зоны? Какие торговые точки находится у Вас или рядом с Вами? также заметьте, что большая часть карты будет закрыта туманом войны или даже скрыта как неизведанная земля.
  • Вы можете менять режимы карты, которые находятся прямо над картой. Самыми важными являются политическая, карта торговли и религии.
  • Нажмите на щит в правом верхнем углу экрана, чтобы ознакомиться с положением Вашей страны. Что происходит с Вашей экономикой? Какой у Вас правитель? Какая форма правления? Какая религия у Вас в стране? Какие национальные решения Вы можете принять?
  • Узнайте о Ваших соседях, используя панель Дипломатии. Они могут быть Вашими союзниками, соперниками или врагами.
  • Проверьте раздел информации и уведомления справа от щита. Узнайте, что они говорят о положении Вашей страны в данный момент.
  • Если в Вашей казне есть деньги, подумайте о том, чтобы потратить их на армию или флот. В противоположном случае, оставьте деньги в качестве средств на войну. Старайтесь не тратить больше, чем у Вас есть, или же Вам придется брать большие займы.
  • Пролистайте режимы карты и посмотрите, если у Вас есть претензии на провинции соседей. Если таковые имеются, то они могут стать Вашей первой целью завоевания, но будьте осторожны и убедитесь, что Вы потяните войну за эту провинцию. Также нажмите на Ваших соседей и узнайте, имеют ли они претензии на Ваши провинции. Если да, то это может стать причиной войны между Вами. Также проверьте религию в Ваших провинциях. Все ли они одной религии, или же Вам надо отправить миссионеров, чтобы обратить еретиков в единственную веру? (Вашу, конечно же)

За какую страну играть?


Много игроков делают огромную ошибку, начиная играть за страну с одной провинцией. НЕ НАДО. Может показаться, что так будет легче понять основы игры, но это не так, на Вашем пути будет множество препятствий. Если Вы сделаете ошибку, вы не успеете моргнуть, как Вас захватят.

В общем, лучше брать страну побольше, у Вас будет больше денег, армии и флота. У Вас также есть больше стратегических решений, с которыми можно поиграть без страха перед ошибками. Если Вы проиграете войну (а в первой игре многие так делают), то потеря нескольких провинций не будет катастрофой.

Перед началом игры, игра предлагает страны на выбор. По мнению разработчиков, они являются наиболее интересными на момент начала игры. После того, как Вы освоите игру, Вы можете вернуться и начать игру за мелкую страну. А пока - играйте большой.

Даже сузив круг выбора наций до больших стран, их все равно много. Хотите ли Вы начать игру за страну без флота (чтобы не беспокоиться о механике флота) или же за морскую державу? Заметьте, что некоторые страны уже воюют или готовы начать войну.

  • Другая точка зрения: если Вы хотите начать игру за маленькую страну, желательно из Священной Римской Империи или Японии, то Вы, наверное, сможете освоить игру и найти выход из Вашего положения. Большие нации могут захлестнуть Вас возможностями выбора.
Еще один совет для начинающих игроков это начать играть за Западную страну, так как уровень их технологий выше.

Какой сценарий я должен выбрать?


В игре есть 11 сценариев, с которых можно начать. Вы всегда сможете начать игру, начиная с 1444 года. А еще, Вы можете сами выбрать любой год от 1444 до 1821 (однако, если Вы выберете 1821 год, то партия будет длиться один день. Не очень интересная партия!).

Руководство


Вы всегда можете прочитать Руководство .

Дневники разработчиков


Paradox также опубликовали десятки дневников разработчиков, специально для игроков предыдущей версии игры, и чуть менее специально для игроков Crusader Kings II . Даже если Вы играли в другие игры от компании или просто хотите познакомиться с процессом разработки, Вы всегда можете посмотреть их .

Всплывающие подсказки


Эти подсказки всегда помогут Вам, пока Вы водите мышью по экрану. Обычно они описывают саму игру, однако, после того как Вы разберетесь с игрой, Вы поймете, что некоторые из них содержат очень полезные советы.

Подсказки во время игры


Эти подсказки будут всплывать во время игры, чтобы ознакомить Вас с основами игры. Их можно полностью отключить в настройках игры, или же снова включены, если Вы почувствовали, что пропустили слишком много.

Часто задаваемые вопросы

Почему я теряю деньги, и что будет, когда я уйду в минус?


События, советники, содержание армии, пополнение поврежденных войск и ремонт кораблей стоит денег. Если Вы наведете на иконку монеты в панеле в верхней части экрана, то сможете увидеть, сколько денег у Вас есть, сколько денег Вы получаете/теряете в месяц, и на что Вы тратите Вашу казну. Не в военное время, Вы можете снизить содержание армии или флота, или даже распустить некоторые юниты (например, наемников) или даже дорогие корабли. Во время войны, Вы можете объединить войска из которых Вы распустили некоторые юниты. Вы также можете уволить советников, если Ваш бюджет не может их содержать. Вы также можете снизить затраты на миссионеров и колонистов, однако это их замедлит или даже остановит.

Проверьте лимит Вашей армии, который показан в левой части вкладки Армии. Если Ваш лимит превышен, то юниты, которые были сформированы сверх лимита, будут стоить намного дороже. Распустите эти юниты.

Однажды, даже эти способы сокращения убыли не смогут Вам помочь, и Ваша казна опустеет. Вы будете должны. Если у Вас минусовой баланс к концу месяца, то игра автоматически возьмет заем. Вы должны будете выплатить заем с процентами через пять лет. Если Вы не сможете этого сделать, то дата выплаты будет отсрочена, но процент возврата повыситься. Ничего страшного, если Вы взяли 1-2 займа, даже если это для того, чтобы нанять наемников. Тем не менее, брать несколько займов может быть непосильным. В отдельных случаях, страну могут объявить банкротом.

После войны, распустите всех Ваших наемников и солдат, которые превышают лимит Вашей армии, и снизьте содержание Вашей армии. Но не забудьте поставить содержание армии на максимум, чтобы солдаты были готовы морально к следующей войне!

Как и зачем строить колонии?


