Какие есть стратегии на компьютер. Лучшие военные стратегии на ПК

Если Вы всегда мечтали предотвратить распад советского союза и желали альтернативного и лучшего будущего для всех стран советов, то тогда игра Crisis in the Kremlin вам идеально подойдет.

Крайне редкие случаи, когда игры с консолей благополучно переносятся на персональный компьютер, а когда это жанр RTS, то таких игр просто единицы. Но все же компания компьютерных игр – Ensemble пошла на риск, ...

Игра Codex of Victory – пошаговая стратегия в великолепной рисованной графике, с интересным сюжетом и возможностью играть в мультиплеер. Привлекает в ней еще и низкие требования к вашей системе персонального к...

Игра Endless Legend является пошаговой стратегией в гексагональную сетку, но если Вы уже играли в последние части такой знаменитой стратегии как Цивилизация, то вам больше ничего не надо объяснять в плане гейм...

Игра Life Is Feudal Forest Village представляет собой смесь таких жанров, как инди, симулятор жителей (типа SimCity) и стратегии. Она является полностью мирной игрой, то есть в ней нет боевой составляющей (пок...

Предлагаем вам решать глобальные проблеммы политического характера на самых высоких уровнях в игре Realpolitiks. Она сразу же вызвала разные мнения у множества игроков несмотря на то, что вышла в свет совсем н...

Syrian Warfare – это интерпретация вооруженного конфликта на территории Сирии, который продолжает до сих пор. Страшная война продолжает и многие о ней даже не знают. Поэтому, игра намерена рассказать и показат...

Planar Conquest является духовным наследником игры Master of Magic, то есть пошаговой стратегии, цель которой довольно прозаична – завоевание, уничтожение, разграбление и мировое господство.

Седьмая часть известной серии пошаговых стратегий разрабатывалась в плотном сотрудничестве с сообществом поклонников. Разработчики игры проводили голосования среди фанатов по многим ключевым вопросам, что позв...

Eador: Imperium представляет собой так сказать увесистое дополнение к основной игре (однако в нее можно играть без предыдущей версии, она представлена как самостоятельная игра).

SteamWorld Heist это новая уникальная пошаговая и драйвовая стратегия, к тому же она еще и RPG, что делает ее еще более интересной и оригинальной.

Декабрь 2016 года дарит всем любителям тактических стелс стратегий в реальном времени - Shadow Tactics - Blades of the Shogun. Сюжет игры Shadow Tactics - Blades of the Shogun разворачивается в Японии эпохи Эд...

Urban Empire - игра созданная для любителей жанра стратегии, а именно симулятор градостроительства. Ваше правление, как мэра города, начнется в далеком 18 веке. Но кроме обычных проблем города, и экономической...

Warhammer 40000: Sanctus Reach на ПК – долгожданная отдушина для всех фанатов, соскучившихся по качественным стратегическим играм в известной игровой вселенной.

Alien Shooter TD – это отличная возможность вспомнить, как именно должны выглядеть недолгие, интересные и приятные приключения. В этой игре идеально все, начиная от графики, заканчивая музыкальным сопровождени...

Игра Thea the Awakening представляет интерес для игровой публики тем, что в ней удачно смешаны такие разноплановые жанры компьютерных игр, как: RPG, Rogue и стратегии.

Master Of Orion это ремейк именно второй части «Повелитель Ориона», напомним есть первая (это естественно), вторая и третья часть. Но все же предпочтение отдали части №2.

События игры Might Magic Heroes VII приходятся на время промежутка между сюжетами двух предыдущих героев, а в центре внимания кампании игры великий страж – Иван Грифон.

Поскольку это уже вторая часть +the banner saga 2, то с первого эпизода сразу становится понятно, что игра не для новичков. Для тех, кто впервые сталкивается с сагой, это пошаговая стратегия.

Вот и наступила дата выхода Sid Meier’s Civilization VI – пошаговой стратегии, в которой Вам предстоит создать могущественную империю из выбранной цивилизации. Придётся приложить немало усилий, чтобы сохранить...

Hearts of Iron IV это глобальная стратегия, временной промежуток, за который нам выпадет честь играть бесплатно – годы второй мировой войны, а так же последующие годы холодных войн.

Скачать игры стратегии на ПК бесплатно

Хотите скачать игры стратегии на ПК? Никаких проблем.. Мы следим за новинками, поэтому на сайте всегда отличный выбор компьютерных развлечений!

Первые стратегии

Strategy – жанр, покоривший умы миллионов геймеров во всем мире. В таких играх залогом достижения успеха является тщательное планирование и эффективное использование наличных ресурсов. Основоположником жанра считается компьютерная игра «Stonkers», выпущенная в 1983 году. Ее геймплей был придуман Лоунсоном и Гибсоном. В 1993 на рынке появилась всеми любимая стратегия «Dune II: The Building of a Dynasty». Она быстро стала востребованной из-за своего нетрадиционного игрового процесса и крутому графическому управлению.

Самой первой игрой, где использовалась рельефная местность и трехмерные юниты, была «Total Annihilation» (1997). В ней предусмотрено два режима: командный и одиночный. В качестве боевых единиц применяются корабли, подводные лодки, автомобили, самолеты-амфибии.

«Homeworld» - первая космическая стратегия, изданная в 1999 г. Она примечательна тем, что все битвы ведутся в трехмерном пространстве. А вот в качестве батальных карт используются замечательные фоновые картины космоса.

Стратегии на компьютер – хорошая разминка для мозга

Самые новые и лучшие стратегии на ПК 2015, 2014, 2013 годов, представленные здесь, интересуют вдумчивых геймеров, которые не любят спешить. Популярность таких развлечений неуклонно возрастает, потому что разработчики создают уникальные компьютерные продукты. Стратегиям и РПГ отдают предпочтение любители сложных задач. Для одержания победы геймер должен проявить лидерство и навыки предводителя. Без таких качеств никак не обойтись. Для успешного выполнения миссии игроку нужно разработать оперативный план и скорректировать его с учетом меняющейся обстановки.

Разновидности игр:

  • Исторические – они связаны с конкретными событиями и фактами, происходившими в далеком прошлом. К примеру, «Men of War: Red Tide» повествует о подвигах морской пехоты, а в проекте «Правда о девятой роте» отражено январское сражение 1988 года в Афганистане;
  • Космические стратегии – в них действие происходит в далеком будущем, а геймерам нужно управлять звездными системами, галактиками. Яркими представителями таких игр являются легендарные «Космические Рейнджеры HD: Революция», «X3: Albion Prelude». В этом направлении существуют интересные и старые стратегии и новые проекты для компьютера;
  • Экономические стратегии на PC – в них необходимо управлять городами, фермами, государствами. В этой категории много занятных игр. Например, «Тропико 3», «Магнат отелей»;
  • Пошаговые стратегии на ПК – появились раньше жанра RTS (режим реального времени). В подобных играх геймеры совершают действия по очереди, поэтому они больше времени уделяют планированию. В этом категории популярны проекты «Battle Worlds: Kronos», «Might and Magic: Heroes 6. Gold Edition»;
  • Военные – в них предполагается ведение боев между армиями. Выигрывает тот, кто лучше подготовил войска. Военные стратегии скачать на комп можно самые разные: «Full Spectrum Warrior», «Catan»;
  • Глобальные стратегии на компьютер – их ключевой чертой является разделение игрового процесса на составляющие: создание базы, проведение научных исследований, возведение новых соединений или модернизация существующих.

Только лучшие стратегии

Наша команда подготовила популярный список, и теперь каждый желающий может скачать игры стратегии всех времен без регистрации бесплатно. Мы собрали замечательную коллекцию развлечений для настоящих ценителей данного жанра. Если Вы ищете популярные стратегии на ПК про войну, про рыцарей или на развитие цивилизации, рассмотрите наш лучший каталог игр. В нем много интересного!