Европка основана на колонизации. Чтобы начать колонизацию, Вам нужен колонист. Чтобы получить одного, Вам нужно открыть либо нац. идеи Расширения или Исследовательские идеи (если Вы не играете за Португалию, у которой уже есть один колонист), что может потребовать развития административных технологий. Для ранней колонизации лучше брать исследовательские идеи, так как они дают конкистадоров и исследователей. Они работают по тому же принципу, что и генералы с адмиралами, но они еще могут открывать не открытые земли, а также они чуть-чуть слабее генералов и адмиралов. Вы будете получать намного меньше налогов с провинций и вместо доходов от производства, Вы получите доход от пошлин от колоний. Положительная сторона колоний заключается в том, что от колоний Вы получаете ценные ресурсы торговли, доход от которых будет приходить от пошлин и торговли. Конкистадоры должны быть привязаны к наземным войскам, чтобы пересекать и открывать не открытые земли, в то время как исследователи должны быть привязаны к флоту, чтобы открывать новые морские территории. Исследователи иногда открывают территории на побережье. Аналогично, конкистадоры открывают моря будучи на побережье. Колониальное расширение существует для стран, которые могут добраться до колониальных территорий и которым не нужно искать и завоевывать богатые провинции. Если Вы настолько круты, что смогли стать страной с наибольшим кол-вом колоний, то Вы можете открыть обе группы идей, что позволит Вам иметь трех колонистов, которые ускорят процесс колонизации.

Как управлять торговлей, зачем оно мне, как захватить больше торговых точек?


Торговля - это основа любой супердержавы. Местонахождение Ваших торговцев и коммерческих судов важно для привлечения богачей из Нового Света и Востока к Вам в столицу. Если Вы поменяете режим карты на Торговый, то сможете увидеть, где находятся торговые центры, торговые регионы, поток торговли, и, самое главное, каково Ваше влияние в отдельных точках торговли.

У вас всегда будет торговый узел, в котором расположена Ваша столица (или торговая столица), Ваш домашний торговый узел будет лучшим местом для сбора денег, так как в этом узле не будет штрафов. В начале игры полезно поставить торговца в торговые узлы, которые собирают много денег и находятся в пределах Вашей страны. Если у Вас есть более, чем один торговец, отправьте второго в торговый узел, где у Вас есть провинции, чтобы он передавал торговое влияния к Вам в столицу.

Если это прибрежный узел, назначьте легкие суда, которые бы патрулировали торговый узел, из которого Вы передаете влияния в столицу. Каждый корабль будет помогать переправлять торговлю. Просто постройте легкие суда, объедините их, нажмите на кнопку (с монетками) и найдите торговый узел, который Вы хотели бы защитить. Если навести мышь на возможные торговые узлы, то Вы узнаете, на сколько Вы сможете увеличить свой доход, а открыв режим Торговли на карте, Вы увидите, где находятся торговые узлы.

Если Вы не обладаете грандиозным флотом, то Вы можете отметить галочкой "Пойти домом в случае войны", чтобы Ваш флот нашел ближайший дружеский порт, чтобы спастись от вражеского флота. Когда война закончится, Ваш флот продолжит патрулирование торговых узлов.

Каждая провинция, в которой находится торговый узел, увеличивает Вашу торговую мощь. В режиме Торговли Вы сможете увидеть провинции с иконками над ними. Это те места, куда течет/вытекает торговля. Поэтому, если Вы не знаете, какие провинции взят после войны, то эти провинции будут очень полезны.

Я воюю! Как мне победить?


Войны могут быть сложными. Хотя самое главное это кол-во. Это игра о логистике, поэтому страна с наибольшей армией обычно побеждает. Генерал тоже может быть полезен. Если Вы воюете со страной, которая сильнее, чем Вы, рекомендуется вести оборонительную войну, так как Вы будете получать бонусы от местности. Чтобы получить максимальное кол-во бонусов, постарайтесь найти провинцию с наибольшим процентным содержанием гор. С течением времени, важность правильного состава армии (например, для стран с западными технологиями важно иметь менее 50% кавалерии, чтобы избежать штрафов) возрастает. Проверьте страницу о (англ.), чтобы узнать подробнее. Есть другие факторы, которые важны, чтобы помочь выжить армии: мораль, тактика, маневр и дисциплина. Некоторые из них улучшаются за счет новых технологий, поэтому перед тем, как атаковать врага, изучите его положение внимательнее.

В общем, старайтесь найти хороших союзников, которые не часто начинают войны и не будут звать Вас в свои проигранные войны.

Я воюю со страной, которая намного больше меня. Что делать?


Это может быть одной из самых сложных задач в игре. Трудно воевать с большей страной, чем Ваша, так как ее армия скорее всего больше, чем Ваша тоже. Если Вы застряли в войне с супердержавой, то лучшим выходом будет сдаться и принять любые требования. В противном случае, Ваш противник может захватить еще больше территорий и потребовать еще больше. Если Вам нужно вступить в бой, то попытайтесь находиться в горах, чтобы снизить важность кол-ва солдат, хотя все равно старайтесь избегать боев, в которых Вы не можете одержать победу. Если возможно, постарайтесь захватить те территории, которые они не могут захватить, такие как острова. Ваша главная цель - это поднять их усталость от войны, что позволит Вам заключить мирный договор получше. Это очень рискованная стратегия, однако может появиться другой игрок-компьютер, который захочет воспользоваться этим положением и достичь свои собственные цели. Если война идет в Вашу пользу, не будете жадным. Если Вам кажется, что противник ослаб, он может собирать свои войска в недоступном для Вас месте. Если Ваша задача просто выжить, белый мир будет более, чем достаточно.

Как уменьшить шансы нападения?


Чтобы избежать нападения со стороны большой страны, попытайтесь создать как можно больше юнитов и поддерживать союзы с соседями. Хорошие отношения с Вашими соседями уменьшат шансы противника на нападение.

Часто задаваемые вопросы (продолжение)

Как вырастить большую страну из маленькой?


Пока большие страны могут создать несколько союзов и победить количеством, маленькие страны должны быть умнее. Создать союз с большой страной и позволить им сделать все за Вас - неплохой план. Убедитесь, что Ваш союзник пойдет на войну (в панеле объявления войны) и проверьте, чтобы Ваш противник не имел сильных союзников и "невидимых" союзников, таких как Священная Римская Империя. Захват других маленьких стран тоже является хорошим планом.

Что мне делать с Очками Монарха?


Очки Монарха - это самая главная часть Европки. Они являются мерой влияния и способностей правителя управлять страной. Они влияют на эффективность технологического развития и дипломатических отношений. Есть три типа очков:

Административные очки: используются для административных технологий, идей, государственных зданий и экономики.

Дипломатические очки: используются для дипломатических технологий, идей, морских зданий и торговли. Они также тратятся, когда страна хочет заключить мирный договор.

Военные очки: используются, чтобы строить военные здания и крепости, а также для военных технологий и идей и военачальников.

Как заработать дукаты?


Есть несколько способов. Вы можете снизить расходы в панеле Экономики, снизив затраты на армию, флот, миссионеров или колонистов. Опять же, делайте это только в мирное время, так как понижение расходов понижает мораль армии. А в начале игры используйте только советников в тех областях, в которых у Вашего правителя провал. Также есть здания, которые увеличивают Ваш доход от провинций. Используйте легкие суда, чтобы защитить Ваши торговые пути и увеличить доход с них.

Что такое СРИ и зачем оно мне?


СРИ (Священная Римская Империя, хотя в реальности это так не называлось), зависимо от Вашего положения на карте, СРИ может быть важным фактором для Вас, а может и не быть. Если Вы играете в Европе или где-то поблизости, СРИ должно хоть чуть-чуть волновать Вас. Правило такого: чем ближе к Вам Австрия, тем влиятельней для Вас будет СРИ. Если Вы играете одной из стран с одной провинцией в центральной Европе, то СРИ является важной частью игры для Вас, так как Ваша страна - часть СРИ. Некоторые страны в Европе могут повлиять на то, кто будет императором СРИ. Возможно, Австрия будет императором на протяжении всей игры, или другая немецкая нация (Бранденбург) или Богемия станут императором. Если Вы играете в Азии/Африке/Америках, то Вам не нужно беспокоиться о СРИ, так как ни одна из тех стран не является колониальной. СРИ - это сложная политическая система, которая требует времени, чтобы понять ее. Захватывать провинции СРИ - очень плохая идея, если только Вы не играете за завоевательную Францию. Но Вы все равно должны быть очень сильно уверены, что у Вас есть надежные и сильные союзники.

Представляем вам список всех актуальных кодов, с помощью которых можно получить огромный набор преимуществ. Получение поводов для войны, групп идей, ресурсов в провинциях и многое другое в Европе Универсалис 4.

Читы в этой игре делятся на две категории. Первый тип – это обычные консольные команды. Вводите некоторую комбинацию в Europa Universalis 4, жмёте Enter и эффект моментально применяется.

Второй тип кодов – это события (events). Дело в том, что в Европе Универсалис 4 есть большое количество различных внутриигровых событий, многие из которых дают очень весомые эффекты, поэтому используются в качестве читов. Подробнее о командах такого типа можно узнать на посвященным им страницах.

Кроме того, некоторые команды в Europa Universalis 4 являются переключателями, то есть повторным введением их эффект можно отменить. По наличию пометки вы можете распознать такие коды для Европы Универсалис 4 в таблице.

Как вводить любые читы в Europa Universalis 4

Все коды прописываются с помощью консоли в Европе Универсалис 4. Чтобы открыть её и начать вводить читы, во время игры в Europa Universalis 4 при английской раскладке нажмите ~ (тильда). Если консоль не открывается - переключите раскладку клавиатуры, скорее всего у вас стоит русский язык.

Таблица со всеми читами для Europa Universalis 4

Вводимый код Результат выполнения
debug_mode Включение данного режима позволяет при наведении курсором на провинцию узнать её идентификатор (ID) и тег страны владельца.
Упрощает использование ряда других команд в Европе Универсалис 4
date [гггг.мм.дд] Устанавливает текущую внутриигровую дату
die (kill) [страна] Осуществляет смерть монарха в указанном государстве
add_heir [страна] Добавляет наследника в выбранную страну
kill_heir [страна] Смерть наследника в указанном государстве
siege Чит-код на завершение осады в выбранной провинции в пользу осаждающих в Europa Universalis 4
annex [страна] Начать процесс аннексии (присоединения) указанной страны. Оно должно быть вашим вассалом
integrate [страна] Начать процесс интеграции выбранного государства. Оно должно быть вашим младшим партнером в унии
vassalize [страна] Делает указанную страну вашим вассалом в Европе Универсалис 4
discover [страна] Делает столицу выбранного государства видимой для вас
winwars Максимум очков преимущества во всех ведущихся вашей страной войнах
kill_cardinal Чит-код вызывает смерть кардинала в Europa Universalis 4
cash [число] Добавляет вам выбранное количество денег
population [число] Добавляет в указанную провинцию некоторое количество населения
setmissionaryprogress [число] Устанавливает процент прогресса обращения выбранной провинции в другую веру в Европе Универсалис 4
manpower [число] Добавляет вашей стране рекрутов. Без ввода значения даёт 50000, а если ввести число, оно умножается на 1000
add_natives [число] Добавляет в указанную провинцию некоторое количество аборигенов
add_reformlevel [число] Чит-код добавляет уровень реформ для Священной Римской империи в Europa Universalis 4
add_opinion [страна] Улучшает отношения с выбранным государством
add_pi [страна] Добавляет указанной стране очки влияния на Папу Римского
add_pa [страна] Добавляет выбранному государству авторитет патриарха в Европе Универсалис 4
add/remove_cb [страна] Позволяет добавлять или удалять желаемые поводы для войны против любых нужных стран.
tag [страна] Переключает управление на выбранное государство
remove_defender_faith Чит-код удаляет защитника для той религии, к которой принадлежит страна игрока в Europa Universalis 4
add_missionary [страна] Добавляет указанному государству дополнительного миссионера
add_colonist [страна] Добавляет выбранной стране дополнительного колониста в Европе Универсалис 4
add_idea_group Позволяет открывать для вашего государства любые группы идей из доступных.
powerpoints [число] Даёт очки монарха всех трёх типов. Без указания числа повысит до максимума
adm [число] Даёт административные очки. Без указания числа повысит до максимума
dip [число] Чит-код даёт дипломатические очки в Europa Universalis 4. Без указания числа повысит до максимума
mil [число] Даёт военные очки. Без указания числа повысит до максимума
piety [число] Даёт очки благочестия. Без указания числа повысит до максимума
stability [число] Даёт очки стабильности. Без указания числа повысит до максимума
imperial_authority [число] Повышает имперский авторитет в Европе Универсалис 4 на указанное количество очков
prestige [число] Добавляет государству игрока выбранное количество престижа
fow/debug_fow Чит-код убирает туман войны для выбранной провинции в Europa Universalis 4 либо для всего мира, если её не указать
ti/debug_ti Открывает для вас все неиследованные земли
revolt Позволяет вызвать восстание в указанной провинции
pirate Вызывает появление пиратов в указанной провинции в Европе Универсалис 4
legitimacy [число] Устанавливает легитимность вашего правителя на выбранное значение
own Делает вас обладателем указанной провинции
controll Чит-код делает указанную провинцию в Europa Universalis 4 подконтрольной вам (как если бы вы оккупировали её)

Кроме того, в Европе Универсалис 4 вы можете ввести в консоль код help, чтобы вывести все доступные команды. Если ввести help [имя команды], будет выведена вся информация, связанная с указанным читом. Это позволяет уточнить, как использовать определенную команду, не сворачивая игру.

Другие читы для Europa Universalis 4

Возможности схитрить в этой игре не ограничиваются вышеперечисленным списком команд. Предлагаем вашему вниманию ещё несколько наборов кодов и прочих вариантов получения преимуществ в игре Европе Универсалис 4.