3 926

ТОП-10 онлайн стратегий на ПК – лучшие игры стратегии 2019 года

Какие лучшие стратегические игры можно скачать на ПК в 2019 году? Этот жанр существует примерно с тех времен, когда люди только начали играть в компьютерные игры. За это время создана масса стратегий в реальном времени, 4X модель (изучение, расширение, эксплуатация и уничтожение), военные онлайн игры, экономические стратегии, пошаговые, строительные и средневековые.

В список ТОП-10 бесплатных игр попали стратегии, в которых основная задача строить и развивать город, обучать армию солдат и захватывать поседения других игроков, заниматься развитием экономики и дипломатических отношений. В нем не участвуют такие хиты как серия Sid Meier’s Civilization, франшиза Warhammer, проект Cities: Skyline, но мы не забываем их заслуг перед игровой индустрией.

Бесплатная браузерная стратегия, где задача игрока построить великолепный город и изучить все тайны волшебного мира. Вы можете начать играть как Эльф, чтобы воссоединить город с природой или выбрать расу Людей и создать индустриальный средневековый мегаполис.

Сперва постройте дома для жителей, организуйте им рабочие места, возведите казармы для тренировки солдат, соберите сильную армию для завоевания ресурсов других игроков в трехмерных анимированных сражениях.

Можно пойти другим путем, исследовать мир Elvenar в поисках новых технологий, торговых маршрутов, дипломатических отношений, что приведет к процветанию империи без применения грубой силы. Только вам решать по каком пути пойдет ваш народ!


Княжеские войны (Khan Wars) – средневековая онлайн стратегия для браузеров, обновленная в 2018 году, в которой сочетается современный геймплей, тактические бои и внушительное древо исследований. В игре есть дюжина стран с уникальными особенностями, что стимулирует игрока попробовать новые тактики и добраться до вершины рейтинга лучших игроков.

Основа любой успешной империи в ее экономике, именно на этом нужно сделать акцент на начальных этапах игры в Княжеские войны. В вашем распоряжение 5 видов ресурсов: железо, золото, древесина, пища и жители. Заработанные на квестах ресурсы можно распределить между различными сферами, в зависимости от курса развития.

У каждого развивающегося замка есть возможность выбрать рыцаря. Его навыки положительно сказываются на способностях армии, которую он ведет в бой. Рыцаря можно дать на личное задание, например, исследовать новые локации и уничтожать здешних бандитов.


Браузерная онлайн стратегия и бизнес симулятор про поезда, где игрок должен создать собственную монополию с железнодорожной сетью по всей стране. Игра начинается с постройки первых рельс между городами для перевозки угля, древесины, пшеницы и железа.

Деньги, заработанные на перевозках товаров нужно вкладывать в модернизацию железнодорожной станции. Можно построить вокзал, депо, завод, отель для приезжих, ресторан и торговый центр. Оставшиеся кредиты идут на улучшение подвижного состава. Игровой процесс разделен на эпохи, после завершения каждого этапа происходит подсчет очков и переход к новым технологиям.

Rail Nation – прекрасный симулятор железнодорожного магната (Railroad Tycoon) с кучей реальных поездов из разных эпох, заданий и возможностей заработать деньги и славу.


В отличие от большинства пошаговых военных стратегий в Stronghold Kingdoms строительство средневекового замка и сражения проходят в реальном времени по всей древней Европе. Вам предстоит углубиться в изучение военного дела, государственной экономики, политики, сельского хозяйства и дипломатии.

Как принято в большинстве MMORTS, игрок начинает строительство империи с самого нуля и уделяет внимание мельчайшим деталям, решая ежедневные проблемы правителя. Как прокормить крестьян, где найти ресурсы на постройку нового склада, почему стража отлынивает от обязанностей и другие заботы средневекового землевладельца.

Чтобы добиться успехов во внешней политике, стоит заручиться поддержкой союзников. Идти войной на врагов лучше вместе с другими игроками. В бесплатной стратегии Stronghold 5 видов юнитов – крестьяне, мечники, лучники, пикинеры и капитаны. Одна из самых самобытных клиентских стратегий современности занимает в рейтинге ТОП-10 седьмое место.


Обновленная игра Forge of Empires, выпущенная компанией InnoGames в 2019 году, является одной из лидеров в жанре браузерных экономических онлайн стратегий. Используя наработки из предыдущих проектов (Tribal Wars и Grespolis), разработчики смогли объединить их лучшие качества в одной игре.

Уровень проработки мира и внимание к деталям в Forge of Empires превосходит по качеству большинство других клонов. Игроки могут наблюдать в реальном времени как небольшие хижины из каменного века превращаются в средневековую империю, а позже в передовую и процветающую цивилизацию.

Задача игрока строить город, расширять территории и улучшать уровень жизни жителей. Не обошлось в игре без военных конфликтов. Тренируйте солдат, чтобы защищать город и грабить ресурсы поверженных противников. Пошаговые битвы как в Героях Меча и Магии отличают Forge of Empires от массы однотипных браузерных стратегий.


Многопользовательская онлайн стратегия в реальном времени в фэнтезийном сеттинге разработанная и опубликованная Plarium для ПК, Android и iOS. Игра начинается в вымышленном средневековом королевстве, в котором игрок строить город, собирает армию и воюет с другими пользователями в клановых битвах.

На безлюдной земле вы должны возвести процветающий город, обучить местных мужчин держать оружие в руках, добывать природные ресурсы в шахтах, на лесопилке и в горах. Благодаря научным исследованиям, игрок способен улучшать каждый аспект своего государства.

За выполнение заданий от советников, вы зарабатываете очки опыта, ресурсы и влияние в пограничных землях. По мере продвижения сюжета, в онлайн игре бесплатно разблокируются новые функции и возможности. Армия состоит из копейщиков, рыцарей, кавалерии, стрелков, разведчиков, осадных орудий, которые участвуют в PvP и PvE военных конфликтах.


Многопользовательская онлайн стратегия для мобильных устройств и ПК с PvP битвами от компании AMT Games Publishing Limited. В игре сочетается постройка зданий с обороной военной базы (Tower Defence), где игрок становится командиром и должен добывать ресурсы, разрабатывать стратегию обороны, чтобы уничтожить все силы врагов.

Под вашим руководством находятся разные вида военных отрядов: космические десантники, морские пехотинцы, роботы и боевые крейсеры. Ваша задача грамотно распланировать атаку на суше, с воздуха и моря. Отправьте вооруженных солдат против других игроков, чтобы захватить накопленные ресурсы и территорию.

Для постройки и модернизации доступны более 20 типов зданий, а окружающая их стена превращает базу в неприступную космическую крепость. Скачайте бесплатно Battle for the Galaxy, чтобы попробовать более 50 однопользовательских миссий, оценить впечатляющую графику для браузерных стратегий и создать коалицию с другими онлайн игроками.


По данным статистики, Vikings занимают лидирующие позиции в рейтингах разных стран среди браузерных стратегий на ПК и мобильных платформах. Результаты связаны с тем, что игра представлена в популярном жанре MMO и готова соперничать даже с такими гигантами как Clash of Clans.

Вы начинаете стоить город викингов, обучать воинов и нападать на вражеские деревни с целью завоевать новые территории и расширить свои владения. В онлайн игре Викинги: Война Кланов игрок может взаимодействовать с другими пользователями и вместе объединяться во влиятельные кланы.