Полезные внутриигровые события

Формы правления, улучшение любых аспектов страны и многое другое . Читы на события помогут с технологиями, традициями, налогами, военной силой и другими составляющими государств в Europa Universalis 4. .

Получение поводов для войны

Зачастую возникает ситуация, когда напасть хочется, но реальных причин для этого нет. Использование этих кодов позволит вам легко управлять поводами для войны в Европе Универсалис 4, добавляя и удаляя их. .

Открытие любых групп идей

Одной из ключевых механик Europa Universalis 4 являются национальные идеи . Поскольку они предлагают сильные бонусы, многим игрокам хочется получить их все. В этом помогут команды на открытие групп идей. .

Europa Universalis повествует о событиях, происходящих не только в Европе, но во всем мире в период времени с 1492 по 1792 год, когда она была поделена на множество провинций, из которых позже возникли разнообразные государства. В провинциях, как и положено, проживают и работают люди. Они производят различные полезные предметы и вещички, исправно платят налоги, занимаются торговлей и призываются на военную службу в качестве солдат и моряков. Жителей провинций может не устроить политика монарха и правительства (то бишь ваша), и тогда они поднимут восстание. А у вас в руках сосредоточена почти вся полнота власти (хоть вы и не монарх, а кто-то вроде министра), что не только дает вам большие полномочия, но и накладывает на вас дополнительные обязательства.

С течением игрового времени мировые державы меняются в политическом, экономическом и военном плане. В зависимости от того, как активно ведется торговля в вашем государстве, как хорошо защищены ваши провинции и как быстро развивается технология, ваша нация будет усиливаться или ослабевать, соответственно поднимая или теряя свой мировой авторитет.

Настройки и важные опции

Перед началом игры, выбрав режим Singleplayer, загляните в меню опций. Выберите подходящий для вас уровень сложности и агрессивность компьютерных противников (советую начать с легкого уровня сложности при минимальной агрессивности компьютеров). Рекомендую также убрать туман войны и включить автосохранение так, чтобы игра сохранялась ежегодно. Остальные настройки менять не советую, они подобраны оптимально.

Теперь выберите понравившийся вам сценарий (для начала рекомендуется пройти Tutorial) и страну, которой вы будете править. Обратите внимание на то, что в разных сценариях вам предлагают на выбор разные державы, и вам желательно просмотреть историю и стратегию страны, а также ее характеристики. Подберите себе такое государство, чтобы у него было удачное географическое положение и, главное, чтобы его характеристики находились на высоком уровне.

Наконец, выберите условия для победы (меню Victory ) из четырех возможных: standart (стандартные), supremacy (доминация), deathmatch (завоевание), mission (миссия). При стандартных условиях побеждает тот, кто набрал больше всех очков (victory points; как их заработать, рассказано дальше) к определенному году, установленному пользователем. Во втором случае выигрывает тот игрок, который набирает определенное количество очков; в третьем - то государство, которое включит в свой состав установленное количество провинций. Чтобы одержать победу при последних условиях, необходимо, как несложно догадаться, раньше других выполнить миссию, которая различна для разных стран. К примеру, России в одном из сценариев ставится задача захватить все балканские земли, тогда как Испания должна выиграть войну с Англией.

Настоятельно рекомендую в начале игры прочитать, так сказать, для общего развития, все даваемые вам компьютером советы (их, кстати, можно также вызвать из игрового меню, выбрав пункт Hints ). Их - аж пятьдесят девять штук, зато они короткие и практичные.

Интерфейс и управление

Большую часть экрана в игре занимает, как и положено, игровая карта. Слева от нее находится информационное окно, где вам выдается вся полезная информация об объектах и вещах (или их содержимом), на которые вы кликаете мышью. Под информационным окном располагается мини-карта, позволяющая обозревать всю игровую местность в микроскопическом масштабе. В верхней части мини-карты находятся три значка, позволяющие менять тип игровой карты: обычный, политический (все провинции на карте разукрашиваются цветами их государств-хозяев и выделяются все союзные государства) и экономический (темно-зеленым цветом окрашиваются провинции, где находятся ваши колонии, зеленым - территории, где ваши торговцы занимаются своей профессиональной деятельностью, светло-зеленым - провинции, где у вас нет ни того, ни другого). В нижней части мини-карты есть три кнопки: одна, с соответствующей надписью, позволяет выйти в игровое меню, другие - с изображением лупы - предназначены для масштабирования игровой карты. По бокам маленькой карты расположились значок в виде листка бумаги, открывающий меню, где вы можете взять квесты (они же - миссии), и книга статистик, где можно получить наиболее полную статистику по многим показателям всех участников игры. Над мини-картой находятся три кнопки (с изображениями: бумага с пером, товары, корабль), нажимая на которые, можно соответственно попасть в окно договоров, заняться торговлей и посмотреть, какая продукция (товары) добывается/вырабатывается в каждой провинции на карте. Над игровой картой располагается статусная панель, где вы можете посмотреть, сколько у вас завалялось в мешках дукатов (местной валюты), сколько находится в вашем подчинении колонистов (популяция), торговцев и дипломатов, а также текущую дату, уровень стабильности вашего государства, количество рекрутов (измеряется в тысячах человек). Наводя курсор на любой из этих показателей, вы получаете о них дополнительную информацию. Над информационным меню есть панель, где, нажимая кнопки с соответствующими картинками, можно узнать свой ежемесячный доход, распоряжаться бюджетом, смотреть свое количество очков и получить некоторую статистику и информацию о вашей армии.

Время идет, а дело не ждет...

В зимнее время года скорость передвижения юнитов заметно падает из-за непроходимых сугробов.

Одна из немногих вещей в EU, которую не купишь за деньги, - это, конечно же, время. Оно летит, а ваши враги не спят - они всей компанией развиваются, копят деньги, товары и воинов, захватывают все новые и новые территории, расширяя свои владения. Посему, чтобы обогнать всех их в развитии, нужно умело распоряжаться временем. Чтобы сделать это, необходимо, в первую очередь, уметь использовать паузу . Активизировать ее можно при помощи клавиши Pause/Break или кликнув на значок в виде часов, расположенный в правом верхнем углу экрана. После перевода игры в режим паузы ваши противники приостановят свою активную деятельность, а вы сможете раздать своим солдатам приказы, начать строительство войск, ответить на дипломатические предложения, распорядиться своим бюджетом и т.д. Единственное ограничение паузы заключается в том, что ваши команды, приказания и действия будут выполнены только после выхода из нее.

Вы также можете поменять в опциях скорость течения времени, причем делать это разрешается прямо в процессе игры. Обратите внимание на то, что в начальном меню опций, которое вызывается из главного еще до начала игры, список возможных значений для этого немаловажного параметра урезан. Советую установить его в районе средней отметки. А вообще ускорять течение времени выгодно в том случае, когда вы, например, что-нибудь строите, а параллельно ничего другого полезного делать не можете или не желаете.

Провинции

Каждая провинция имеет свое название и является либо нейтральной, либо принадлежит к какому-нибудь государству, о чем свидетельствует флаг страны-хозяйки или его отсутствие на ее территории. Если вы кликните левой кнопкой мыши на принадлежащую вам провинцию, в информационном окне появится ее содержимое (различные здания внутри нее).

В начале игры в вашем государстве имеется только одна провинция - ваша столица. Чтобы расширить границы своей страны и присоединить к своему государству нейтральную территорию, вы должны кликнуть правой кнопкой мыши на этой провинции и выбрать в появившимся меню пункт Place colonist , то есть основать там колонию (повторные вызовы этой команды на ее территории приводят к увеличению числа местных жителей). Когда вы заканчиваете строительство последней, не мешает сразу отчистить ее территорию от недружелюбных соседей (если они, конечно, есть) с помощью своего войска. Соседствующие с вами воины могут в любой момент исподтишка напасть на вас; их вы можете лицезреть в углу информационного окна провинции. Чтобы расправиться с ними, выберите свой военный отряд, расположите его на территории нужной вам колонии и дайте ему команду Attack natives при помощи все того же информационного окна.

Колонии могут апгрейдиться, и с каждым апгрейдом уровень каждого ее жителя поднимается на единицу. Колониальные провинции могут быть шести уровней, переход на каждый из которых сопровождается добавкой к населению в виде ста новых человек. Когда численность населения колонии достигает семисот человек, она превращается в такой же город, как ваша столица, и тогда вы сможете производить там рекрутские наборы и строить различные здания. Чтобы набирать солдат в ряды своей армии, зайдите в свою провинцию и кликните на палатку; появится меню, где вы сможете выбрать, какие воины и сколько вам нужны. Если город находится на берегу моря, в нем всегда есть верфь, где вы можете построить корабли. Если же вы хотите создать в городе укрепления и улучшить тем самым его оборону, что существенно усложнит вашим врагам процесс его взятия, вы должны выбрать ворота и подтвердить свое решение, утвердительно ответив на уточняющий вопрос. Кликнув на церковь, вы увидите информацию о вашей провинции. Также в своей провинции вы можете построить мануфактуры (для этого кликните на постройку, расположенную в левом верхнем углу города), что улучшит и ускорит развитие различных технологий, и офисы:

Экономика в провинции развивается постепенно, с приростом населения. Последнее же начинает понемногу расти с каждым месяцем сразу же после освоения колонии. Общий ежемесячный прирост популяции на территории всей вашей державы положителен, если стабильность вашей страны находится на высоком уровне, и отрицательный, если у вас проблемы с этим немаловажным показателем. Это означает, что даже самая маленькая и слаборазвитая колония может превратиться со временем в город без пополнения ее населения с вашей стороны, хотя если вы будете делать это, то можете сильно ускорить процесс ее развития.

Ландшафт провинций бывает пяти типов: поле (открытая местность), лес, горы, пустыня и болотистая местность. Вполне естественно, что в горах или по болотам ваши отряды будут передвигаться медленнее, нежели по поляне.

Чтобы захватить провинцию, принадлежащую вашему врагу, вы должны, прежде всего, объявить ему войну (см. “Дипломатию ”) и, подведя к этой провинции свои отряды, уничтожить укрепления и расправиться с охраной. Затем кликните правой кнопкой мыши на завоеванную вами территорию и выберите в появившемся меню пункт Offer peace , дабы она отошла к вам по результатам мирного договора.

Юниты

Военный отряд изображен на карте в виде солдатика, если является сухопутным, или в качестве кораблика, если он - морской. В нижнем правом углу юнита написано, сколько в него входит воинов. Вы можете, выбрав отряд, воспользоваться опцией Reorganise , что позволит вам разбить его на несколько других. Можно разделить его надвое при помощи функции Split (при делении пополам отряда с нечетным количеством солдат вы безвозвратно теряете одного воина). Также предусмотрена команда Disband , позволяющая навсегда распустить выбранное вами войско. Кроме того, вы можете объединять в группы и соединять в один свои военные отряды (команда Merge ).

Нужно сказать, что у местных юнитов есть такой показатель, как мораль. Выбрав отряд, вы можете увидеть шкалу под ним, которая и отражает мораль его воинов. У только что набранных в армию людей она невысока, но будет ежемесячно повышаться до вашего максимально возможного уровня. Правда, с течением времени ваши воины не только увеличивают уровень своей морали, но и потихоньку вымирают.

Когда вы командуете своему юниту куда-либо идти, между ним и целью появляется красная стрелка, которая зеленеет по мере продвижения вашего отряда, и в тот момент, когда она становится полностью зеленой, юнит переносится к указанному месту. Как вы можете заметить, передвижение войска занимает немало времени, а его скорость зависит от многих факторов. К примеру, если оно идет к цели через провинцию с труднопроходимой местностью или если оно направляется на неразведанную ранее вами территорию, его скорость будет неимоверно низкой. Кстати, если ожидание передвижения ваших подопечных кажется вам томительным, можете ускорять течение времени.

Всего в игре существует три вида сухопутных войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Пехотинцы являются простейшими, слабыми и самыми дешевыми для найма юнитами. Они берут не умением, а числом. Что касается кавалерии, то она может похвастаться высокой скоростью передвижения и неплохой силой атаки. Артиллерия же предназначена для осады крепостей и имеет большой радиус поражения, но практически бессильна без прикрытия в ближнем бою. Комплектовать армию желательно из разных типов войск, чтобы она была сильна по всем параметрам.

Морские юниты бывают также трех видов: боевые корабли, галеры, транспорты. Все они могут перевозить на борту пассажиров, то есть сухопутные войска. Боевые корабли имеют среднюю вместимость, галеры - малую, а транспортники, как и положено, - наибольшую. Следует учитывать, что вес разных видов юнитов различен, и самыми легкими из них являются пехотинцы, потом идет кавалерия и, наконец, первое место по этому вредному показателю занимает артиллерия (вес, а также другие характеристики ваших войск вы сможете увидеть в информационном окне, выбрав интересующий вас юнит). Боевые корабли эффективны в сражениях на воде, зато стоят они немало деньжат. А вот галеры - это, что называется, “морская пехота”, слабая, но дешевая. Эти лодочки предназначены для использования во внутренних морях, таких как Балтийское, Средиземное и Черное. Ни в коем случае не держите свои корабли в открытом море слишком долго - их следует время от времени подводить к вашему порту (обозначается на карте в виде якоря) и ставить на стоянку, где их экипаж сможет запастись продуктами питания, иначе они будут тонуть.