В кланах викингов есть четкое разделение на рядовых и начальников. Ваша задача обеспечивать население полезными ресурсами: древесина, железо, пища, камень, серебро и конечно следить за пополнением золотой казны. Основной целью для кланов является Место силы, завоеванная локация дает приятные бонусы, но удержать ее надолго будет непросто.


Kingdom Under Fire II – захватывающая MMORPG игра в фэнтезийном мире похожем на Black Desert с элементами стратегии в реальном времени (RTS) разработанная Blueside и изданная Sand Youn Lee. Перед началом игрок создает своего персонажа, цель которого собрать могущественное войско и управлять им на поле битвы, побеждая любых соперников.

В игре присутствует 2 разных режима (RPG и RTS). Режим RPG дает игроку возможность управлять персонажем от третьего лица как в других ролевых онлайн играх на ПК. Главный герой не ограничен в своих поступках и может свободно путешествовать по миру, а его отряды следуют за ним.

В режиме RTS вы руководите армией с высоты птичьего полета в PvP битве на арене. Под вашим руководством находятся пехотинцы, артиллерия и тяжелая боевая техника. Победа приносит ценные ресурсы для расширения собственной империи.


Total War: ARENA – многопользовательская стратегия в реальном времени (MMORTS) с элементами MOBA разработанная Creative Assembly и изданная компанией Wargaming. Это первая условно-бесплатная игра в серии Total War, где игроки могут участвовать в битвах 10 на 10. Каждый из союзников командует своим войском более чем из 100 солдат, чтобы привести команду к победе.

Игра предлагает на выбор разные виды режимов и несколько фракций времен античности (Греция, Рим, Варвары, Карфаген) со своими знаменитыми полководцами (Александр Македонский, Леонид, Юлий Цезарь, Ганнибал). Каждый обладает уникальными боевыми навыками и предысторией.

В онлайн стратегии Total War: ARENA большие карты для сражений, интуитивное управление и динамичный геймплей. Проработанная механика игры позволяет изучать новые навыки, открывать способности, разрабатывать победные тактики и вооружение для отрядов. Total War: ARENA по праву получает первое место в рейтинге лучших военных онлайн стратегий 2018 года.

Для любителей тщательно обдумывать глобальные решения и руководить огромными армиями создан жанр стратегий. В таких играх можно стать командующим фронтом или же лидером целой нации. Также существуют стратегии, где нужно не только придумать тактику боя для своих воинов, но и развивать торговлю и дипломатию. Подобные игры являются отличной разминкой для мозгов. В некоторые из них разработчики встраивают энциклопедии, подробно освещающие события, произошедшие в разные исторические эпохи. Далее представлены лучшие стратегии на ПК – рейтинг топ 10.

10. Anno

Открывает рейтинг лучших стратегий на ПК серия игр Anno. Первая часть (Creation of new world) вышла в 1998 году. Всего есть 13 игр, охватывающих большинство современных эпох, порой включающих в себя альтернативную историю. Основной акцент сделан на торговле и обеспечении своих поселенцев ресурсами, чтобы они повышали свой социальный статус. Например, выпив чашку кофе, обычный гражданин может стать купцом или же дворянином, в зависимости от ситуации. Впрочем, геймплэй здесь построен не только на экономике. У соседних государств рано или поздно появится желание захватить богатства игрока. Поэтому всегда имеет смысл построить себе парочку лишних пушек.

Цезарь 3 – одна из лучших экономических стратегий на ПК, в которой игроку предстоит отстраивать города во славу Императора. После обучающей миссии разработчиками предлагается два варианта дальнейшего прохождения - военный и мирный. В первом случае на город будут регулярно нападать варвары, кроме того, внезапно может начаться мятеж. Во втором варианте врагов будет намного меньше. В некоторых миссиях их вообще не будет, но требования к процветанию поселения там намного выше. Если геймер не справляется с планом, который был составлен игрой, то император снимает его с должности губернатора. На город очень быстро нападают римские легионеры. В случае проигрыша, игрока отправят на галеры, после чего уровень придется переигрывать заново. Стоит отметить, что этот легион можно победить, построив оборону.

8. Total War: Attila

На 8 месте в топ 10 лучших стратегий на PC Total War: Attila. В этой игре есть как зрелищная боевка, так и неплохо реализованный пошаговый режим на глобальной карте. Действие Total War: Attila разворачивается в 395 году нашей эры, сразу после разделения Римской Империи на Запад и Восток. Игроку нужно возглавить один из народов и полностью захватить всю карту. Трудности начинаются практически сразу. Европа находится под ударом гуннов, а в землях Рима бушуют гражданские войны и бесчинствуют варвары. Иными словами Великое переселение народов в полном разгаре. Система дипломатии сделана хорошо и позволяет совершать различные хитрые ходы. ИИ достаточно умен и вполне может доставить немало проблем начинающему геймеру.

7. Age of Empires 2: The African Kingdoms

В десятку лучших стратегий на ПК вошла Age of Empires 2: The African Kingdoms - это дополнение для ремейка Age of Empires 2: HD Edition. По сравнению с оригинальной игрой была серьезно улучшена графика и встроен мультиплеер на серверах Steam. Также добавились новые нации и четыре полностью озвученные компании. Старая классика возродилась и была очень тепло встречена фанатами. Данный ремейк по праву считается одной из лучших игр всей серии Age of Empires.

Command & Conquer 4 — заключительная часть знаменитой и одной из лучших игр в жанре стратегий. Несмотря на то, что ГСБ и Братство НОД объединили свои усилия по спасению человеческого вида, последний этап противостояния - четвертая война за тиберий, уже не за горами. Разработчики капитально изменили весь геймплэй. Теперь, чтобы получать ресурсы, игроку необходимо захватывать и удерживать специальный узлы, контролирующие рост тиберия. Боевые единицы тоже подверглись изменению и делятся на классы нападения, обороны и поддержки. Фанаты и критики неоднозначно приняли игру - главным образом из-за ее направленности в сторону мультиплеера. Все остальные изменения были приняты общественностью вполне лояльно.

5. XCOM: Enemy Within

Серия пошаговых стратегий ХСОМ считается одной из лучших игр в своем роде. В основном, сюжет повествует о борьбе землян с пришельцами. Геймеру предстоит возглавить организацию ХСОМ и проводить различные операции против инопланетян, которые обладают сильным технологическим, а также численным преимуществом. Несюжетное дополнение Enemy Within добавило новые задания, оружие и мехов-роботов, для производства которых нужно построить специальную лабораторию. Атмосфера игры позволяет полностью погрузиться в благородное дело защиты Земли от инопланетян.

4. Civilization VI

Продолжает список лучших глобальная пошаговая стратегия Civilization VI. Одним из самых интересных нововведений стала новая система городов. Теперь поселения могут занимать несколько клеток и будут давать серьезные бонусы к экономике, а также науке. К сожалению, захватить отдельный квартал нельзя - городом владеет только тот, кто захватил центр. Цель игры осталась прежней - привести свою нацию к победе путем дипломатии, культуры или же военной экспансии. Тем не менее, студия Firaxis Games смогла сделать качественную игру, угодив фанатам серии.

3. Age of Mythology

Age of Mythology открывает тройку лучших стратегий на PC. Даже спустя десять лет после релиза игра имеет огромную фанатскую базу. Разрабатывалась Ensemble Studios, издателем выступила компания Microsoft Game Studios. Как и большинство стандартных RTS в Age of Mythology игроку необходимо отстраивать города, собирать ресурсы и строить войска, чтобы уничтожить вражеские армии и поселения. Сюжет игры является неким смешением греческой, скандинавской и египетской мифологий. Интересно, что игровой ИИ использовался в научных исследованиях. Ученые хотели выяснить, какое влияние оказывает слияние эмоциональной модели со стандартными скриптами бота. Согласно результатам, агрессивный вариант одерживал победу на 25% быстрее. Единственным недостатком стратегии оказались весьма однообразные задания в компании, однако это не уменьшило ее реиграбельность.