Тактика игры

Задача управления страной на протяжении трехсот лет - не из простых. При стандартных условиях для победы вы должны набрать как можно больше очков, а очки даются вам за победы в битвах с другими империями и за выполнение квестов (к примеру, у России в определенный период времени - это удержание Москвы в течение пяти лет или захват Казани), список которых постоянно увеличивается (выполнять их вовсе не обязательно, но крайне желательно - можно заработать кучу очков). К слову сказать, обязательства на выполнение более трех миссий одновременно вам не позволят взять на себя. Так что почаще заглядывайте в соответствующую менюшку и смотрите условия миссии, то есть сколько вам дается времени на ее выполнение, сколько вы получите за это очков и сколькими из них вы поплатитесь в случае неудачи.

Не пытайтесь быстро добыть немереное количество очков на ранних стадиях развития своего государства - все равно ничего не получится, вы только потерпите позорное поражение. Посему не имеет смысла в начале игры участвовать во всех возможных войнах и атаковать всех подряд, чтобы заполучить-таки драгоценные очки. Добывайте их особо не спеша, пока хорошенько не развились, да и когда сделаете это, не нужно гнаться за очками, как бешеный бык за красной тряпкой, - можете пропустить опасную контратаку и остаться фактически не с чем.

Основная проблема для вашей страны - это выживание в суровых условиях войны за мировое господство между ведущими мировыми державами. Если у вас есть слабые места и ваша оборона недостаточно мощна, сильный соперник воспользуется удобным случаем и сразу же поведет внушительные отряды по направлению к вашим провинциям. Чтобы выжить, вы должны постоянно улучшать свои оборонительные порядки и иметь хорошую армию, как сухопутную, так и морскую.

Экономика как средство существования

Кроме построения юнитов для защиты своих владений, вы должны уделять должное внимание экономическому развитию своего государства. Если у вас подходят к концу запасы золота, можно прибегнуть к помощи кредита и взять его в банке (для этого активизируйте бюджетное окошко и выберите пункт под названием Take bank loan ). Обратите внимание на то, что первоначальный кредит равен двумстам золотым (хотя, когда вы достигните высокого уровня экономического развития, вам будут доверяться более крупные суммы), он дается вам на пять лет, и по истечении этого срока вы должны сполна вернуть его банку. Кроме того, вы не имеете права брать более пяти кредитов одновременно.

Обязательно следите за уровнем инфляции в вашем государстве и старайтесь, чтобы он был как можно ниже. Чем больше вы берете кредитов, тем выше инфляция, так что прежде чем заглядывать в банк, хорошенько подумайте.

Чтобы ваше государство благополучно развивалось в экономическом плане, нужно, помимо всего прочего, умело пользоваться бюджетом (обратите внимание на то, что бюджетные деньги составляют лишь часть от всего вашего капитала, остальные финансы предназначены для найма войск, строительства зданий и т.д.), чтобы развиваться в технологическом плане. Свои бюджетные средства вы можете вложить в улучшение и развитие (чем больше вкладываете, тем быстрее развивается) сухопутных, морских войск (следовательно, будет повышаться мораль у ваших пехотинцев, увеличиваться сила, дальнобойность и прочие характеристики ваших юнитов, а также их вооружение), торговли (ваши торговцы станут активнее, а их торги с другими державами - более выгодными для вас), инфраструктуры (становятся доступны апгрейды для некоторых зданий в ваших провинциях), стабильности (будет подниматься уровень стабильности вашей нации) и казны (в нее будут ссыпаться дополнительные дукаты). Понятно, что все развивать быстрыми темпами вам не позволят, поэтому придется подобрать некий баланс. Оптимальные варианты - это либо установить апгрейд сразу всех технологий примерно на одном уровне, либо же - что лучше - на разных отрезках времени выбирать для себя какую-то одну (или парочку), которую вы считаете самой важной, а все остальное будет развиваться задним числом (но совсем не развивать остальные технологии все же не рекомендуется). Советую вам уделить побольше внимания повышению уровня стабильности. Это хорошо повлияет на экономику вашей империи, мораль всех ваших воинов, уменьшит шансы поднятия восстаний в ваших провинциях, а также увеличит бюджет, что позволит вам в будущем лучше развиваться в технологическом плане.

Один из основных источников пополнения вашей казны - это торговля. Чтобы заняться ею, нажмите на кнопку с изображением товаров и выберите любую выделенную на карте провинцию, где бы вам хотелось поторговать. Убедитесь, что у вас в подчинении находится хотя бы один торговец (их число пополняется ежегодно), и нажмите на появившуюся в информационном окне кнопку с надписью Place merchant , после чего начнется процесс передвижения вашего торговца к указанному месту (также можно выбрать команду Autosend merchants , и тогда ваши торговцы будут самостоятельно подбирать для себя провинции). Отправка торгаша на рынок стоит денег, хоть и небольших. Если вы посылаете его в провинцию, принадлежащую вашему государству, затраты будут минимальными, а вот дорога за границу обойдется дороже. Каждый посланный вами торговец будет приносить вам прибыль каждый год и периодически требовать с вас средства на торги. Этот доход может быть различен, он зависит прежде всего от уровня развития торговли в вашей стране и от провинции, где пребывает ваш подопечный. Если там выставлено на продажу золото, сахар или какие-нибудь экзотические штучки типа слоновой кости и различных пряностей, в ваш широкий карман ежегодно будет сыпаться большое количество дукатов, а если вам услужливо суют под нос зерно, шерсть и прочие не пользующиеся особым спросом товары, хорошей прибыли с этого места вы не поимеете.

Дипломатия

Дипломатия - важнейшая часть игры. Без грамотного использования дипломатии вы не сможете покорить мир.