Все уже давно поняли, что компания Blizzard не делает плохих игр. Warcraft III в свое время была самой ожидаемой и лучшей стратегической компьютерной игрой на рынке, поэтому сложно найти геймера, который хоть раз не слышал о таких колоритных персонажах, как Артес, Иллидан и Тралл. Хорошо подобранная музыка позволяет полностью погрузиться в историю фэнтезийного мира. Кроме отличного сюжета, Warcraft обладает превосходной графикой, а также редактором карт, позволяющим полностью изменить характеристики юнитов, текстуры и создавать собственные кат-сцены. Это привело к созданию множества неофициальных карт, геймплэй которых разительно отличается от оригинальной игры. Самым известным примером является DotA, переросшая в отдельный крупный проект.

1. StarCraft II: Wings of Liberty

Starcraft II Wings of Liberty — самая известная и лучшая стратегия на ПК в реальном времени, которая быстро стала новой киберспортивной дисциплиной. Разработчики Blizzard даже не скрывали, что главное назначение их игры - сетевые матчи. Тем не менее, одиночная компания с крутым сюжетом присутствует. Терранам, протоссам и зергам вновь предстоит сойтись на эпических полях битвы. Главная задача в любой миссии - полное уничтожение противника и его зданий. Графический движок Havok и отличная графика лишь увеличивают удовольствие от процесса. Игра вышла долгоиграющей - благодаря хорошо проработанной вселенной, интересным фракциям и сетевым лигам, которые позволяют сражаться с другими игроками.

С начала 90-х и до середины 00-х стратегии властвовали над умами игроков, получая заслуженный почет и уважение. Увы, но их золотая пора минула: RTS (стратегии в реальном времени) не могут конкурировать в зрелищности с очередным Battlefield, с динамикой Overwatch или сюжетом Witcher 3. Вот и приходится довольствоваться очередным перепрохождением старой-доброй классики или ожидать выхода новой «Цивилизации».

Впрочем, не все так пессимистично. Наш рейтинг лучших стратегий позволит установить самых достойных представителей жанра, а также узнать о последних релизах, которые подарили некоторым классическим стратегиям вторую жизнь. Надеемся, этот ТОП-10 окажется информативным. Если же нет: комментарии и голосование внизу статьи в помощь.

10. Stronghold


Stronghold вышла на свет в золотую эпоху RTS - в 2001 году. В то время большинство стратегий пытались подражать либо C&C, либо Warcraft, но у «Стронгхолд» были иные планы. Хотя критики пытаются уверять, что эта стратегия не принесла ничего существенно нового для своего жанра, ее поклонники с этим поспорят и, как по мне, будут правы.

Stronghold имела довольно проработанную и обширную экономическую составляющую. Хотя количество доступных ресурсов не далеко ушло от стандартных «дерево/железо/золото/камень/еда», в игре появился такой необычный параметр как «Популярность». Она обеспечивала приток новых жителей в город и зависела от многих факторов: налогообложения, разнообразия доступной пищи, развлечений (таверны с элем) и прочего.

Чтобы нанять солдат, недостаточно было построить казарму. Нужно было возвести здания, производящие оружие. Обеспечить оружейников нужным строительным материалом, подождать, пока хромающий дед вальяжной походкой доставит в арсенал выстроганный вручную лук, и только после этого можно нанять… аж одного лучника. И так со всеми типами войск! Нельзя было просто поставить казарму и «наклацать» любых юнитов - этому предшествовала организация полного цикла производства оружия и амуниции. Неудивительно, что в игре был ряд экономических миссий, которые не уступали по сложности военным.


Обычное безмятежное утро в Stronghold Crusader

Впрочем, особую популярность завоевала не первая часть, а ее продолжение: Stronghold Crusaders, которая вышла уже в следующем, 2002 году. Как следует из названия, игра была посвящена противостоянию арабов и крестоносцев. К сожалению, исчез режим атаки/защиты замка (единственное, ради чего стоит уделить внимание первой части), зато появилось больше юнитов, часть из которых можно было нанимать за золото без производства оружия. За деньги нанимались исключительно воины пустыни, в то время как европейские солдаты и дальше должны были снаряжаться исключительно оружием собственного производства.


Игра остается популярной до сих пор благодаря мультиплееру и выходу различных дополнений (например, Crusaders Extreme в 2008 году). Также этому способствует простая, но достаточно разнообразная система постройки фортификационных сооружений: Стронгхолд позволяет обнести замок высокими зубчатыми стенами и высокими башнями, оснастить их защитными орудиями и лучниками, установить дополнительные ловушки или выкопать по периметру ров с водой.

Само собой, имеется не меньший арсенал осадных орудий, от таранов и лестниц до катапульт и требушетов, которые могут обстрелять укрепления врага не только камнями, но и… коровами. Добавьте к этому возможность устроить в городе врага пожар или подорвать его экономику с помощью голода: выбор стратегии поединка довольно обширен, как для RTS. Такое разнообразие сделало игру весьма интересной для сетевой игры.


Первая часть Command & Conquer вышла в 1995 году, став на то время настоящим прорывом жанра и составив серьезную конкуренцию Варкрафту и Дюне. Многие привычные ныне особенности геймплея на то время выглядели революционными:

  • Игроки могли выделять целую группу юнитов и отдавать им команду всего одним щелчком мыши;
  • На карте присутствовали нейтральные юниты, здания и другие объекты, с которыми можно было взаимодействовать (читай «разносить в хлам»);
  • Именно в C&C впервые появилась система разделения юнитов по классам, типа «камень, ножницы , бумага» - первый тип юнита эффективен против второго, но уязвим для третьего и т.д.;
  • В игре стали использоваться видеоролики и анимационные заставки, в паре с классным саундтреком, позволяли игрокам «проникнуться» историей вселенной C&C, а не воспринимать ее как очередную безымянную шахматную доску для оттачивания своих тактических способностей;
  • Еще одной фирменной «фишкой» Command & Conquer является наличие всего одного ресурса, тиберия - именно за него и ведутся все войны во вселенной этой игры.

C&C оказалась невероятно популярна со всеми вытекающими: многие элементы геймплея разошлись по другим играм, став привычными элементами большинства стратегий. Кроме классической серии C&C, которая радует своих поклонников новыми релизами до сих пор, со временем появились две «альтернативные» версии вселенной C&C. Это Command & Conquer: Generals (2003) и ставшая весьма популярной линейка игр Red Allert.

  • Red Allert


Советы как бы передают пламенный привет старику Эйнштейну

Red Allert вполне заслуживает отдельной статьи. Эта игра вобрала в себя невероятное количество безумия и «клюквы» на тему холодной войны и противостояния НАТО и СССР. Вот краткое описание предыстории вселенной этой игры: насмотревшись на ужасы Второй мировой, старик Эйнштейн в 1946 году решает смастерить машину времени и вернуться в прошлое, чтобы изничтожить Гитлера. В результате чаша весов качнулась в другую сторону: товарищ Сталин решает построить свой собственный, коммунистический Рейх, и Европе вместе с союзниками все-равно приходится воевать.

Насколько была успешна игра, судите сами: во всем мире было продано 35 млн копий, а в книге рекордов Гинесса появилась запись, уверяющая, что Red Allert - самая продаваемая RTS в мире. В 2000 и 2001 годах вышли Red Allert 2 и Red Allert 2: Yuri’s Revenge, которые до сих пор остаются классическим выбором олдфагов. Впрочем, для почитателей более современной графики, есть и третья часть RA.