Число ваших дипломатов, без помощи которых вы не сможете заключить ни один договор, увеличивается, подобно торговцам, с каждым годом. Чтобы переговорить с какой-либо страной, вам необходимо послать туда дипломата. Делается это просто - открываете дипломатическое окошко, выбираете пункт View Alliances . Кликните на игровой карте на интересующее вас государство. Теперь вы можете объявить ему войну (Declare war ), сыграть королевскую свадьбу между важнейшими представителями ваших стран (Offer Royal Marriage ), договориться о торговле (Trade embargo ), предложить ему вассальную зависимость от вас (Offer vassalization ), присоединить его к вашим владениям (Annex ), создать с ним альянс (Create alliance ), расторгнуть ранее заключенный союз (Leave alliance ), обменяться открытиями (Exchange discoveries ), предложить ему кредит (Offer loan ). Объявление войны необходимо, чтобы начать военные действия против какой-либо нации. Династический брак упрочняет связи между государствами, и если кто-то из них вскоре после королевской свадьбы осмелится напасть на другого, то поплатится за это резким упадком стабильности. Чтобы сделать любую страну своим вассалом, необходимо сначала оформить династический брак между ее и вашим правителями, находиться с ней в альянсе, иметь с ней хорошие отношения, а также проповедовать ту же, что и она, религию (чтобы изменить свою религию и увидеть религиозную карту, кликните на изображение вашего герба в левом верхнем углу экрана, затем нажмите на кнопку с изображением креста; теперь вы можете выбрать одну из трех религий: католичество, православие и мусульманство). Если вы хотите присоединить какое-нибудь государство к своей империи, оно прежде должно просуществовать в роли вашего вассала в течение десяти лет. При предложении кредита другому государству желательно при этом требовать с него большие проценты. Можно вообще подарить мешок дукатов своему конкуренту по захвату мира, чтобы раздобрить его и улучшить отношения с ним. Используйте “подарок” в том случае, если побаиваетесь своих соседей или если вы хотите сделать из какой-нибудь державы своего вассала или присоединить ее к себе, а у вас с ней натянутые отношения (слишком крупные суммы дарить не советую).

Не думайте, что ваш собеседник согласится на все ваши предложения, - он хорошенько все взвесит и подумает, и если ваши условия покажутся невыгодными для него, он их попросту отвергнет.

Горячие клавиши

Основное

Shift + F12 - активизирует чат для игры по сети или Интернету.

F11 - снимает скриншот и сохраняет его на жестком диске в качестве картинке с расширением bmp.

Ctrl + “+” - увеличивает скорость игры (недействительно при игре по сети или Интернету).

Ctrl + “-” - уменьшает скорость игры (недействительно при игре по сети или Интернету).

“+” - увеличивает размер карты.

“-” - уменьшает размер карты.

F12 - открывает/закрывает консоль, созданную для ввода чит-кодов.

Home - находит и показывает вам вашу столицу.

F1 - позволяет вам просмотреть ваши миссии или очки для победы.

F10 - открывает главное меню.

Команды для юнитов

PageUp/PageDown - быстрая смена ваших юнитов.

Ctrl + [цифра] - привязывает юнита к этой цифре (то есть данный юнит будет вызываться при помощи нажатия на эту цифру).

S - делит выбранный вами отряд на два равных друг другу аналога.

G - объединяет выбранные вами отряды в один.

U - выгружает воинов (если есть кого выгружать) из выбранного вами морского транспорта.

Часто жалуются, что события в их любимых играх происходят слишком быстро. Вроде только успел построить пару примитивных домиков для поселенцев, а каменный век уже закончился, сделал несколько глобальных открытий – бац! на пятки уже наступают суровые будни всеобщей Индустриализации. Порой даже не получается полностью реализовать возможности каждой эпохи и внимательно разглядеть все её специфические особенности. Если вы тоже не любите спешить, а хотите наслаждаться спокойной неторопливой игрой, то проект Europa Universalis 4 не только придётся вам по вкусу, но и полностью захватит свободное время.

Europa Universalis 4: медленно, но верно

Жаль, что никто не придумал провести конкурс на самую неторопливую в мире игру. Нет никаких сомнений, что Europa Universalis 4 справедливо получила бы почётный чемпионский титул. Однако, такую специфику никак нельзя назвать неудачной, скорее, она привлекает дополнительное внимание и заставляет геймера вникнуть в каждую тонкость. Но не ищите в EU4 примитивизма и условностей, свойственных простеньким историческим симуляторам. Да и тоже не стоит ждать. Здесь размах как минимум планетарного масштаба, достаточно взглянуть на карту в главном меню. Неспешный сюжетный поток медленно вытекает из позднего Средневековья, отмеченного драматичным и ярким падением Константинополя, и плавно вливается в Новую Эпоху, проходящую под трепещущим стягом Наполеоновских Войн. Выбрав одно из доступных государств, вы будете вести его к счастью и процветанию, попутно полностью меняя реальный ход истории.

Строительство альтернативной модели развития мира растягивается почти на 400 лет. Всехардкорные элементы геймплея, отличающие серию от того же , вендорам удалось сохранить, а вот сложный, и не всегда дружественный интерфейс, претерпел существенные изменения в лучшую сторону. Витиеватая схема управления государством стала более оптимизированной и слаженной. По просьбам самых активных фанатов Europa Universalis разработчики расширили и улучшили функционирование всех жизненно важных отраслей и сделали более детальным моделирование дипломатических отношений между потенциальными союзниками и противниками.

С чего начать завоевание в стратегии Europa Universalis 4

На первом этапе вы становитесь князем в маленькой провинции, занимаете королевский трон в столице одной страны или пробуете прибрать к рукам полномочия императора. Эти параметры напрямую зависят от того, за какую нацию вы решили играть. Когда первичный выбор сделан, перед вами открывается мир, с которым можно делать все, что только заблагорассудится. Хотите завоёвывать земли соседей – пожалуйста! Желаете прогнать с насиженных мест кочевые племена – никаких проблем! Мечтаете лично спланировать грандиозный исследовательский поход Колумба – да сколько угодно! Геополитическая карта предоставляет полную свободу. Раскроить судьбу мира на собственный вкус – вот ваша основная задача. Никаких простеньких миссий , только великие дела и грандиозные свершения.

Самый ценный ресурс в игре Europa Universalis 4 – очки опыта. Именно они позволяют в полной мере использовать верховную власть (хоть князя средней руки, хоть – великого императора) и открывают дополнительные, уникальные опции в дипломатии, военной тактике и строительстве. Это один из принципиально новых элементов серии, ещё не опробованный в предыдущих частях. В остальном развитие происходит по накатанным рельсам. Основными направлениями по-прежнему являются:

  • экономика;
  • культура;
  • военное дело;
  • религия;
  • наука;
  • торговля;
  • внешняя политика.

Заниматься государственными делами помогают профильные советники и мудрецы. Чем компетентней помощник, тем лучше он справляется со своими обязанностями, но и жалование ему придётся платить более высокое. Кроме того, основной опыт эти юниты набирают лишь к старости и порой могут отойти в мир иной, так и не успев претворить в жизнь нужные преобразования.

Война в стратегии Europa Universalis 4

Несмотря на огромную важность торговли и дипломатии, военная составляющая в игре EU4 имеет серьёзное значение. Нельзя сказать, что она является приоритетом, но избежать её не удастся никому. Даже самые ярые пацифисты и сторонники исключительно мирного решения любых вопросов обязательно в итоге будут втянуты в какую-нибудь заварушку. Однако, из этого тоже можно извлечь пользу: получить внушительную контрибуцию от более слабого противника или потребовать освобождения каких-нибудь малых народов, которые в благодарность за независимость могут стать союзниками в будущих сражениях.