Warhammer - обширная вымышленная вселенная, на основании которой построены многие книги, комиксы, фильмы, компьютерные и настольные игры. При этом существует две версии этой вселенной: Warhammer Fantasy и Warhammer 40,000. В первом случае, как следует из названия, Вархаммер верен канонам фэнтези и радует поклонников Толкина и прочих «эльфов». А Warhammer 40,000 создает некий микс из фэнтези и научной фантастики, отодвигая противостояние поближе к звездам.

Игр, связанных с Warhammer 40.000, можно насчитать около 20. Но только одна из них у любого поклонника стратегий всегда ассоциируется со словом «Вархаммер»: это единственная и неповторимая Warhammer 40 000: Dawn of War, вышедшая в 2004 году.

Стратегии, в привычном понимании этого слова, места предоставлено не так и много: в центре внимания оказывается тактика. Здания строятся быстро, а ресурсов предусмотрено всего 2: энергия, для которой нужно строить генераторы, и специальные баллы, которые можно получить, удерживая чек-пойнты под натиском неприятеля.

Создатели игры как бы с первых минут прямо заявляют: оставьте всю эту возню с постройкой базы и экономическим развитием для ботанов. Вселенная WH40K создана исключительно для того, чтобы заставлять закованных в латы десантников драться с различными монстрами (от орков до более экзотических созданий). Так что никакого длительного экономического развития в ней не предвидится: только сражения с первой до последней минуты.


Warhammer 40,000: Dawn of War 2 как будто создана для Джереми Кларксона из «Топ Гир»: с воплем «Power!!!», игрок разметает всех врагов на своем пути. Тактика? Не, не слышал.

В 2009 году состоялся релиз Warhammer 40 000: Dawn of War 2, которая получила высокие оценки игроков, была тщательно похвалена многими игровыми изданиями, но… внезапно оказалась не стратегией. Верные почитатели первой части с ужасом обнаружили, что долгожданная Dawn of War 2 стала больше напоминать RPG типа Diablo, чем себя же 5-летней давности. Правда, это не помешало игре найти своих поклонников, которые уверяют, что мультиплеер сохранил все необходимые элементы RTS и вполне удовлетворителен.

7. Total War


Забавно, что Total War и Warhammer 40 000: Dawn of War расположились по соседству в рейтинге лучших стратегий, ведь как раз в мае этого года вышла Total War: Warhammer - первая TW, посвященная вселенной Вархаммер. Правда, не Warhammer 40.000, а Warhammer Fantasy - так что она, в первую очередь, придется по вкусу любителям фэнтезийных миров. Впрочем, давайте обо всем по порядку - ведь выходу этой игры предшествовало 9 других частей, которые и принесли TW всемирную известность.

Главной отличительной особенностью Total War является удачное соединение пошагового режима и RTS: уровень каждого из них выбирается отдельно. Главное действо разворачивается на глобальной карте мира, в которой все происходит пошагово. Но сражения загружаются отдельно и стремительно развиваются в режиме реального времени. Игрокам предстоит с умом использовать особенности местности и различные типы юнитов, что позволяет получить преимущество даже над превосходящими силами противника.


Первая TW вышла в 2000 году. Но всемирную известность серии принесла ее третья часть, Rome: Total War, в которой использовался трехмерный движок. Как следует из названия, действие происходило во времена Римской империи. Кроме «классических» европейских наций, в игре были доступны арабские империи (Египет) и даже варвары. В зависимости от выбранной стороны отличались не только юниты, но и архитектура городов. Популярность этой части последующие TW так и не смогли переплюнуть.

В 2013 вышла Rome: Total War II - изначально забагованная, но позднее доведенная до ума с помощью многочисленных патчей. Вероятно, вдохновившись «Цивилизацией», разработчики Rome 2 добавили возможность побеждать не только путем завоевания, но и с помощью культуры и торговли. Впрочем, это не единственная часть, достойная внимания: Napoleon, Attila, Shogun 2 и упомянутый ранее Warhammer также по-своему интересны.


Если бы мне удалось создать настолько успешный продукт, как Warcraft, я бы лет 20 почивал на лаврах, спуская все деньги каким-нибудь абсолютно бессмысленным способом. Но ребята из Blizzard не такие: сорвав заслуженные овации после выхода Warcraft 2, Близзарды взялись за работу над космической RTS. Правда, в результате у них все-равно получился Варкрафт: бета версия была нещадно раскритикована и воспринята как «орки в космосе». К счастью, разработчики прислушались к критике и полностью переделали графический движок и сеттинг. Так в 1998 году родился легендарный StarCraft.

В игре представлено 3 расы: зерги, протоссы и терраны, которые заимствованы со вселенной Вархаммера 40.000 (тираниды, эльдары, имперская гвардия). Впрочем, схожесть исключительно поверхностна: появившись на свет, СтарКрафт пошел собственным путем развития - вселенная этой игры обросла своими особенностями и сейчас имеет мало общего с Warhammer.

В большинстве стратегий, чтобы сохранить хрупкий баланс, все нации имеют одинаковый набор юнитов и зданий + несколько уникальных построек/солдат, которые вносят определенное разнообразие, но принципиально не влияют на тактику игры. StarCraft же наплевал на эти каноны. Все 3 расы абсолютно разные:

  • Зерги далеки от технологий и науки, добиваются превосходства исключительно количеством.
  • Высокодуховные протоссы являются полной противоположностью зергов: каждый протосс мнит себя важной личностью с богатым внутренним миром, поэтому стоит немало ресурсов, но и бьет, соответственно, больно и сильно.
  • Терраны (от слова «терра») представляют в игре человеков. Являются «золотой серединой» между зергами и протоссами.


Красивые огоньки Star Craft 2 заманивают доверчивых школьников и вызывают скептическую усмешку олдфагов

Такие разительные отличия между расами дали игре солидное преимущество перед остальными RTS, завоевав ей репутацию «умной» стратегии, в которой нужно не просто «наплодить» как можно большую армию, а продумать свои действия наперед, проявив стратегические и тактические умения. Не последнюю роль играет и микроконтроль: если протоссы не особо требовательны к точности управления, то успех наступательный операций других рас, особенно зергов, напрямую зависит от скорости и точности реакции игрока.

В 2010 году вышла StarCraft II. Современная графика и отличный мультиплеер позволили игре вернуть былую славу и занять свое законное место в киберспорте. Хотя олдфаги уверяют, что уникальный баланс первого SC отчасти утерян, СтарКрафт 2 получил высокие оценки самых разных игровых изданий (в среднем 9 из 10) и подарил ей вторую жизнь.

5. Age of Empires


В 1997 году вышла первая часть Age of Empires: все тот же Варкрафт, только в профиль. Вместо фэнтезийных рас в игре было представлено 12 человеческих наций, которые могли развиваться от каменного века до античности. Фурора в игровом мире эта игра не совершила, но в целом была воспринята благоприятно, что вдохновило ее создателей начать работу над второй частью.

Спустя 2 года вышла Age of Empires II: The Age of Kings, которая стала поистине легендарной. Она затмила не только первую часть, но и многих тогдашних «китов» этого жанра, отвоевав себе приличную армию поклонников. В 2000 году появился аддон Age of Empires II: The Conquerors, который добавил в игру 5 новых наций с уникальными юнитами, а также дополнительные миссии и технологии. Именно эта часть игры и стала самой популярной в серии Age of Empires. В чем причина ее успеха?