Основные плюсы и минусы Europa Universalis 4

К ярким достоинствам игры можно отнести впечатляющую детализацию и поистине гигантский размер глобальной карты. Истории представленных в EU4 стран, княжеств и отдельных провинций уделено очень пристальное внимание, гораздо большее, чем во многих других глобальных стратегиях. Украшают процесс динамичный, азартный мультиплеер и привлекательное визуальное сопровождение. Ложкой дёгтя некоторые геймеры называют слишком часто происходящие случайные события вроде повстанческих бунтов, выступлений еретиков или внезапной инфляции и некоторую предвзятость «рандома», порой слишком откровенно действующего на стороне ИИ. Если бы не эти погрешности, Europa Universalis 4 можно было бы назвать просто идеальной. А с другой стороны: ну кто на 100% совершенен в нашем мире?

По сравнению со многими другими глобальными стратегиями серия Europa Universalis на порядок сложнее и реалистичнее. Завоевание всего мира тут задача хоть и выполнимая, но все же совсем не тривиальная. Аннексировав пару-тройку стран, государь может обнаружить, что оказался в кольце врагов, — слишком наглых агрессоров боятся и увлеченно давят толпой. Причем ровно в тот момент, когда экономика страны окончательно прогибается под затянувшейся войной.

Бездумная экспансия, не подкрепленная продуманной внутренней и внешней политикой, напоминает деление раковых клеток в организме - и результат приносит тот же. Война не альфа и омега, как в серии Total War, а лишь одно из средств, наравне с торговлей, дипломатией, шпионажем и другими.

Причем, говоря, например, о дипломатии, мы имеем в виду не куцый набор вроде «объявить войну» и «подписать мир». Возможности игрока намного шире. «Европа» - настолько логичный и достоверный симулятор правителя XV-XIX веков, насколько это вообще возможно в современной компьютерной игре. Продолжение осталось верным этим принципам.

Эпоха открытий и прогресса

Первое заметное отличие от третьей части - обновленная графика. На стратегическую карту и бродящие по ней фигурки наконец-то можно смотреть без слез, а в дизайне и интерфейсе теперь чувствуется влияние Crusader Kings 2 , предыдущей игры Paradox . Однако давних поклонников серии, конечно же, куда больше интересуют изменения в содержании, а не форме.

Каждая страна спешит отцапать кусочек от поверженного Новгорода.

Поначалу кажется, что механика никак не изменилась и даже хуже того - некоторые возможности разработчики будто бы убрали из игры. Где шпионаж? Где ползунки внутренней политики?

Однако вскоре становится ясно, что Europa не стала беднее, а совсем наоборот. Шпионаж обнаруживается в меню дипломатии, причем возможности тайных агентов в четвертой части гораздо лучше сбалансированы. Пока вы не готовы вступить с врагами в открытую войну, рыцари плаща и кинжала будут сеять в их стане раздор и готовить почву для будущих завоеваний.

Внутренняя политика отныне регулируется через систему национальных идей, позволяющую выбирать для своей страны самые разные бонусы, от эффективности миссионеров до дешевизны наемников. Очки национальных идей копятся вместе с научным прогрессом. Со временем ваше государство «прокачивается», словно персонаж из ролевой игры.

Наиболее агрессивные туземцы подлежат уничтожению, прочих же можно и нужно использовать.

Вместо нелогичных и криво реализованных культурных традиций у нас три новых ресурса: административные, дипломатические и военные очки. Этакие обобщенные показатели королевского внимания. Потратит ли монарх время на модернизацию флота или переговоры с повстанцами? Предпочтет укрепить отношения с соседом или поможет разорившимся торгашам? Построит несколько храмов или снизит уровень инфляции? В результате получается гибкая система с кучей возможностей и вариантов развития.

Переработке подверглась и система торговли. Коммерческий центр больше не привязан к определенной провинции, теперь через всю карту проходят торговые пути, по которым перемещаются ресурсы и капитал, а на каждом отрезке сидит по купцу. Повышая влияние на торговый узел за счет продавцов и патрулирующего флота, вы постепенно перенаправляете материально-вещественный поток по выгодному для вас маршруту, то есть через свои провинции.

Лихтенштейну - статус гегемона

Хоть в играх Paradox и присутствует мультиплеер, все они явно ориентированы на сингл. Государства в Europa Universalis заведомо не равны по силе и экономическому потенциалу - как, впрочем, и было в истории. Цитируя интернет, «это не баг, это фича».

В мировой «песочнице», где вы сами ставите себе цели, начать кампанию за небольшое германское княжество может быть не менее интересно, чем возглавить могучую Испанию. Любимое занятие опытных игроков - приводить слабаков вроде Папской области к мировому господству.

Доставка товаров из Александрии в Европу происходит тремя путями. Венеция заинтересована, чтобы остался только один.

Однако в четвертой части страны отличаются не только размерами на старте. У каждой -дополнительный набор национальных идей, помимо сотни общедоступных. Кроме того, некоторые государства, в реальности добившиеся могущества, считаются «удачливыми». Выражается это во всевозможных бонусах, помогающих стране занять свое историческое место, чтобы карта мира не выглядела совсем уж обескураживающе. Например, Франция поглотит Бургундию с куда большей вероятностью, чем наоборот. Однако если хотите равных возможностей, то опцию «исторической достоверности» можно отключить.

Карта Европы. Даже мельчайшее пятнышко на ней - играбельная страна.

«Удачливые» страны, такие как Великобритания, Испания и упомянутая Франция, проработаны глубже всяких Люксембургов и обладают собственными уникальными событиями. Скажем, в Англии при определенных обстоятельствах разгорается Война Алой и Белой розы, в Османской империи периодически случаются янычарские бунты и так далее. Благодаря этому игра за каждое государство по-своему увлекательна.

Время придирок

И напоследок о грустном. Военно-тактическая составляющая игры все еще слаба. Три типа юнитов - пехота, кавалерия и артиллерия, минимальное влияние игрока на исход битвы, мухлюющий компьютер - это вам все-таки не Total War. Впрочем, Europa Universalis - игра в первую очередь о хитросплетениях большой политики. А уж в этом она даст серии Creative Assembly сто очков вперед.

Порог вхождения остался таким же высоким: в новой системе торговли даже ветеран экономических стратегий разберется далеко не сразу. Стоит отметить, что разработчики потратили немало сил в попытках сделать сложную игровую механику как можно понятнее, а интерфейс - удобнее. Так, если навести курсор на любой параметр, вы тут же увидите, откуда он берется и на что влияет. Тем не менее, если вы не знакомы с творчеством Paradox, чтобы разобраться во всех аспектах игры придется потратить немало времени. В этом плане конкурирующая Civilization выглядит куда выигрышнее.