  • Разнообразие наций. В The Conquerors насчитывалось 18 наций, многие из которых были довольно экзотичны: гунны, тевтонцы, сарацины, кельты, персы, ацтеки, майя и т.д. По сути, именно эта игра заложила моду на стратегии с множеством разных цивилизаций.
  • Возможность развития. Вторая «фишка», которая была впервые среди стратегий реализована именно AoE 2 - переход из одной исторической эпохи в другую. Все это сопровождалось довольно обширным деревом технологий, для исследования которых необходимо было строить различные здания и тратить ресурсы.
  • Баланс. Само собой, нации отличались не только цветом и разным дизайном зданий. Каждая из них имела собственные бонусы и уникальных юнитов. Одни имели экономическое преимущество, другие более сильную кавалерию, третьи классные осадные орудия, четвертые дальнобойный флот и т.д. Все это разнообразие было довольно сбалансированным без явных фаворитов. В результате, Age of Empires 2 приглянулась многим любителям сетевых баталий.


Как оказалось, красивая картинка не может заменить интересный геймплей

В 2005 году вышла Age of Empires III. Она была неплоха, но до успеха своей предшественницы и близко не дотягивала. В результате, после нескольких аддонов, Microsoft сдались и, на радость фанатов, вернулись к Age of Empires 2. В 2013 году они выпустили Age of Empires 2: HD edition, а затем еще 2 аддона: The Forgotten (5 новых наций, в том числе славяне) и The African Kingdoms (еще 4 нации и «африканские» кампании). Так что на сегодняшний день AoE 2 продолжает развиваться и радовать поклонников новыми дополнениями.

4. Казаки


Успех Age of Empires привлек внимание многих игроделов: они перестали пытаться создать собственный «варкрафт», переключившись на «Эпоху империй» (которая, несомненно, создавалась под вдохновением от Warcraft). Вот и ребята из украинской компании GSC Game World создали RTS, которая концептуально имеет много общего с AoE.

Игра «Казаки», вышедшая в 2001 году, оказалась настолько успешна, что в глазах многих отечественных стратегов надолго затмила «Эпоху». Если верить «Игромании», то в свое время «Казаки» стали самой продаваемой отечественной игрой (более 1 миллиона копий).

«Казаки» продолжили идею многочисленных игровых наций. Во втором аддоне первой части, который назывался «Снова война», было доступно 20 разных стран. И если в «Эпохе» не было ни одной славянской нации, то в «Казаках» была доступна не только Россия, но и Украина (что логично, следуя из названия и географического расположения разработчиков). Были и более изысканные нации, вроде Пьемонта и Саксонии.


В отличие от других стратегий, в «Казаках» ресурсы тратились не только на приобретение юнитов, но и на их содержание. Без еды начинался голод, а наемники, приобретенные за золото, поднимали восстание, стоило казне опустеть. Чтобы использовать огнестрельное оружие, необходимы были железо и уголь - без них стрелки и артиллерия оказывались беззащитны.

Также в игре можно было захватывать некоторые вражеские здания, артиллерию и крестьян (кроме украинских, с ними как обычно: воля або смерть). В сравнении с «Эпохой империй», «Казаки» казались более динамичными, позволяя создавать невероятное количество каких-то безумных и бесстрашных юнитов - в сетевой игре схватки таких полчищ выглядели эпично и захватывающе.

  • Казаки 2


В 2005 году вышли «Казаки 2»: не смотря на высокие оценки многих игровых изданий, игра не вызывала того восторга, что первая часть. В ней было переработано абсолютно все: она стала более реалистичной и продуманной. Никаких «спорных» наций, набегов орд бесстрашных безумцев и апгрейдов древних ружей до такой степени эффективности, что даже Калашникову становится завидно.

Сражения в «Казаках II» заставляли учитывать особенности местности, подолгу перезаряжать ружья и следить за боевым духом солдат, которые могут струсить и броситься в рассыпную. Звучит, вроде бы, неплохо, но в сетевой игре от былого веселья не осталось и следа.

  • Казаки 3


А 21 сентября 2016 года вышли долгожданные «Казаки 3», о которых никто уже и не мечтал. И все бы хорошо, если бы не цифра 3 в названии - все ожидали продолжения серии, а получили ремастеринг первой части. Старая игра была перенесена на новый графический движок, геймплей полностью взят с оригинальных «Казаков». Добавьте к этому приличное количество багов, которые GSC Game World активно исправляли после релиза с помощью различных патчей, и вы поймете, почему многие геймеры почувствовали себя обманутыми. Все-таки, GSC стоило объявить о том, что игра является ремастерингом первой части до релиза, а не после него.

3. Heroes of Might and Magic


Первая часть пошаговой стратегии Heroes of Might and Magic вышла в далеком 1995 году. Ее предшественником была King’s Bounty, которая появилась еще в 1991 году. Но всеобщая любовь и признание к HoMM приходили постепенно, накрыв Heroes of Might and Magic III с головой где-то ближе к 1999 году.

Действие всех «Героев» происходит в некой фэнтезийной вселенной. Расы есть, но игрок к ним не привязан: герой может завоевывать замки любых фракций и нанимать любых доступных юнитов. Так что под одними знаменами может собраться самая разношерстная и дикая братия: эльфы и скелеты, кентавры и драконы, люди и элементали.

Сражения происходят на поле, разделенном на тайлы (шестиугольники). Юниты одного типа занимают одну клетку вне зависимости от их количества. Ходы осуществляются по очереди, герой же смотрит на это действо со стороны, время от времени пытаясь помочь своей армии, кастуя различные заклинания. Постепенно герой получает опыт, изучает новые скиллы и собирает различные артефакты, делающие его лучше и выше.


HoMM IV вышли в 2004 году и были восприняты, мягко говоря, неоднозначно: уж слишком много оказалось нововведений. Главное и ключевое новшество касалось героев: из пассивных наблюдателей они превратились в активных участников баталий, которые могли передвигаться, наносить урон и подвергаться атаке подобно остальным юнитам. Герои могли путешествовать вообще без войск: по одному или сбившись в банду из 7 персонажей. Прокачавшись как следует, одинокий герой мог самостоятельно вынести многочисленную армию.

Была и обратная сторона медали: если удавалось вначале боя убить вражеского героя, можно было получить солидное преимущество. Например, имело смысл организовать диверсионную атаку на неприятеля, уложить предводителя войска и отступить - обезглавленная армия теряла возможность захватывать шахты и замки, что заставляло ее отступать и тащить бездыханную тушку полководца домой.

Все эти нововведения породили несметные просторы для споров и холливаров: поскольку с выхода третьей части прошло 6 лет, появилось новое поколение геймеров, которые «Героев» до этого в глаза не видели - им HoMM4 пришлись по душе. А вот те, кто вырос на предыдущих частях, испытали баттхерт смешанные чувства.

  • Heroes of Might and Magic V


Споры между сторонниками и противниками четвертой части остановил релиз Heroes of Might and Magic V, который состоялся в 2006 году: вчерашние противники объединили свои усилия в общем порыве выразить претензии по поводу мультяшной графики для любителей аниме. Если же закрыть глаза на картинку, по геймплею «Герои 5» были осовремененной копией третьей части - очевидно, разработчики не стали экспериментировать, чтобы подзаработать на ностальгии фанатов серии.

На этом заканчиваются классические «Герои» и начинается нечто совершенно непонятное. HoMM 6 и 7 превратилось в некий альтернативный продукт, настолько далекий от оригинала, что на их фоне даже «Герои 4» выглядят эталоном кошерности. Поэтому большинство поклонников «Героев» предпочитают играть в более ранние версии, с 3 по 5. Но самыми популярными остаются Третьи ХоММы. Тем более, что в 2015 году вышла HD-версия этой игры.

2. Civilization


Первая «Цивилизация» появилась в лохматом 1991 году и, как поговаривают, являлась цифровой версией одноименной настольной игры начала 80-х. Поскольку в те времена компьютеры у простых смертных не водились, о новой стратегической игрушке подозревали немногие: преимущественно работники НИИ и прочих интересных предприятий.

Тем не менее, игра оказалась вполне успешной: какой инженер мог устоять от искушения после напряженной рабочей смены примерять на себя роль Сталина или Ганди? Наличие Цивилопедии, детальной игровой энциклопедии, выгодно отличало Civilization от других стратегий тех времен.

  • Civilization II


В 1996 году Сид Мейер и компания выпустили вторую часть Цивы, которая, благодаря большей распространенности компьютеров, стала вполне успешным коммерческим продуктом. Не смотря на посредственную графику, в игре были классные моменты: к примеру, при постройке чуда света проигрывался видеофрагмент реальной кинохроники. Можно было увидеть запуск «Аполлона» или ядерной ракеты, съемки Сикстинской капеллы или Нотр-Дам де Пари. В последующих частях кино заменили обычной анимацией.

  • Civilization III


2001 год отметился выходом Civilization III: первой Цивы с приятной графикой. Даже сейчас она смотрится вполне привлекательно, а в 2001 году эта картинка вызывала настоящий восторг. Геймплей также претерпел определенные изменения. В Civ 2 игроки старались не собирать много юнитов на одной клетке, т.к. в случае вражеской атаки и гибели одного из них погибали все, кто стоял на клетке. В Civ 3 ничего подобного не происходило: чтобы очистить клетку от вражин, необходимо было уничтожить их всех.

Поэтому очевидная и единственная тактика ведения войны в третьей Циве: создание так называемого стека - толпы разношерстных юнитов на одной клетке. Время от времени появлялся лидер, который мог объединить 3 юнитов под своими знаменами. Такое образование называлось армией и представляло собой эдакого толстого юнита с 20НР. С помощью армии можно было выпилить практически все, что угодно.


Окно города - лучшее, что было в Civilization III

Фирменной фишкой второй и третьей Цивы стала ситуация, в которой технологически отсталый юнит, имея больше боевого опыта, мог спокойно уничтожить какое-нибудь чудо-оружие будущего. Например, в порядке вещей была ситуация, когда копейщик точным ударом разрывал в клочья вражеский танк или лучник, как следует натянув тетиву, сбивал вражеский бомбардировщик. Особо забавлял тот факт, что самолет сбивался одинаково успешно не только лучником, но и мечником. В последующих частях эта проблема была отчасти решена, но в первых Цивах такие события порождали немало приступов истерии.

В Civilization III был целый ряд нововведений, которые перекочевали во все последующие игры серии: разнообразные ресурсы на карте, Золотой век, культурное влияние на соседние города, с помощью которого можно было ассимилировать соседнее поселение, дерево технологий (в предыдущих частях приходилось запоминать или записывать последовательность открытий различных наук).

  • Civilization IV


Civilization IV, вышедшая в 2005 году, обзавелась трехмерным изображением. Игроки, привыкшие к третьей Циве, настороженно восприняли непривычную графику, так не похожую на предыдущую часть. В игре появились религия и шпионаж (аддон Beyond the Sword), а действия авиации стали более реалистичны: самолеты совершали налеты из города и не могли быть сбиты каким-то суровым копейщиком. Проблема скоплений большого количества юнитов на одной клетке отчасти решалась как раз авиацией или артиллерией: урон от их атаки получали все юниты в стеке.


Еще одно классное новшество, появившиеся в аддоне Warlords - вассальные государства. Теперь, вместо того, чтобы полностью завоевывать нерадивых соседей, достаточно было разгромить основную часть войск и захватить несколько ключевых городов. После этого противник соглашался капитулировать и становился вассалом. Также статус вассала можно было предоставить группе своих городов на другом континенте или островах, превратив их в эдакую автономную республику.


Наступил 2010 год и вышла Civilization V. На смену квадратным клеткам пришли более удобные и практичные гексы: с ними границы государств избавились от странной линейной угловатости и стали более правдоподобными. Систему накопления громадного количества юнитов на одной клетке снесли под корень: теперь на одном шестиугольнике мог размещаться только один военный юнит. При этом их сделали эффективнее и сильнее.

На содержание определенных юнитов требовалось тратить стратегические ресурсы: лошадей, железо, нефть, уголь или уран. Не имея их под рукой, государство рисковало остаться без кавалерии, линкоров, ядерного оружия и авиации, что не только добавило реализма, но и заставило игроков осторожно распоряжаться ресурсами вместо того, чтобы клепать в неимоверных количествах все, что вздумается.


Тактика постройки как можно большего количества городов также отжила свое: большие империи получали штрафы по культуре и науке, а население начинало проявлять недовольство. Так что появилось несколько различных тактик: развитие через 4-5 городов с большим количеством населения или постройка большего количества поселений, но с меньшим количеством жителей в городах. Стала возможна победа и с одним единственным городом (привет от Венеции).

Еще одно нововведение: появление городов-государств, которые не претендуют на мировое господство. Дружба с ними приносила различные бонусы: ресурсы, очки науки, культуры или религии, юнитов и дополнительные голоса в Конгрессе.

Стоит отметить, что многие из функций, как и в предыдущих Цивах, были добавлены в аддонах: религия и шпионаж, караваны, возможность принимать различные резолюции в Конгрессе и ООН - в начальной версии без аддонов всего этого не было. Поэтому, читая отзывы об игре, не сложно проследить, как гнев поклонников серии постепенно сменялся на милость.


21 октября 2016 года состоялся релиз Civilization VI. Среди заметных нововведений: 2 дерева технологий, культурное и научное, которые открываются независимо друг от друга. Клетки вокруг городов необходимо застраивать специальными районами: научными, культурными, военными, религиозными, промышленными и т.д. Построить все точно не получится - банально не хватит клеток. Тем более, что каждое чудо света также требует отдельного тайла.

Описать все нововведения и особенности шестой Цивы сложно по причине ее свежести. Но игра уже получила высочайшие оценки различных игровых изданий, да и отзывы в Стиме, по большему счету, весьма положительные. И это не смотря на то, что обычно первая версия Civilization оказывается сыроватой и только со временем, с помощью нескольких аддонов превращается в шедевр. Но, судя по всему, шестая Цивилизация может стать первой представительницей серии, которая хороша изначально.

1. Warcraft


С большим отрывом на первое место рейтинга лучших стратегий взбирается Warcraft - один из родоначальников жанра RTS, чьи наработки стали эталоном для десятков и сотен последующих игр. Не стоит удивляться тому, что C&C и StarCraft не смогли и близко подобраться к Варычу: его влияние на игровую индустрию невозможно переоценить. Dota, World of Warcraft, настольные и карточные игры, а теперь еще и полнометражный фильм - все это появилось на свет только благодаря игре от Близзард, которая была выпущена в далеком 1994 году.

Сюжет Warcraft: Orcs and Humans завязан на противостоянии людей и орков. Как и в фильме, орки вываливаются в мир людей из портала и между ними начинается борьба за место под солнцем. Впрочем, первая часть привлекла к себе не так много внимания - вся слава досталась ее сиквелу, Warcraft II: Tides of Darkness, который вышел всего через год. Но только посмотрите, какие изменения в графике произошли за этот короткий период! Добавьте к приятной картинке интересные ролики и добротный сюжет, и все - шедевр готов.


Как бы «до» и «после» - год прошел не зря

  • Warcraft III

А вот продолжения банкета пришлось ждать долго - целых семь лет. И первая реакция игрового сообщества была неоднозначна: уж слишком много подозрительных новшеств появилось в игре:

  • Трехмерный движок;
  • 2 расы переросли в 4 (были добавлены ночные эльфы и нежить);
  • На картах появилось достаточно много нейтральных юнитов и монстров;
  • В игру были добавлены герои, которые накапливали опыт, прокачивали скиллы и кастовали всякие штуки (чем не RPG?);
  • Ролики стали еще ярче и красивее;
  • Сюжет еще закрученнее и пафоснее.

Вершиной эволюции третьей части стал выход Warcraft III: The Frozen Throne в 2003 году, которая и породила всеми памятную дотку (вряд ли открою Америку, если напомню, что DotA была создана в обычном редакторе карт Warcraft 3 и не рассматривалась как полноценная самостоятельная игра).

Предыдущая тема

  • Весь список тем
  • Существует огромное разнообразие жанров и видов компьютерных игр, но стратегии для ПК занимают ведущие позиции, ведь только благодаря им можно управлять вселенными, строить или разрушать цивилизации. Так что если вы хотите почувствовать себя богом, то смело запускайте одну из подобных забав. Что уж говорить, что игр этого жанра создано очень много, но мы подобрали для вас рейтинг самых лучших.

    Civilization V

    В этой стратегии для ПК вы погрузитесь в историю нашего мира и проведете человечество по всем ветвям - от каменного века до современной реальности и намного дальше. Игроку предстоит принять множество разных решений: социальных, политических, экономических, военных.

    Свобода выбора - то, что характеризует эту стратегию. Можно быть завоевателем или построить государство, ориентированное на туризм или промышленность. В игре сможет разобраться даже новичок, открывающий для себя мир стратегий. Ведь в Civilization V отличная система подсказок и огромная база учебных пособий. Переосмысленная сетка боя погружает в игру с головой, также радует приятная графика.

    Total War: Shogun 2

    Продолжает список «Лучшие стратегии для ПК» игра, которая перенесет нас в феодальную Японию XVI века. Вам предстоит управлять целой империей - от экономики до защиты государства от захватчиков. В игре есть два режима, и нужно продемонстрировать все свои стратегические способности, чтобы успешно маневрировать между ними.

    Управляйте империей в режиме не забывая о том, что вас ждут тактические бои в реальном времени. Баталии в Total War: Shogun 2 - отдельный разговор. Игроку предстоит продумывать тактику боя, и даже противник с численным превосходством может быть разбит благодаря умело проведенному бою или засаде.

    StarCraft 2

    Если вам нравятся научно-фантастические игры-стратегии на ПК в режиме реального времени, то стоит обратить внимание на StarCraft 2. Здесь все по классике: собирайте ресурсы, стройте войска и защищайте галактику от злобных космических эльфов и ксеноморфных инопланетян.

    Игра потребует быстрых решений и действий. Особенно радует мультиплеер, ведь возможность сразиться с другим игроком куда как сильнее щекочет нервы. Хотя и одиночная кампания имеет свои плюсы. Огромное количество квестов и дополнительных заданий не дадут заскучать, а их вариативность и оригинальность приведут в восторг любого игрока.

    XCOM: Enemy Unknown

    Космические стратегии, на компьютер установленные, могут действительно удивлять. В XCOM: Enemy Unknown игроку предстоит отразить вторжение в режиме пошаговой стратегии. Вам нужно собрать команду из шести бойцов и смело направить их против роботов, инопланетян и других противников.

    В игре большое количество карт местности, где героям предстоит вступать в жесткие перестрелки, а после битвы их ждет база, где нужно изучать технологии, увеличивать свои способности и решать проблемы с финансированием. Стратегия затянет не на шутку. Если вам не хочется идти по пути однопользовательской компании, и есть огромное желание вступить в бой с реальным противником, то режим мультиплеера даст вам такую возможность.

    Tropico 5

    Продолжает рейтинг «Лучшие стратегии для ПК» отличный градостроитель, где вам предстоит почувствовать себя диктатором Карибского бассейна. Маленькая республика может стать великой страной, но только под умелым руководством. Игроку предстоит самому решать, по какому пути пойдет его маленькое царство, ведь в этом и прелесть тоталитарного режима.

    Но не стоит сильно перегибать палку, ведь ваш народ может поднять восстание и свергнуть режим. А если не быть достаточно осторожным во внешней политике, то страну ждет военное вторжение. Игра Tropico 5 - отличный и забавный градостроитель, который подарит массу удовольствия.

    Age of Wonders 3

    Классические фэнтезийные игры-стратегии на ПК не утратят актуальности никогда. Несмотря на то что в этой игре достаточно слабо продумана дипломатия и управление городами, Age of Wonders 3 не зря попала в список лучших.

    Огромное количество разнообразных юнитов, и поля битвы, усеянные препятствиями, погружают в баталии с головой. При правильной тактике и умелой стратегии можно построить действительно огромную армию, сметающую все на своем пути. Так что если вам близки по духу эльфы, гномы, великаны, и вы не прочь поупражняться в магии, то смело приобретайте эту игру.

    World in Conflict: Soviet Assault

    В этой стратегии, на компьютер установленной, вам предстоит защищаться от «злобных советских солдат», которые решили завоевать весь мир. Тема достаточно заезжена и уже утратила актуальность, но то, как она подается в World in Conflict: Soviet Assault, стоит отдельного внимания.

    В этой стратегии уже не нужно строить базы или управлять ресурсами, победа или поражение зависит от командных очков, которые дают за прохождение миссий. Впечатляющая графика и действительно интересная однопользовательская кампания поглотят и будут держать в напряжении в течение всей игры.

    Стратегии онлайн

    «Правила войны» открывают подобного жанра. В этой вам предстоит стать бесстрашным командором, пережившим ядерную войну и пытающимся наладить отношения с не совсем дружелюбными соседями.

    Игра завоевала огромное число поклонников среди пользователей социальных сетей по всему миру, и на это есть причины. Отличная графика и озвучка, затягивающий игровой процесс, возможность общения с другими игроками и создание союзов - вот далеко не полный список достоинств, благодаря которым проект «Правила войны» попал в рейтинг «Лучшие игры-стратегии». Бесплатно играть можно сразу в браузере, что делает игру еще привлекательнее.

    "Меч и Магия"

    Идея о том, чтобы перевести легендарную серию в онлайн-режим, существовала уже давно. И наступил этот миг, когда можно поиграть в любимых «Героев» бесплатно, открыв окошко в браузере. Экономическому развитию и строительству замков здесь уделено мало внимания, но это компенсируется огромным количеством квестов, благодаря которым вы вдоволь попутешествуете по миру. Поиски артефактов, прокачка персонажа и стычки с врагами не дадут вам заскучать.

    В игре «Меч и Магия» достаточно продумана а на прохождение сюжетной линии может уйти почти 100 часов - это достаточно впечатляющее время для игры-стратегии онлайн. Но, как и в любом браузерном проекте, герою предстоит взаимодействовать с реальными игроками. Некоторые из них станут друзьями, а кто-то окажется и заклятым врагом. Можно с уверенностью сказать, что Ubisoft удалось воплотить мечту множества фанатов серии.

    Anno Online

    Игры-стратегии на русском языке чаще всего предполагают очередность градостроительства и кровавых баталий. Но если вы не хотите участвовать в битвах, и жаждете отдаться созидательному процессу, то вам просто необходимо поиграть в Anno Online. Здесь вам также предстоит взаимодействовать с другими игроками, но только путем торговли и сотрудничества.

    Основной задачей станет развитие своего города. Также вам необходимо думать об увеличении населения и проблемах с его обустройством. Вы будете налаживать торговые и производственные связи, заниматься постройкой домов и промышленных зданий и многое другое. продумана, и вы не найдете город, похожий на ваш, ведь каждый игрок развивается по своему пути.